Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Молодежь как объект социальной работы

Административное право Республики Казахстан — это система общеобязательных административно-правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно-властным критерием правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного права.

Рис. 9. Поверхность функции отклика

Рис. 8. Геометрическое отображение плана ПФЭ 23 в факторном пространстве

Рис. 7. Геометрическое отображение плана ПФЭ 22 в факторном пространстве

План

Тема 1.5. Публицистический стиль: общая характеристика и лингвистические особенности

Модуль 1. Коммуникативная культура русской речи

По теме

По учебной дисциплине

ЛЕКЦИЯ 5

 

«Русский язык и культура речи»

 

«Публицистический стиль: общая характеристика и лингвистические особенности»

 

 

для студентов всех специальностей и направлений

 

 

Лекция подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры документоведения и архивоведения Р. А. Валеевой

 

Уфа 2012


Цель занятия: познакомить студентов со сферой употребления публицистического стиля, изучить общую характеристику и лингвистические особенности стиля.

 

1. Общая характеристика публицистического стиля  
2. Лингвистические особенности публицистического стиля  
Литература  

 

Вопрос 1. Общая характеристика публицистического стиля

 

Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологическую, общественно-экономическую, культурную. Он является наиболее популярным из всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой коммуникации - пресса, радио, кино, телевидение, Интернет. Он используется во время всенародных праздников, избирательных кампаний, а также в речи выступающих на собраниях, митингах и демонстрациях.

Публицистический стиль представлен на страницах газет и журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистики, в публичных лекциях, а в последние 2 десятилетия – на информационных сайтах Интернета.

Современная концепция культуры русской речи квалифицирует продукцию деятельности средств массовой коммуникации как значительное информационное пространство, включающее в себя описание фактов и событий мира, в котором существует человек.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. Один и тот же жанр, например жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но газетный репортаж, в свою очередь, по реализации в нем языковых средств существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др. При этом все жанры публицистики имеют общие черты, позволяющие объединить их в одно сложное единство и рассматривать как проявление одного стиля. Эти общие черты обусловлены главным экстралингвистическим фактором - назначением публицистики в обществе.

В структурно-содержательном плане публицистический стиль представлен тремя разновидностями (см. Рис. 4). Это

- газетно-журнальный подстиль (включая Интернет);

- подстиль телевизионных и радиопередач;

- ораторский подстиль.

 

 

 

 


Рис. 4. Схема полевой структуры публицистического стиля

 

1. Сфера публицистического стиля. 2. Подстили: газетно-журнальный, теле-, радиоподстиль, ораторский подстиль.

 

Публицистика призвана информировать широкие круги читателей, слушателей и зрителей по наиболее актуальным вопросам современности. Она призвана воздействовать на сознание людей путем убеждения и формировать определенное общественное мнение. Эти функции публицистики взаимосвязаны и реализуются одновременно.

Содержание публицистических материалов, даже сам их отбор, всегда включает два элемента - информацию и оценку. То есть, воспринимая публицистический текст, мы узнаем о факте, событии, действии и осмысливаем его с политических, идеологических или частно-мировоззренческих позиций. Воздействующее влияние оказывают оба элемента - событийная информация и ее оценка. При этом целью публицистики является достижение практических социальных результатов, перерастания слова в дело.

Основные функции публицистики в обществе определяют ее стилевые черты:

- ярко выраженная экспрессивность;

- открыто обозначаемое авторское начало и тесно связанное с ним оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию;

- повышенная императивность.

Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно и убедительно. От действенности публицистики во многом зависит эффективность всей работы государства, социальной группы или отдельного человека, стоящих за публицистическим текстом.

Вот почему в любом государстве такое огромное внимание уделяется деятельности средств массовой коммуникации, их языковому стилю. Актуальной задачей, стоящей перед публицистикой, является повышение информативности средств массовой коммуникации, их оперативности, убедительности и доходчивости, преодоление многословия и казенщины.

Функциональная роль экспрессии в публицистическом стиле состоит в использовании ее для выделения главного в сообщении, привлечения внимания читателя непривычностью слово- или формоупотребления, особым синтаксическим строем. Экспрессия публицистического стиля подчинена задаче сделать речь нагляднее и легче запоминаемой. Сравните газетный текст двух публикаций, посвященных одной исторической дате – 10-летию политических событий августа 1991 года.

 

I. В августе 1991 года мы, по собственному свободному выбору, по чувству собственной ответственности перед страной и будущим, вышли защищать законную, нами избранную власть и нами определенный путь истории. Что же тогда собственно случилось? Случилась победа свободного уклада жизни и свободного строя сознания в огромной, покрытой ржавчиной и пятнами крови, стране. За последующие годы мы обеспечили себе все неотъемлемые в современном обществе свободы. Свободу выбирать – власть, занятие, место жительства; свободу экономической деятельности и доступа к информации; свободу совести и слова. Это значит – у нас есть все условия для того, чтобы создавать для себя нормальную, не сказочную, но достойную человека жизнь. (Газета «Гражданин»)

 

