Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансформационная экономика




ВОПРОС 6

Таблица 3.3 — Характеристика форм и методов государственного регулирования

Формы, методы и объекты государственного регулирования

 

Формы:

1. планирование, т. е. принятие решений, выбор, постановка целей и определение средств для их достижения;

2. прогнозирование — форма, которая носит вероятностный характер и позволяет сделать предположение о дальнейшем развитии страны и общества;

3. программирование позволяет рассмотреть и обосновать социальные, экономические, научно-технические, политические и другие вопросы

Методы государственного регулирования:

1. экономические (налоги, амортизационные отчисления, кредиты, средства госбюджета, госзаказы);

2. административные (принятие законодательных и иных актов, распределение ресурсов, охрана среды, социальные вопросы.)

В условиях рыночной экономики объектами могут быть:

1. экономический цикл (необходимо стимулировать спрос на товары и услуги, регулировать капиталовложения);

2. структура национального хозяйства (поощряется развитие наиболее эффективных и прибыльных предприятий и отраслей);

3. занятость (поддержание нормального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу);

4. денежное обращение (снижение темпов инфляции);

5. уровень цен;

6. состояние конкурентной среды;

7. окружающая среда;

8. внешне экономические связи;

9. социальная защита населения.

 

 

Формы государственного регулирования Методы
1. Законодательная (правовая) Конституция, законодательные акты
2. Административно-институциональная форма
2.1 Административно-экономическая Централизованное планирование, ценообразо­вание и финансирование, хозрасчет, система централизованных экономических нормати­вов
2.2. Организационно-административная Прямые административные указания, уста­новление жестких правил субординации, ин­струкций, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной (корпоративной) системы, выработка стандартных процедур админист­ративного воздействия и т. п.
3. Форма социально-экономического регулиро­вания
3.1 Бюджетно-налоговая Государственный бюджет, налоги, государст­венные расходы, субсидии, субвенции, льго­ты, трансферты, приватизация
3.2 Кредитно-денежная Учетная ставка процента, норма процента по кредитам и депозитам, открытые рыночные операции, норма резервирования, избиратель­ный контроль за кредитом
3.3 Валютное регулирование Девальвация валюты, ревальвация валюты, «плавающий» валютный курс
3.4 Внешнеторговое регулирование Экспортные субсидии, таможенные тарифы, демпинговая торговля, условно-беспошлин­ный ввоз и вывоз товаров, организация выста­вок, ярмарок, согласование экономической политики

 

Понятие трансформационной экономики, ее основные черты. Концепции перехода к рыночной экономике. Белорусская модель рыночной экономики
Трансформационная (переходная) экономика — экономика стран переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе основанной на рыночных принципах. Содержанием трансформационной (переходной) экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Трансформационный (переходный) период — это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся экономических систем. 1) она представляет собой межсистемное образование, для кот. характерны смесь, сочетание КАС и современной рыночной экономики. 2) особое исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика. 3) неустойчивость состояния, нарушением целостности. 4) количественное и качественное изменение структуры. 5) на первоначальном этапе трансформационные преобразования сопровождаются социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения и др. 6) наблюдается качественное изменение системных связей и отношений.
К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики.
1. «шоковая терапия», предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Основными направлениями преобразований являются: либерализация цен, ведущую к инфляционному взрыву, что обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики.
2. постепенное создание рыночных отношений: длительное, эволюционное формирование рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Основная роль в рыночных преобразованиях в этой концепции отводится государству.
Белорусская модель перевода к рынку. Начало переходного периода в Беларуси характеризуется влиянием следующих факторов: 1) глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы; 2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом; 3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной системы (преобладанием производства средств производства); 4) характерная для начального этапа переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость; 5) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации.
К особенностям белорусской модели относятся:
значительная регулирующая роль государства;
принцип постепенности, эволюционности преобразований;
создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти;
четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;
сильная социальная направленность идущих реформ;
активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь - динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям, включающим: 1) реорганизацию управления государственными предприятиями; 2) разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности; 3) создание единых и равных условий для функцио­нирования предприятий и организаций различных форм собственности; 4) поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение сво­боды предпринимательства в сочетании с применением механизмов государ­ственного регулирования; 5) создание благоприятных, соответствующих ми­ровой практике условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.