Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы оглавления не найдены

Содержание:

1. Введение в специальность. 12.09.11

2. Теология. История и содержание темы. 19.09.11

3. Объект теологии. 19.09.11

4. Что есть душа человека. 26.09.11

5. о. Константин Польсков. Статья "К вопросу о научном богословском методе" (отс)

6.

Теология – комплекс наук (история, религиозное искусство, научная деятельность, археологические памятники, взаимоотношения м/у религиями). Фундаментальная система наук. В дореволюционные учебные заведения теология не была введена, но преподавали Богословие. Богословское образование – 16 лет (12 лет – среднее, 4 года - высшая школа). В 1755г. Московский университет: было отмечено, что решение за введением Богословия остаётся за синодом. Церковь была настроена консервативно, следовательно, богословские факультеты не открывались… в 1777 г. был разработан учебный план факультета, но ничего не вышло. События 1917г. надолго отложили вопрос о существовании богословского образования. Специальность теология появилась в 1992г. (признана государством).

1994г. - Стандарт 1-ого поколения специальности теология. По сути – религиоведение. Он создавался светскими людьми. 1-ый – в алтайском университете, по наполнению был атеистическим.

2002г. – стандарт 2-ого поколения разрабатывался в ПСТГУ. Получил более глубокое специальное наполнение. (Сегодня существует около 50-ти теологических факультетов, в РГППУ был открыт в 2001г.) Предполагает наличие бакалавров, магистров, специалистов. Существуют также, и поли конфессиональные стандарты.

2011г. – стандарт 3-его поколения. Предполагает двухуровневую подготовку – бакалавр, магистр. Балонский процесс – более узкая подготовка. Предполагает большую роль преподавателя, студента, самоподготовку. Преподаватель здесь – организатор. Теолог-специалист подготовлен в учебно-воспитательской, научно-исследовательской деятельности и т.д. Светский характер – т.е. не обязательна подготовка священнослужителей.

Теологи востребованы обществом, в области культурных и религиозных организаций. Есть попытки заменить теологию религиоведением, т.к. в России светское образование. Кроме нарушения принципа светскости, считают, что есть нарушение научной концепции. Но нельзя сказать, что только одна концепция верна. Принято различать 3 пути: получение образования 1)в религии;2) о религии; 3) у религии. 1 тип – конфессиональные учебные заведения – духовные академии и семинарии. 2 тип – религиоведческое образование. 3 тип – теологическое образование. Изучает вероучение Православной Церкви. Церковь – хранительница вероучения.

19.09.11 Тема: Теология – история и содержание темы.

Теология (от греч. θεολογια, theologia – богословие(от 2-х греч. слов: θεος – Бог, λογος – слово), - учение о божественном. Впервые в обиход пришёл в античной Греции. Термин прилагался к системе изложения мифов и гинеологии мифических богов. Т.к. излагалось в поэтической форме, теологи-поэты – Орфей, Гесиод, Гомер. Цицерон называл теологов последователями научного атеизма. Теологами могли также называться и жрецы. Во всех случаях термин «теология» относился к мифологии, а не к области философской спекуляции. Аристотель впервые ввёл теологию в область философского рассуждения, высшую из 3-х умозрительных наук: математика, знание о природе, учение о божественном. Аристотель: «Не следует какую-либо другую науку считать более ценимой, чем эту, ибо наиболее божественная наука также и наиболее ценима, а таковой может быть только одна эта в двояком смысле, а именно, божественна та из наук, который, скорее в сего мог обладать Бог, и также божественна всякая наука о божественном. И только к одной нашей искомой науке подходит и то, и это. Бог, по общему мнению, принадлежит к причине и есть некое начало. И такая наука могла бы быть или только, или больше всего у Бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной».