II. 19-23 августа вписаны в историю нашей Родины как черные дни контрреволюционного переворота, совершенного Ельциным и его кликой, в результате которого вот уже десятилетие длится разрушение России, ограбление ее народа и необъявленная война против него. Это десятилетие – целая эпоха лжи и насилия над людьми, поверившими человеку, забравшемуся в августе 1991 года в центре Москвы на танк и из-под щитов своих телохранителей обещавшего народу России торжество демократии, закона, уничтожение привилегий. Это эпоха бесконечных аварий, техногенных катастроф и вполне рукотворных экономических потрясений. Это эпоха физического уничтожения россиян в результате постоянного недоедания, разгула наркомании, проституции и необъявленной чеченской войны. (Газета «Буревестник»)

 

Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все происходящее, особенно в условиях современной России, когда информация передается с места события. Поэтому для создания экспрессии в публицистике, особенно в газетной ее разновидности, используются главным образом языковые стандарты. Например: Предложение «Российской газеты» провести акцию «Народный диктант» вызвало неожиданно широкую реакцию – от восторженной поддержки до безапелляционных обвинений. Значит, мы попали в точку.

Стандарты - нейтрально-стилистическая категория. Являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, они значительно облегчают общение, поэтому особенно удобны для использования их в средствах массовой информации. Преобладающая часть общественно-политических ситуаций обладает повторяемостью, длительностью, что и вызывает необходимость использования для стереотипных событий, стереотипных описаний. Кроме того, характер работы журналиста требует оперативности подачи информации, умения писать быстро. Однако писать быстро о сходных явлениях, не прибегая к стандартам, почти невозможно.

Языковые стандарты облегчают и читателю получение нужной ему информации, поскольку текст, воспринимаемый в привычной форме, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками.

Речевые стереотипы чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчет о заседаниях, конференциях и т. п. В других жанрах (очерках, фельетонах, памфлетах, эссе) речевых стандартов значительно меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приемы, речь индивидуализирована.

Языковые стандарты нельзя путать с таким отрицательным явлением публицистической речи, как многословие и казенщина. В подобных текстах действительное содержание выветрено, информативная ценность равна нулю. Например: Вместе с тем оратор на ряде убедительных примеров показывает, как некоторые организации еще слабо используют свои возможности.

Единство экспрессии и стандарта составляют конструктивный принцип языка средств массовой коммуникации. При этом только чередование этих контрастных явлений, их полное равновесие и создает идеальные образцы публицистических текстов.

В противоположность стандартам штампы - отрицательное стилистическое явление. Штамп – это изначально образное выражение, своеобразная речевая находка. Попадая в средства массовой информации, это удачное выражение быстро подхватывается многими и многими говорящими, оно становится известным, узнаваемым. Вместе с тем от частого употребления образность быстро стирается. В штампах слова теряют свое лексическое значение и первоначальную оригинальность. Например: Ближнее (Дальнее) зарубежье, новые русские, жидкая валюта, железный занавес, черный пиар, желтая пресса, ударная вахта, братская помощь, изживать командные методы. Штампы придают речи безликость, они могут сделать даже самую важную и интересную мысль неубедительной.

Отказ от штампов, постоянный поиск новых выразительных средств позволяет сделать текст ярким, неповторимым, запоминающимся.

Другим негативным явлением публицистики являются ярлыки. Ярлык в публицистике представляет собой оценочное наименование. Однако в отличие от обычной оценки в ярлыках говорящий злоупотребляет языковыми средствами. Это субъективная оценка с политическим душком. За ярлыком трудно расслышать голос здравого смысла. Сравните ярлыки времен социалистической и современной публицистики: акула империализма, гнилой Запад, осколок старого мира – бароны перестройки, кремлевский комбинатор, региональная плутократия, оборотни в погонях. Ярлыки приклеиваются к личностям и социальным слоям. Это примитивный инструмент однобокой оценки явлений, за ними часто кроется официальная ложь.

Штампы и ярлыки – тормоз в развитии языка публицистики. Истинная демократия предполагает объективный, исторический анализ фактов с использованием разнообразных средств языковой выразительности.

Одной из главных особенностей публицистики является «открытое», прямое, непосредственное выражение в ней авторского начала. Уже названия радио- и телевизионных передач свидетельствуют о «я» автора: «От первого лица», «Авторское мнение», «Личный вклад», «Persona grata», «Взгляд».

Повествование во многих публицистических жанрах (репортаже, корреспонденции, очерке и др.) нередко ведется от автора и воспринимается как рассказ об очевидном, увиденном конкретным лицом. Например: Февральским метельным днем был я в селе Макаровка. Или: Со Старой Ригой знаком я давно, поэтому, сойдя с подножки поезда, искал бросающиеся в глаза перемены (Из газеты). Но даже в тех публицистических текстах, где повествование ведется от 3-го лица, слышен голос автора, его оценка событий и фактов. При этом автор публицистического текста - лицо собирательное, представитель определенной социальной группы людей, позицию которых он выражает.

Этой же цели способствует введение в текст обращений к читателю (слушателю), элементов спора с возможным оппонентом, использование императивных форм. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником, то есть способных создать «интимизацию» изложения. Это такие приемы, как обращение, повелительное наклонение глагола, местоимения мы и вы, модальные слова и частицы, разговорно-просторечная лексика, монолог с элементами диалога и др. Например: Поглядите внимательно на лицо женщины. Кем она была в жизни? Вы скажете: это учительница. Школа непостижимым путем отмечает лица своих служителей. Зинаида Петровна Кокорина почти тридцать лет была учителем и директором школы (В. Песков).

Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач, когда автор привлекает зрителя к совместному осмыслению событий: Вдумайтесь, друзья, в это. Я хочу попросить вас вглядеться в лица. Обратите внимание на его жест и т. п.

Включение собеседника в речь существенно изменяет тип монолога в публицистике. Монологическая речь своей обращенностью к собеседнику воспринимается как «односторонний» диалог, как форма непринужденного рассказа, непосредственно обращенного к слушателю или слушателям.

Специфика публицистического стиля, в отличие от стандартов деловой и научной речи, заключается в его социально-оценочном характере.

Оценочность в публицистике носит личностный и надличностный характер.

Прямое «вмешательство» автора в материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Например: Принято считать, что музыканты – люди аполитичные, и все, что происходит в стране, их не беспокоит: в конце концов музыка нужна при любых правителях. Но я таковым себя не считаю. Для меня пойти или пойти на выборы – уже в моих личных интересах. (Из газет)

Надличностный характер проявляется в оценке описываемых событий без выражения «я» автора. Например: бульварные журналюги, семибанкирщина, эшелоны власти, коридоры власти, политический гангстеризм, политическая луза, вороватое партноменклатурное начальство.

Важным требованием публицистики является доступность в изложении информации. Текст, предназначенный широкой – много-миллионной – аудитории должен быть простым и понятным. К сожалению, многие государственные деятели, политики, руководители разного ранга, которые используют средства массовой коммуникации для распространения своих идей, не учитывают этой особенности стиля. Сравните два высказывания, прозвучавших в информационной телевизионной программе: Ни одной из стран, которая уходила от социалистической экономики, решала проблемы постсоциалистического развития, не удалось сначала провести широкомасштабную приватизацию, а уж после запускать рыночный механизм (Т. Гайдар). – До сих пор приватизация идет медленно и уродливо. Нам нужны миллионы собственников, а не сотня миллионеров! Как бы ни было трудно, национальное богатство России свято и неразделимо! (Б. Ельцин)

Язык средств массовой коммуникации с началом перестройки резко изменился. Он стал средоточием тех процессов, которые происходят в разных сферах русского языка. Специфика современной эпохи в жизни русского общества – свобода от ограничений разного рода, разрушение советских стереотипов мышления, отказ от установлений тоталитарного режима. Современный русский язык отличает раскованность, раскрепощенность, пришедшая на смену безликости и стандарту. Иногда эта раскрепощенность порождает язык выразительный, меткий, но порой она приводит к разнузданности, грубости и вульгарности.

Особого внимания заслуживает один из жанров публицистики – реклама. Реклама изначально является способом оповещения потенциального потребителя о различного рода товарах и услугах.

Реклама вернулась в нашу страну с падением железного занавеса. Как и любой другой жанр публицистики, реклама выполняет две языковые функции: информативную (сообщение о наличии товара, его назначении, свойствах) и воздействующую (привлечь внимание, повысить спрос на товар). К сожалению, мы наблюдаем значительный перекос в отношениях указанных функций. Сегодня основной упор рекламодатели делают на воздействующем характере рекламных текстов, используя всевозможные уловки и ухищрения для привлечения внимания потенциальных потребителей.

Российская реклама, в советский период пропустив этап формирования национальных традиций, теперь вынуждена заимствовать за рубежом эти технологии. Однако вместо того, чтобы учиться на лучших образцах, мы бездумно (или покорно?) соглашаемся принимать и случайный (или залежалый?) товар в виде бездарных роликов, и принцип многократного повторения рекламных текстов. Самым же негативным фактом современной рекламы является ее направленность на чуждую для нашей ментальности идеологию и ее информационно-агрессивный характер.

Воспринимая информацию рекламных текстов различных типов и жанров (устная, уличная, телевизионная, радиореклама), мы незаметно для себя усваиваем чуждую нам потребительскую психологию. Ср. тексты, являющиеся простым переводом в предлагаемых западными кампаниями роликах: «Не дай себе засохнуть», «Все по МАКСИМуму», «Бери от жизни все!», «Имидж ничто – жажда все!», «Не делай пауз в игре по имени жизнь!», «Пусть платит другой!». Одновременно с этим происходит формирование жизненных ценностей. Если в рекламе мы видим шикарный автомобиль с сидящей в нем девушкой-моделью, это подспудно подводит нас к мысли: купи себе такое же авто, и все красивые девушки твои. Примерно такие же ассоциации вызывает реклама сигарет.

При этом необходимо ставить вопрос о достоверности информации, предлагаемой современной рекламой. Полтора десятка лет для социального явления, которым является реклама, - не возраст. Но даже такой отрезок времени убеждает нас в том, что ее тексты очень часто не соответствуют действительности и не отвечают требованиям корректности. При случае рекламодатели не брезгуют запрещенными в любом обществе средствами воздействия на подсознание своих потребителей.

Несмотря на то, что от рекламы российский потребитель быстро устал - он отмахивается от нее, как от назойливой мухи, - все дружно твердят об экономической необходимости рекламы, как-то мгновенно забыв о том, что еще 15 лет назад пресса функционировала без рекламы, а вопросы ее финансирования решало государство.

