Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постоянная и переменная величина

Пример простой программы на языке С

/* Программа 1.1. Площадь прямоугольника (в стиле С) */

#include <stdio.h>

main ()

{ float a, b, /* стороны прямоугольника */

s; /* площадь прямоугольника */

printf ("\n Стороны прямоугольника = ");

scanf (“%f %f”, &a, &b);

s = a * b;

printf ("\n Площадь = %.2f \n ", s);

return 0;

}

Можно обойтись без дополнительной переменной s, тогда вычисление площади выполняется при выводе результата:

printf ("\n Площадь равна =%.2f \n ", a * b);

Пояснения к программе.

1. /* */ - комментарий языка С, не выполняется и не влияет на работу программы.

2. main() – заголовок главной функции, круглые скобки после имени main указывают на то, что это функция. Тело функции заключено в фигурные скобки { }.

3. Программа на языке С состоит из одной или нескольких функций, выполнение программы начинается с функции main().

4. float a, b, s; – объявлены переменные вещественного типа с именами a, b, s.

5. printf () - вызов стандартной функции для вывода сообщения и результата. В скобках задаются параметры вызова - форматная строка в кавычках и возможно список выводимых значений.

printf ("\n Стороны прямоугольника = ");

Форматная строка содержит текст в кавычках, где символ \n - переход на новую строку.

printf ("\n Площадь = %.2f \n ", s);

Форматная строка, кроме текста, содержит формат вывода переменной s. Выводится значение переменной s или выражения a*b.

%f – формат ввода/вывода вещественного числа,

%.2f - формат вывода вещественного числа с точностью до 2-х знаков после запятой.

6. scanf () - вызов стандартной функции для ввода исходных данных.

Параметры вызова - форматная строка в кавычках и имена переменных. Символ & (амперсенд) перед именем переменной означает операцию получения адреса переменной.

7. #include <stdio.h> - директива препроцессора для использования стандартных функции ввода/вывода.

<stdio.h> - заголовочный файл, содержит объявления стандартных функций ввода/вывода.

8. return - оператор возврата, завершает выполнение функции. Оператор return 0; означает успешное завершение программы.

9. В любом языке есть зарезервированные (ключевые, служебные) слова, которые имеют специальное назначение и могут использоваться только по своему назначению, например, ключевое слово return – оператор возврата, завершающий выполнение функции. Список ключевых слов языка С приведен в учебном пособии [1].

Рис.1.1. Основные символы (виды блоков) схем алгоритмов


Пример программы с вводом/выводом в стиле языка С++

// Программа 1.2. Площадь прямоугольника (в стиле С++)

#include <iostream.h>

void main ()

{ float a, b, // стороны прямоугольника

s; // площадь прямоугольника

cout << "\n Стороны прямоугольника = ";

cin >> a >>b;

s = a * b;

cout << "\n Площадь = “ << s;

}

Пояснения к программе.

1. // - строчный комментарий, используется в С++, наряду комментарием /* */.

2. <iostream.h> - заголовочный файл, содержит объявления стандартных объектов-потоков языка С++:

cin – поток для ввода с клавиатуры, >> - операция для чтения данных из потока;

cout - поток для вывода на экран, << - операция для вывода данных в поток.

3. Ключевое слово void обозначает отсутствие значения функции main. Функция завершается после выполнения последнего оператора, оператор return не обязателен.

Данные программы представляются в виде величин различных типов, например, целых или вещественных чисел, символов.

Величина имеет обозначение, обладает значением, которое хранится по некоторому адресу в оперативной памяти и принадлежит некоторому типу данных.

Константа - для представления постоянных величин. Значение константы не может измениться.

Типы констант Примеры констант

Целые числа: 15 -1 100

Вещественные числа: -1.05 0.0001 (1е-4)

Символьные: ‘А’ ‘a’ ‘*’ ‘9’

Строковые: “KGTU” “Kazan”

Символические константы. Константа может быть именована, такие константы называют символическими константами, по традиции имена констант задают заглавными буквами.

Примеры объявления символических констант:

#define N 20

const float PI = 3.1415;

При описании конструкций языка С используем метаязык (метаязык – язык для описания другого языка), в котором метасимволы имеют следующее значение:

1. | - "или", разделяет возможные варианты записи.

2. ... - символ повторения: предыдущий элемент может повторяться один или более раз.

3. { } - группируют несколько элементов в один для символа повторения; могут содержать выбор одного из вариантов записи (варианты указываются столбиком или разделяются символом ‘|‘).

4. [ ] - то же, что { }; кроме того, обозначают необязательность заключенной в них конструкции.

5. метапеременные заключаются в угловые скобки < >.

Переменная величина может принимать в программе различные значения. До использования в программе переменная величина должна быть объявлена.

Объявление переменной величины:

<тип> <имя> [,<имя>…];

При объявлении переменной определяются:

имя переменной величины - идентификатор;

тип данных, к которому она относится.

Идентификатор – имя для обозначения переменной величины в программе. Кроме переменных величин именуются функции, метки. Идентификатор – последовательность латинских букв, цифр, символов подчеркивания. Идентификатор должен начинаться с буквы или символа подчеркивания. Не допускается совпадение имени с ключевыми словами языка, например, с ключевым словом while (оператор цикла).

Примеры идентификаторов:

summa, X, k2, k_sim

Тип данных величины определяет:

- множество допустимых значений величины;

- набор допустимых операций над ними;

- способ представления этих значений в памяти.

Базовые типы данных:

Целые

· char (символ);

· int,

· unsigned (беззнаковое целое),

· short (короткое целое),

· long (длинное целое),

Вещественные

· float,

· double (двойной точности);

Прочие:

· пустой – void;

· перечислимый – enum.

Диапазоны возможных значений величин базовых типов данных приведены в учебном пособии [1].

Примеры объявления переменных величин и функций

int i, j; // две целочисленные величины

float x, y=0; // две вещественные величины

char c; // символ

// массив из 5 целых чисел, значения элементов массива сразу определены

int z[5]={1, 3, 12,-8, 15};

float a[10][10]; // двумерный массив вещественных чисел

char st[80]; // строка на 80 символов

char s[]=“KGTU”; // строка

// заголовки функций

void main(void)

int fact (int n)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы записи алгоритма. Основные понятия программирования | Виды операций языка С
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.