Для христианских мыслителей термин теология оставался чуждым. Тертуллиан, блаж. Августин (354-430гг.) Климент Александрийский 2-3 в., Ориген (185-253). В 4-5 в. Можно было встретиться с языческим пониманием теологии. В то же время у тех же авторов можно было встретиться с теологией, как учением о Едином Боге. Филон Александрийский называл Моисея богословом. Такое именование Моисея как богослова было усвоено и другими авторами – Климент, Ориген. Традиция называть богословами писавших или учивших о Едином Боге закрепился на христианском востоке в 4в. В этот период богословие воспринималось как учение о Триедином Боге. В самом Себе и отличается от икономии (от греч. ikonomia – домостроительство, т.е. учение о действиях Божьих в отношении мира и человека: творение, промысел, воплощение, спасение). Понимаемое так богословие было не формой рассуждения, но скорее опытом о духовной жизни, т.к. учение о Едином Боге было направляющим. При таком понимании богослов не тот, кто говорит о Боге, сколько тот, кто соблюдает заповеди, аскет. По слову Григ. Богослова: «Любо мудрствовать о Боге можно не всякому, богослову должно быть насколько можно чистым, чтобы Свет приемлем, был светом,…когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам…» Евакрий Понтийский 4в.: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься – то ты богослов» богословами могут быть святые. Уч. Ц.: Иоанн Богослов, святит. Григорий Богослов, св. преп. Симеон Новый Богослов – учил о доступных человеку путях соединение с Богом. Богословие – отдельная от философии наука, о Боге и всём, что связанно с ним (начинают отделять на западе). Фома Аквинский 1225-1274гг.-священное учение, Генрих Гентский (около 1217-1293гг.) термин теология окончательно закрепляется в привычном для нас смысле. Данная новация была лишь терминологическая. -> расширила значение «теолог»(богослов), становится и профессией, сначала на западе, затем и на востоке. В настоящее время христианское богословие включает в себя, во-первых, практику бог общения, подразумевающую духовную практику, молитвенное стремление к Богу, как к предмету веры, упованию и любви. Богословие – синоним молитвы, созерцания и духовной жизни. 2-ой смысл – христианское богословие включает в себя дискуссивную практику усвоения человеком церковного опыта веры, бог общение -> богословие как наука.

19.09.11 Тема: Объект теологии.

В качестве ответа приведём цитату из лекции Александра Швемана 1921-1983: «В античном мире человек считался мерой всех вещей, в христианстве мера всех вещей - Бог, и богословие есть наука, которая своим объектом полагает Бога и всё божественное. Все божественное здесь - это любое присутствие Божие в жизни мира и человека. Таким образом, христианская теология изучает Бога в самом и себе и его отношение к миру и человеку.

Понятие Бога в различных религиях различно.

Деизм (от лат deus - Бог) - такое религ.-философ. учение, которое признаёт бытие Божье, но рассматривает Бога лишь как Творца мира и человека в частности. Бог есть Творец мира и законов, по которым этот мир живёт. Бог в деизме полностью трансцендентен (от лат transcendere) миру человеку и недоступен человеческому сознанию.

Пантеизм (от греч; пан-всё, феос - Бог) В пантеизме Бог мыслится как природное, но безличное начало. Бог полностью имманентен миру (от лат immanes - присущий чему-либо). Бог есть природа. Пантеизм присущ индийским системам мысли. Бог в пантеизме растворён в природе, в мире и от него остаётся только одно имя, Он - как разумная сила, растворённая в природе.

Теизм (от греч феос - Бог). Теизм, как система мысли, в отличие от пантеизма, признаёт бытие Личного Бога и в отличие от деизма утверждает возможность и необходимость Божьего откровения и промысла о мире и человеке. В теизме Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен Ему. Признание свободы воли человека, а так же признание того, что человек может вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Христианство, Ислам, Иудаизм - есть религии теистические. Теология возможна только в теистических религиях, в теистических системах мысли.

Какое понятие о Боге имеет христианство.

1. Согласно вероучению Прав. Церкви, Бог непостижим для человеческого рассудка. Однако Бог открывает Себя миру в той степени, в которой это необходимо людям для их спасения. т.е. знание о Боге - есть знание откровенное, то есть то, что Бог нам Сам о Себе открыл. Во-первых, Бог есть Бог Единый. "Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других Богов пред Лицем Моим" исход, 20; 2,3 " Я - Первый, Я - Последний, и кроме меня нет бога"(Исаия, 44,6)

2. Существо Божье абсолютно духовно, т.е. лишено какой-либо материальности. "Бог есть Дух «Ев. Иоанн 4гл, 24 ст.

3. Бог самобытен. Т.е. не имеет какой-либо внешней по отношению к Себе причины Своего бытия. " Я есмь Сущий" Исход 3;14. Бог только один Самобытен, всё иное бытие - тварное, имеет своего Создателя, имеет причину бытия.

4. Бог Свят. Священные писатели, прославляя Бога постоянно пишут о святости Божией, обращаясь к избранному народу Бог повелевает:" Будьте святы, потому что Я Свят".(Левит, 11;45.) Бог Свят по самой сущности своей и является источником освящения для товарных существ.

5. Бог благ. Согласно Св. Писанию, Бог только один благ.(Марк, 10;18) При этом Его благость - не следование какому-то нравственному закону, но свойство существа Божьего. Бог один благ, благ по существу, благость в Его природе.

6. По учению Прав. Церкви, Единый Бог вечен. Вечность есть противоположность времени, она предполагает отсутствие времени как такового.