Здесь как нельзя кстати будет вспомнить о советской агитации и пропаганде.

Советская печать развивалась в достаточно жестких рамках идеологических установок, высоких морально-нравственных требований, с самого начала определяемых принципом партийности.

Революционная агитация и пропаганда в средствах массовой информации изначально опиралась на лучшие традиции не только отечественной публицистики, но прежде всего на творчество мастеров русской советской литературы. Достаточно вспомнить деятельность В. Маяковского в «Окнах РОСТА»: его меткие строки, подписи в политических плакатах превратили поэзию в оружие масс (например, двустишие об ананасах и рябчиках). Маяковский, как и другие поэты, стремились слить свою судьбу с судьбой народа. Их поэзия стала активной участницей митингов, демонстраций, диспутов, она вышла на площади, обращалась к колоннам демонстрантов, стала средством безотказного воздействия на сознание, чувства, действия масс. «Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры» - эти метафоры Маяковского надолго стали нормой советской печати. Революционная романтика, героизм, патриотизм, гражданственность – вот основное содержание лозунгов и плакатов советского времени. Многие тексты становились достижением риторического мастерства: «А ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!».

Норма как универсальная категория социума характеризуется динамическим свойством, она не должна превращаться в догму. С течением времени, с развитием общества норма должна также меняться, соответствуя потребностям изменяющегося общества. Эта старая истина, к сожалению, была забыта. В результате советская пресса, а с ней и агитация стали приобретать однобокий характер.

В СССР из идеологических соображений, одной стороны, были наложены запреты на освещение определенной информации либо давалась строгая установка на интерпретацию целого ряда сфер жизни общества и важнейших для судеб страны событий, а с другой, наблюдалась информационная избыточность партийного характера. Так, не принято было писать и говорить о службах сервиса, о тотальном дефиците продуктов массового потребления, о проблемах сельского хозяйства. Зато страницы печатных изданий, улицы, фасады и вестибюли зданий пестрили политизированными заголовками, лозунгами: «Обуздать зарвавшихся американских агрессоров!», «Мир, труд, май!», «Вперед, к победе коммунизма!». Из рекламных же текстов вспоминаются немногие и безадресные «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Труд – газета миллионов!».

Теперь давайте сопоставим два явления – советскую агитацию и современную рекламу. Без сомнения, их приходится рассматривать как две крайности. Но вот вопрос: являются ли они равнозначно негативными в отношении их воздействия на общественное сознание?

Понятие «пропаганда» изначально рассматривается как искажение, однобокость в изложении информации, используемое для промывания мозгов, для манипуляции сознанием в психологической войне.

Принцип партийной печати в советское время выражался в определенной редуцированности подачи материала, в тиражировании идеологических догм, в массовом характере политических кампаний. При этом мы не должны забывать о том, что содержание советских публицистических текстов всегда отвечало требованиям морали, высокой нравственности. Например: «Учиться, учиться и учиться», «Слава труду!», «Пьянству бой!», «Пятилетку за четыре года!».

Реклама с самого начала стала знаковым явлением в процессе коммерциализации, капитализации российского общества. Демонстрация роскоши, слепое подражание Западу, заокеанским стандартам, акцент на сексуальность, на паразитический образ жизни, потребительские мотивы – вот содержание сегодняшней рекламы.

Какая пропаганда более порочна, какого рода информация будет иметь негативные последствия для развития общества, какие задачи ставит та и другая идеология, какие средства воздействия на населения позволительны – на все эти вопросы необходимо ответить как можно скорее.

Вопрос 2. Лингвистические особенности публицистического стиля

Фонетические особенности. Обращенная к многомиллионной аудитории, рассчитанная на массового читателя, слушателя и зрителя, публицистическая речь должна быть общепринятой и общепонятной. Эта особенность диктует требования строить речь в соответствии с общепринятыми канонами, в соответствии с нормами литературного русского языка.

Фонетические особенностипублицистического стиля связаны с устной формой его реализации. В устной публицистике используется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, торжественной, митинговой до разговорно-бытовой, от приподнятой до сниженной. Монотонность расценивается как большой недостаток. Кроме этого, интонация в публичной речи является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию.

Основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Каждому жанру устной публицистики свойственно свое произношение. Например, книжное нейтральное произношение у диктора, читающего официальную хронику, книжное торжественное - у диктора, читающего важное правительственное сообщение. Как отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный (митинговый) и разговорный стили.

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: идеология, политика, производство, культура, спорт.

Основную часть лексики составляют общеупотребительные слова и выражения. Именно они обеспечивают доступность публицистического текста.

Поскольку в центре внимания публицистики – социально-политические события, наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология. Например: региональная политика, силовые министры, ротация кадров, государственное регулирование, многопартийная система, единое экономическое пространство, макроэкономические события, потребительская корзинка, рыночные механизмы. Концентрация в тексте общественно-политической лексики - стилевая черта публицистического стиля.

Публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями, словесными блоками. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры), так и эмоционально окрашенными (политическая элита, финансовая пирамида, административный ресурс, информационный десант). В создании таких устойчивых сочетаний большую роль играет присущая публицистическому стилю метафоризация слов: атмосфера (перестройки), пульс (эпохи), диалог (глав правительств). Находясь в постоянном поиске новых средств выразительности, автор публицистического текста часто использует прием переноса значения слова: люди «распогодились» (в значении «перестали хмуриться»), «сказочные» пайковые рубли у военных (нереальные, несуществующие), концептуальный магазин (реклама магазина фирмы «Адидас»), сюсю-экономизм (о начальном этапе экономических реформ в России), вчерашний обидчик (спортивный комментатор о сопернике). Сравните также: философская интоксикация, вершина айсберга коррупции, алкогольные деньги, деятели местного разлива, пенсионное мышление, промышленные монстры, политический тяжеловес, мастер аппаратных игр.

Характерной чертой публицистического стиля является частотность в нем оценочных слов. Например: чистоган, толстосум, держиморда, мракобес, шулер, ловчила, либерал-соглашатель, ретроград; закулисная возня, прикормленные журналисты, вороватая власть, номенклатурный сговор, грабительская приватизация, самоубийственные реформы, манипулятивная демократия, антинародная власть, коридоры власти, эшелоны власти, информационный выплеск, политический гангстеризм, политический маразм, политическая луза, политическая бездна; олигархический капитализм середины 90-х годов, обойма советников и наставников, многолетний информационный изоляционизм, метастазы мелкобуржуазного перерождения партбилетчиков и госчиновников.

Разряд оценочных слов в публицистическом стиле пополняется за счет переосмысления нейтральных. Так, в публицистике положительная окраска свойственна словам эстафета, заветы, инициатива; отрицательная - словам клика, марионетка, вояж, откровения, визитер, потуги, верхушка.

Публицистический стиль имеет свой набор синонимов - экспрессивно окрашенных слов и описательных оборотов. Например, наименования профессий: пилоты - командиры воздушных кораблей, хозяева пятого океана, покорители голубых трасс; геологи - колумбы подземных богатств, разведчики черного золота. Многие из подобных сочетаний в результате многократного повторения утратили свою первоначальную образность и превратились в газетные штампы. Так, сегодня часто используются сочетания со словом золото: черное золото (уголь, нефть), жидкое золото (нефть), белое золото (хлопок), зеленое золото (лес), желтое золото (пшеница), мягкое золото (пушнина, изделия из меха), ароматное золото (парфюмерия). Однако порой даже привычное, затертое выражение может придать тексту образность: Опасаются хлеборобы, как бы не превратила непогода золото полей в медный грош (Из газеты).

Словообразование публицистического стиля нацелено на создание новых слов, в том числе экспрессивно окрашенных языковых единиц. В результате социальных перемен в нашей стране появилась потребность в наименовании новых реалий жизни. Исследователи отмечают активность суффиксов иноязычного происхождения:

-ци(я), -аци(я), -изаци(я): интеграция, приватизация, ваучеризация, компьютеризация, информатизация, модернизация, суверенизация, регионализация, натоизация, долларизация, глобализация; витринизация маганизов, паспортизация сельчан, люмпенизация населения;

-ман(ия): наркомания, президентомания;

-лог: политолог, советолог, кремленолог, конспиролог.

Нередко суффиксы используются для создания оценочных и индивидуальных новообразований: сникеризация, прихватизация, гайдаризация экономики, бандитизация страны, кока-колонизация, велосипедизация.

Используются собственно русские уменьшительно-ласкательные суффиксы –чк-, -ечк-: «Времечко», «Сегоднячко».

В наименованиях предметов лидируют производные существительные, оканчивающиеся на – ка. Это активное средство компрессии в словообразовании. Оно используются для свертывания словосочетаний. Персоналка – персональное дело; оборонка – оборонная промышленность. Наличка, напряженка, нефтянка, «шестерка», «девятка» – подобные образования являются частью разговорной лексики, но сейчас они употребляются и в периодике, и в публичной речи.

Часто в публицистике используются имена собственные в качестве основы словопроизводства: анпиловцы, жириновцы, руцкисты, ельцинисты, ельциноиды, ельцинарии, баркашовцы, зюгановцы, звиадисты, гамсахурдисты; гайдаровский, горбачевский, ельцинский, путинский.

Наблюдается активное употребление нарицательных имен для обозначения лица: суверенщик, перестроечник, рыночник, державник, бюджетник, платник, льготник; компьютерщик, эвээмщик, оборонщик, силовик, помоечник.

Характерная особенность современного словообразования – рост именной префиксации. Например, характеристика временных соотношений между событиями: постперестроечный, посттоталитарный, постсоветсткий; послеавгустовский, послепутчевый, послечековая; дореформенный, доперестроечный.

Активны приставки со значением уничтожения результатов, противодействия, отрицания де-, раз-, контр-: антирынок, антигерой, антиидеология; деполитизация, десоциализация, дебюрократизация; разгосударствление; контрмитинг, контрреформа, контрконцепция.

Приставки используются в оценочных образованиях: проельцинский блок, пропрезидентское большинство, пророссийские настроения; псевдоконституция, псевдодемократия, псевдоисторический, псевдопатриотизм; квазиденьги, квазирынок, квазиавторитет; лжесенсация, лжефирма.

