Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Политическая система общества

Ниже приведены заполненная таблица (Лист1) и справочная информация (Лист2).

Объяснить работу Логических функций И и ИЛИ

ВОПРОС 6

ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Лог_выражениеэто любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.

В ячейку J2 (Лист1) заносим функцию:

=ЕСЛИ(D2<=1000;0;ЕСЛИ(И(D2>1000;D2<=2000);0,12*D2;

ЕСЛИ(И(D2>2000;D2<=4000);0,12*D2+МРОТ;0,12*D2+2*МРОТ)))

 

 

13.1. Понятие и функции политической системы.

13.2. Структура политической системы.

13.3. Типология политических систем.

 

13.1. Понятие и функции политической системы

 

Относительно самостоятельной сферой жизни общества, наряду с экономической, социальной и духовной, является сфера политическая. Понятие «политическая система общества» позволяет свести воедино основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, представить политический процесс в определенной целостности и стабильности.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Политической системе, как одному из видов социальной системы, присущи такие черты, как:

· наличие определенного множества элементов или совокупность элементов;

· содержательные, а не формальные связи между элементами. Эти связи детерминируются (определяются) свойствами этой системы;

· устойчивость элементов и связей;

· структурная упорядоченность;

· относительная самостоятельность, автономность, выделенность по отношению к окружающей среде;

· существенный признак – целенаправленное функциональное состояние.

Центральным элементом политической системы является политическая власть, которая играет роль системообразующего фактора, своего рода силового поля, вокруг которого объединяются все элементы политической системы. Политическая власть определяет сущность, природу, структуру и границы политической системы общества.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

В политологии существует несколько моделей, анализирующих функционирование политической системы. Наиболее популярны модели политической системы американских ученых Д. Истона и Г. Алмонда.

В работах «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) Д. Истон рассматривает политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, который активно реагирует на поступающие извне импульсы.

В качестве наиболее важных качеств политической системы Д. Истон выделяет:

· взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества;

· способность убеждать своих граждан принять это распределение как обязательное, что придает общественной системе устойчивость;

· способность к самореформированию и изменению окружающей среды.

По мнению Д. Истона, у политической системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований и поддержки. Политическая система может быть подвержена многочисленным воздействиям окружающей среды. Эти воздействия бывают различной силы и направленности. Если импульсы слабые, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия решений. Иногда воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда властные структуры принимают решения в интересах каких-либо слоев, групп, что может привести к дестабилизации политической системы.

Переработанная политической системой информация на выходе выражается в способах реагирования системы на окружающую среду и косвенно на себя. «Исходящие» импульсы осуществляются в виде решений и политических действий. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если политическая система уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям и не реагирует на требования членов общества, то может произойти кризис политической системы. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных ситуаций.

Таким образом, политическая система, по Д. Истону, – не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамическая система.

Г. Алмонд в работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравни­тельная политика сегодня» (1988) при исследовании способов сохранения и регулирования политической системы использует функциональный метод.

Политическая система с точки зрения Г. Алмонда представляет собой систему взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выде­ляются институциональный уровень (политические институты) и ориентационный уровень (политическая культура). Модель Г. Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты поли­тических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты.

На входе политическая система выполняет функции артикуляции и агрегирования интересов. Политические партии, партийные системы, общественные организации, различные группы интересов выполняют функции политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения, интеграции и распределения по степени важности и направленности требований граждан.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непо­средственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней полити­ки). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов, пре­сечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфлик­тов и наложение наказаний.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на опреде­ленные политические ситуации с учетом множественности интере­сов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

 

13.2. Структура политической системы

 

В качестве основных элементов политической системы общества выделяют: политические институты (организации и учреждения); политические отношения; политические принципы и правовые нормы; политическое сознание и политическую культуру.

Политические институты связаны с функционированием политической власти. По степени участия в политической жизни все организации делятся на:

1) собственно политические организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть, участвуют в борьбе за власть. Среди политический организаций (институтов), оказывающих наибольшее влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить политические партии и государство;

2) несобственно политические организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это только один из аспектов их функционирования. Политика не является главной в их деятельности (профессиональные и творческие союзы, общественные объединения и организации);

3) неполитические организации (спортивные общества, клубы по интересам и др.).

В состав политической системы на институциональном уровне входят собственно политические организации и несобственно политические организации теми аспектами своей деятельности, которые связаны с политической властью.

Основным назначением политических институтов является представительство основных интересов определенных социальных групп и социальных общностей людей. В наиболее обобщенном виде политические интересы находят свое воплощение в программах, стратегии и тактике политических партий, политическом курсе правительства и других органов государственной власти. Борьба за государственную власть, стремление к реализации своих политических целей – главное в деятельности политических институтов.

Политические отношения складываются в процессе осуществления власти или по ее поводу и представляют собой отношения между субъектами политической жизни общества.

В зависимости от субъектного состава политические отношения бывают:

· между социальными общностями и группами по поводу политической власти (такие отношения составляют основу политической системы, но не входят в нее непосредственно);

· отношения, в которых одной стороной является политическая организация, другой стороной выступает социальная группа;

· отношения, складывающиеся между самими политическими институтами.