7. Бог беспределен, и эта беспредельность - это есть Его свобода от условий пространства. Он не ограничен условиями места.

8. Бог неизменяем. В Боге нет ни изменений, ни тени перемен. Он всегда равен Сам Себе.

9. Бог всемогущ. Всё в Его власти.

10. Бог вездесущ.

С пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа, открылось, что Единый в существе Бог троичен в Лицах, это есть и в Ветхом завете. Он троичен в Лицах (ипостасях): Отец, Сын и Дух Святый. Все три ипостаси равно честны в Своём достоинстве. В первом послании Иоанна богослова: "Три свидетельствуют на небе. Отец, Слово и Святый Дух. И Сии Три - суть Едина" Безначальный Отец пред вечно рождает Сына, Сын есть предвечное послание отца. Бог Отец также пред вечно изводит Духа Святого. Троичность в Боге непостижима для человеческого рассудка. Для человека возможно лишь содержание очами веры этой тайны, как образ, которому человек призван уподобиться. "Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём" (соборн. посл. Иоанна, 4;16).

26.09.2011г. Тема: Что есть душа человека?

Три силы души человека:

Мыслительная (разум),

Желательная (воля),

Раздражительная (чувства).

Душа человека должна целостно устремляться к объекту своей веры - к Богу. Вера сверх разумна. Вера включает в себя и разум, и волю, и чувства. Можно выделить 4 типа отношений веры и разума:

1.Верую, чтобы понимать (блаж. Августин). Прежде чем понять что-либо, необходимо поверить в истинность аксиом, лежащих в основе теории.

2.Верую, ибо абсурдно (Тертуллиан). Превосходство явления над законом нашего бытия.

3.Понимаю, чтобы верить (Билиар). Незнающая вера бессильна и не крепка.

4.Концепция 2-х истин. "У науки своя истина, у веры своя"(Сигер Брабантский).

Это многообразие концепций показывает, что вера не противоречит разуму, а выше его. Св. преп. Максим Исповедник: "Вера есть в этом отношении даже высший род познаний, по сравнению с обычным. Вера превосходит разум, но не противоречит ему". Отсюда вытекает возможность взаимодействие веры с разумом, веры с чувством. С этой проблемой тесно связана проблема доказательств бытия. Суть проблемы: если доказать существование Бога нельзя, то с точки зрения науки Его существование может быть поставлено под сомнение. Если же доказательство возможно, то христианство перестаёт быть религией и становится наукой. Любое доказательство возможно лишь как логическое, исходя из истинности аксиом или посылок, доказать же чьё-либо существование невозможно, это даётся в акте веры. Доказательство возможно лишь как логическое. Всякое док-во не есть док-во истинности бытия или небытия Божия, оно есть лишь док-во истинности суждения о Его бытии или небытии... Аксиомы берутся на веру. Даже из самого понятия Бога фраза "бытие Бога" неправильно, т.к. Бог выше бытия. Разум помогает поверить человеку в существование того, что не является очевидным. Например, планета Плутон не видна даже в самые сильные телескопы с силу удалённости и малых размеров, оно рассчитано по отклонению Нептуна. Все док-ва бытия Божия можно разделить на две группы:

1-ая - априорные док- ва бытия Божия., т.е. док-ва, основанные на самопознании. К ней можно отнести антологическое док-во. Логика антологического познания след.: Если мы мыслим Бога существом все совершенным, если в нашем познании есть мысль о Боге, как о существе все совершенном, следовательно, Он должен иметь и свойство бытия. Лейбниц 1706-1716 – «Бог должен существовать, поскольку понятие о Нём не содержит внутренних противоречий. К антологическому док-ву тесно примыкает док-во психологическое, суть этого док-ва такова - поскольку идея Бога, как сущ.-ва все совершенного сущ-ет в человеч. сознании, и оно происходит не от психики, то эта мысль произошла от Бога. Нравственное док-во. Нравственный закон повелевает делать добро и осуждает в совести делать зло. Человеку необходимо примирение со своей совестью. Кант (1724-1804) говорил: "Меня удивляют две вещи в мире - звёздное небо и голос совести в человеке."

2-ая группа - апостериорные док-ва, т.е. док-ва, основанные на наблюдениях внешнего мира. К этой группе относится в частности космологическое док-во, которое основано на принятии причинности как всеобщего закона бытия. Поскольку все вещи должны иметь причину бытия, то у всех вещей должна быть первопричина. Бог здесь - как первопричина всех вещей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обмін даними між СКБД та іншими програмами, призначеними для обробки документів. Спільне використання бази даних | Переписка Грозного с Курским
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.