Сокращение как способ словообразования используется и для номинации, и для экспрессии. Сокращения принято считать скучными словами: МГУ, НТВ, БАМ. Однако нашему времени свойственна маскировка аббревиатур под обычное слово: БАРС (Банк развития собственности), ШАРМ (шоу армянских мужчин). Сниженная оценка в слове эсэнговье (по аналогии с Приднестровье) достигается неуклюжестью и непривычным написанием.Сравните также: нардеп (народный демократ со значением уничижительности, презрительности), демчванство (чванство новых демократов). Распространены шутливые омонимы: НЭП – наведение элементарного порядка; ОРЗ – очень рано завязал; отл – обманул товарища лектора.

Нередко журналисты используют звуковое сходство для создания каламбуров: ЦИК грозно ЦИКнул на Красноярский избирком. КОХнется ли НТВ? (Из газеты).

Публицистике свойственны авторские неологизмы: чубаучер, душеварение, СПИДометр.

Морфологические особенности публицистического стиля - это особенности употребления частей речи и их грамматических форм.

Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, поиски, власти, свободы, настроения, круги, нужды.

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести частотность императивных форм (повелительное наклонение) глагола. Они используются как средство активизации внимания собеседника. Повелительное наклонение глагола является стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах, рекламе. Например: Голосуйте за нашу партию! Утверждайте социальную справедливость! Отстаивайте законные права граждан! Настраивайся на лучшее! Хочешь – смотри! Оставайтесь с нами! Услышать, чтобы увидеть!

Частотной является форма 1-го лица единственного числа глагола и местоимения в тех публицистических жанрах, которым свойственно повествование от лица автора, - очерк, репортаж. Например: Знаю его давно, но при каждой встрече испытываю чувство радостного приобретения (Из газеты).

Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: отдыхающие, отъезжающие; пример лучших, учиться без отстающих.

Излюбленным приемом актуализации сообщения в публицистике является использование местоимений перед словом, на которое оно указывает. Например: Трое их без отца осталось, братьев Кулаковых. Вот куда целят они, дети войны (Из газеты).

Реклама как наиболее динамичная форма современной публицистики активно использует различные морфологические средства для создания выразительного рекламного слогана. Это и несвойственные для системы русского языка грамматические формы (наихрустейший батончик, крупнокалиберный вкус; Сникерсни!), и использование различных графических средств, таких как прописные и строчные буквы, латинские буквы, научные символы (МаксиДом, ВАЗинтерСервис, Поршень & гильза, Sотка, Четыре уDо4ки), и намеренные грамматические ошибки в каламбурах (Всенародное поМИШАтельство – реклама прохладительных напитков).

Для языка изучаемого времени характерен функциональный динамизм – использование единиц, находящихся на периферии литературного языка и даже за его пределами (просторечие, жаргоны), в центре системы.

Синтаксис публицистического стиля представляет определенный синтез книжных и разговорных конструкций. По подсчетам исследователей, в современной публицистике на 100 предложений текста в среднем приходится 35 сложных предложений и 46 предложений с обособлением. Эти черты книжного синтаксиса в большей степени присущи таким жанрам публицистического стиля, как статья, международный обзор, лекции на общественно-политические темы.

В устных жанрах предпочтительны простые предложения, общеупотребительная лексика. Выражение Фигура президента послужила катализатором диффузных процессов в федеральной политической элите неуместно в публицистике. Обилие терминов и информационная насыщенность в данном случае нарушают требование доступности.

В таких газетных жанрах, как репортаж, очерк, фельетон, в жанрах радио- и тележурналистики, в текстах блоггеров заметно влияние разговорного синтаксиса. Проанализируйте тексты: Почему режут президента? (о сокращении телевизионной трансляции выступления президента); Шахтеров достали (газетный заголовок); Наше время называют всевластием халявы; Разгром преступной группы в Новороссийске «обломал» чей-то нефтяной и не слишком чистый бизнес (Из газеты).

Итак, социальные, культурные и пропагандистские задачи публицистики в обществе обусловили ее многожанровую и многостилевую структуру. Единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. В любом публицистическом жанре отбор лексических и грамматических единиц подчинен главной цели - наилучшим образом обеспечить выполнение информационной и воздействующей функции текста.

Литература

 

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

3. Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М., 2001.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

5. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М., 2000.

6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

7. Составление и оформление служебных документов. - М., 1998.

8. Стилистика русского языка/ Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1989.

9. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

 

 

Элементы столбцов соответствующих произведениям факторов получаются путем перемножения элементов предыдущих столбцов. Такое правило позволяет гарантировать, что мы не пропустили ни одного возможного сочетания факторов в опытах и в то же время не будет повторений одинаковых сочетаний. Последние два столбца факторов, соответствующие квадратам факторов, состоят только из +1. Столбцы, обведенные утолщенной рамкой, образуют план эксперимента. Столбец х1х2, не обведенный утолщенной рамкой, при проведении опытов носит вспомогательный характер.

Особенности плана ПФЭ 22:

1. Различных столбцов в таблице получилось лишь четыре. Столбцы, соответствующие квадратам факторов неотличимы от столбца х 0 - это общий результат для плана ПФЭ 2n. Это не позволяет определить отдельно коэффициенты при квадратах факторов. Поэтому планы ПФЭ 2n называют планами первого порядка. Для определения коэффициентов при квадратах факторов используют планы второго порядка. В дальнейшем в планах ПФЭ 2n столбцы квадратов факторов изображаться не будут.