Политические отношения самая динамичная часть политической системы общества. С одной стороны, политические отношения зависят и определяются стратификационной структурой общества, политическим режимом, политическим сознанием и политической идеологией – это делает политические отношения подвижными. С другой стороны, политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, политических традиций, определенного уровня политической культуры.

В зависимости от характера взаимодействия субъектов политического процесса политические отношения могут приобретать разнообразные формы: противоборства, конфликта, сотрудничества и согласия. Также политические отношения могут носить системный (укрепление и поддержка существующей системы политического властвования) и антисистемный характер.

Политические нормы и принципы образуют нормативную основу политической системы общества. Содержательная сторона политических норм и принципов зависит от типа политического режима (тоталитарный, авторитарный или демократический), исторических и культурных особенностей развития конкретной политической системы.

Политические нормы направлены на осуществление таких функций, как: защитно-регулятивная, организационная и идеологическая. Политические нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы получают закрепление и официальное признание социальные интересы и политические устои.

Политические нормы и принципы способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества. При помощи политических принципов и норм политико-управленческие структуры, доводя до сведения субъектов политического процесса свои цели, определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

Существенными элементами политической системы являются политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и политических интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическое сознание выполняет такие функции, как познавательная, аксиологическая (оценочная), интегративно-коммуникативная и прогностическая. Политическое сознание является средством анализа всех политических процессов и отношений, связанных с властными, политическими интересами определенных социальных групп. Каждый субъект политического процесса строит свою политику на основе знаний законов общественного развития. Оценочная функция политического сознания заключается в оценке фактов, явлений политической действительности по степени значимости и соответствия интересам оценивающего. Интегративно-коммуникативная функция – ориентация на определенную систему социально-политических ценностей и идеалов.

Политическое сознание на основе анализа тенденций и законов общественного развития прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе. Прогностический процесс предполагает разработку альтернативных вариантов политического курса, разнообразных моделей общественного и политического развития.

Политическое сознание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Идеологический аспект представляет собой целостную систему теоретических идей, взглядов и представлений, выражающих основные интересы, цели и задачи социальных групп, общностей (нормы, идеалы, система ценностей и ориентаций, конкретных планов и программ политических действий).

Психологический аспект политического сознания выражается в таких психологических компонентах, как политическое поведение человека и социальных групп, чувства, ощущения, эмоции, а также те мысли, идеи и взгляды, которые не нашли еще точного идеологического (теоретического) оформления.

Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и ценностных ориентаций, традиций и символов, политического поведения. Политическая культура наиболее консервативная часть политической системы общества. Она выполняет роль стабилизирующего фактора.

Политическая культура обладает значительным запасом прочности и инертности. Поэтому она обычно оказывает сопротивление модификациям и инновациям со стороны государства и стремиться по возможности приспособить политическую систему к существующим структурам политической культуры.

 

13.3. Типология политических систем

Широкой популяр­ностью пользуется классификация политических систем французского социолога Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержанию и формам правления на следующие типы:

· либеральные, характеризующиеся демократическими методами и средствами управления;

· радикаль­но-авторитарные или коммунистические, характеризующиеся равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

· традиционные, поддерживающие неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляемые олигархией (управлению присущ метод консерватизма);

· популистские, стремящиеся к равенству авторитарными методами и средствами управления;

· авторитарно-консервативные, стремящиеся сохранять сложившееся неравенство «жесткими» средствами.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, акцентируя внимание на особенностях социокультурной среды.

Первый тип политической системы – это англо-американская система, характеризующаяся гомогенной и плюралистической политической культурой. Гомогенность политической культуры заключается в том, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства полити­ческой системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций. Политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации пользуются значительной долей свободы. Данному типу поли­тической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределения власти между различными ее элементами, бюрократизированность.

Второй тип – континентально-европейская система, которая отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, политических партий переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате под угрозой оказываются политический порядок и политическая стабильность.

Третий тип – доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках по­рядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия.

Четвертый тип – тоталитарная политическая система, где существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутст­вует возможность реализации частного интереса и создания добро­вольных объединений.

Особой популярностью в политологии пользуется классификация политических систем на основе анализа методов, способов и средств реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов авторитарности и демократии. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным организациям; построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др. При характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организа­ций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милита­ризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в уп­равлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государст­венной власти. Авторитарные власти в разных странах далеко не одинаковы, и можно говорить о некоторых ее разновидностях: олигархической, монократической, военно-диктаторской, тоталитарной и др.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем су­ществует множество модификаций, которые объясняются своеоб­разием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формами правления и другими факторами.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно под­разделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержа­ние традиционных структур, сложившихся в политической, эконо­мической и культурной сферах и особенно форм и способов реали­зации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны. В свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориенти­ров общественного развития.

Весьма распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса по­литического развития. В основе традиционных систем лежит нераз­витое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, ра­циональный способ обоснования власти.

Если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые. В политической практике не существует абсолютно закрытых политических систем. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и. в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтаксис | Меняющаяся конъюнктура: новые функции pr-менеджеров в эпоху социальных медиа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.