2. Число различных столбцов равняется числу различных сочетаний факторов, то есть числу строк плана - числу опытов N. Это тоже общий результат для этих планов, то есть с помощью планов ПФЭ 2n можно определить все коэффициенты линейного полинома со всеми возможными сочетаниями факторов, включая коэффициенты b12…n, отражающие максимальное взаимодействие факторов вида х1х2…хn.

3. В плане ПФЭ 22 сумма квадратов элементов любого столбца

,

Поэтому для планов ПФЭ 2n

.

Таким образом, с помощью планов ПФЭ 2n можно определить свободный член уравнения b0, коэффициентов bi, коэффициентов при различных взаимодействиях двух факторов bij, коэффициентов тройных взаимодействий факторов bijk, ….., коэффициент b12…n. максимального взаимодействия факторов. Общее число определяемых коэффициентов

.

План ПФЭ 2n может являться насыщенным, при выборе числа членов уравнения m+1 = N, ненасыщенным, при выборе числа членов уравнения и соответственно числа столбцов плана m+1 < N. План ПФЭ 2n является также рототабельным, так как все точки плана лежат на окружности (сфере, гиперсфере) с радиусом относительно центра плана.

Для плана ПФЭ 23 число факторов n = 3. Выполняется N = 23 = 8 опытов. Уравнение может содержать до восьми членов

.

Таким образом, формируется план из восьми строк и восьми столбцов. В четвертом столбце (i =3) записываются единицы с чередующимися знаками через четыре элемента. План составляется аналогичным образом плану ПФЭ 22.

Столбцы, обведенные утолщенной рамкой, образуют план эксперимента. Столбцы, не обведенные утолщенной рамкой, при проведении опытов носят вспомогательный характер. Геометрическое отображение плана ПФЭ 23 с указанием номеров точек плана в факторном пространстве представлено на рис. 8. Точки плана располагаются в вершинах куба.

Пример применения плана ПФЭ 22. Пусть в результате проведения экспериментов по плану ПФЭ 22, то есть при изменении двух факторов, мы получили опытные значения Y1, Y2, Y3, Y4. Поверхность, уравнение которой нас интересует, имеет вид (см. рис. 9).

Составляем план ПФЭ 22.

Вначале найдем коэффициенты сокращенного линейного полинома вида

и результаты вычислений по нему.

Рассчитываем коэффициенты полинома.

;

;

.

Полином имеет вид

.

Результаты расчета по нему приведены в соответствующем столбце плана. Наблюдаются расхождения между Y и . Если точность сокращенного полинома не удовлетворяет, то по тем же результатам опытов можно сформировать более полный полином вида

.

При этом ранее определенные коэффициенты остаются без изменений. Определим коэффициент при дополнительном члене полинома

.

Полином имеет вид

.

По нему рассчитываем предсказанные значения отклика в точках плана (столбец ). Поверхность, построенная по полученному полиному, проходит точно через четыре точки плана (=0), по которым определены коэффициенты. Однако в других точках области определения функции, например в центре плана (точка 5 в плане, х1 =0, х2 =0), предсказанные и действительные значения, могут не совпадать (=3).

Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами.

К предмету административного права можно отнести отношения: связанные с организацией органов исполнительной власти; возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями; административно-деликтного характера.

Административное право опосредует отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, но далеко не все из них являются административно-правовыми по своей сущностной характеристике.

Метод правового регулирования общественных отношений - совокупность способов, средств, приемов, с помощью которых административное право воздействует на отношения.

Данную совокупность составляют:

а) дозволения— предоставление лицам права на свои собственные активные действия; т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

б) запрещения— требование воздерживаться от совершения действий определенного рода; т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

в) позитивного обязывания— возложение на лиц обязанности к должному поведению.

Под термином «источник административного права» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений. Чтобы считаться источником права, каждая такая форма должна обладать целым рядом признаков:

- содержать одно или несколько правил поведения (норм права), обязательных для исполнения определенной категорией субъектов;

- быть признанной официально государственной властью в качестве таковой; в результате исполнение норм содержащихся в источнике, может быть обеспечено принудительной силой государства;

- быть практически значимой, активно применяться в деятельности субъектов административных правоотношений;

- иметь основания для совершения субъектами административных правоотношений каких-либо юридически значимых действий;

- вписываться в существующую в стране систему права, соответствовать научной правовой доктрине.

Источники административного права — это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права. Административное право является отраслью в системе права Республики Казахстан, оно имеет свою сферу правового регулирования, обладает своими характерными чертами. Соответственно источники административного права имеют свои особенности в отличие от источников в других отраслях права. Они определяются специфическим содержанием отношений, регулируемых административным правом, методом правового регулирования и особенностями субъектов административного права.

В правовой системе Республики Казахстан в качестве источников административного права признаются нормативный правовой акт и договор.

Нормативный акт как источник административного права представляет собой официальный правотворческий акт органов исполнительной власти, содержащий нормы права, обладающий юридической силой, изданный компетентным органом в установленном порядке. На сегодняшний день он является основным средством правового регулирования отношений, складывающихся в сфере управления.

Административные правоотношения имеют жесткую направленность «сверху вниз», так как связаны с исполнительной деятельностью. Для обеспечения ее эффективности необходимо распространение действия правовых норм на возможно большее число субъектов. С другой стороны, для того, чтобы защитить права граждан, необходима четкая регламентация всех действий, совершаемых органами исполнительной власти.

Нормативный акт во всех отношениях отвечает этим двум требованиям. Его использование позволяет определить строгие границы, в пределах которых должна проходить деятельность управляющих органов. В то же время нормативная регламентация действий этих органов в большей степени гарантирует защиту управляемых субъектов от произвола управляющих.

Для нормативного акта как источника административного права характерны следующие черты: официальный порядок принятия; наличие правовых норм; краткость изложения; действие на большой круг субъектов; отражение интересов как управляемых, так и управляющих субъектов.

В Республике Казахстан действует значительное количество нормативных актов, являющихся источниками административного трава:

1. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., занимает исключительное положение среди всех источников права. Конституция представляет собой правовую основу, которая выступает в роли управленческого центра и требует соподчинения всех элементов административного законодательства.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), принятый 30 января 2001 года, являясь средством выработки нормативных обобщений и функциональным фактором структуры самого права, выступает в качестве объединяющего начала в системе административного законодательства. КоАП представляет собой не механическое соединение нормативных актов, а качественную переработку целого комплекса нормативных актов, в результате которой возникают новые институциональные образования, регулирующие различные сферы административных правоотношений.

3. Законы, издаваемые Парламентом или принимаемые в порядке референдума, по своему предмету правового регулирования призваны закреплять основы исполнительно-распорядительной деятельности, определять ее принципы, структуру и компетенцию органов управления.

4. Подзаконные нормативные акты необходимы для урегулирования вопросов, носящих конкретный характер, поскольку действующее законодательство, в том числе и Конституция, не в состоянии разрешить все коллизии. К подзаконным относятся акты: Парламента и его палат (Мажилиса и Сената); издаваемые Президентом; принимаемые органами исполнительной власти.

Нормативный акт наиболее эффективно регламентирует вертикальные правоотношения. Для регулирования горизонтальных правоотношений лучше всего подходит такое средство правового регулирования, как договор. Договор от нормативного акта отличают следующие черты:

1) правила поведения, предусматриваемые договором, обязательны для исполнения только его участниками;

2) договор регулирует отношения, складывающиеся между субъектами, имеющими равные правовые возможности.

Административный договор является юридической формой административных правоотношений. Чтобы быть административным, он должен: 1) опосредовать горизонтальные административные правоотношения; 2) предполагать в качестве обязательного субъекта орган государственного управления; 3) реализовывать исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления; 4) представлять собой соглашение сторон, направленное на достижение результата, предусмотренного правовой нормой, определяющей компетенцию органа управления; 5) выступать в роли юридического факта, в силу которого возникает, изменяется или прекращается административное правоотношение.

2. Административно-правовые нормы являются результатом проявления властной воли законодательных и исполнительных органов государства;

- отражают осознание социальной необходимости в императивном регулировании общественных отношений в сфере исполнительной власти;

- содержат правила должного, правомерно дозволенного поведения, учитывающие юридический приоритет интересов государства;

- имеют официальный и общеобязательный характер, в процессе применения обеспечиваются мерами убеждения и принуждения;

- являются актом административного правотворчества и содержатся в признаваемых государством источниках административного права.

Административно-правовые нормы — это правила должного, правомерно дозволенного поведения, устанавливаемые властными органами государства (законодательными, исполнительными) и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным критериям.

По содержанию различают материальные и процессуальные нормы административного права.

Материальные нормы закрепляют административно-правовой статус граждан, организаций, органов исполнительной власти. Это, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти, права, обязанности, а также ответственность участников регулируемых административным правом отношений.

Под процессуальной нормой понимается установленное, или санкционированное государством правило осуществления организующих отношений в процессе применения материальных норм и издания нормативных актов органами государственного управления.

Процессуальные нормы отличаются от материальных.

а) своим назначением, т. е. если нормы материальные закрепляют административно-правовой статус субъектов, то процессуальные регулируют порядок осуществления прав и обязанностей этими субъектами;

б) они вторичны по отношению к материальным, т. е. существуют постольку, поскольку необходимо урегулировать порядок применения материальных норм;

в) реализуют те материальные нормы административного права, которые требуют применения, а не соблюдения, исполнения;

г) регулируют отношения по применению материальных «норм не только административного, но и других отраслей права.

От процессуальных норм традиционных процессуальных отраслей права процессуальные нормы административного права отличаются многочисленными субъектами, правомочными их устанавливать и применять.

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (дозволительные) административно-правовые нормы.

Обязывающими являются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером могут служить нормы об обязательной регистрации юридических лиц в органах юстиции, о необходимости рассмотрения жалоб граждан органами управления (должностными лицами) в течение определенного срока и т. п. Содержащиеся в обязывающих нормах веления могут быть выражены путем прямых предписаний, как в приведенных примерах, а также посредством определения обязанностей участников административно-правовых отношений, основ компетенции субъектов государственно-управленческой деятельности.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами. Запреты носят общий либо специальный характер. Примером общего запрета является требование не совершать действий, подпадающих под признаки административного правонарушения.

Отличительной чертой уполномочивающих (дозволительных) норм является предоставляемая субъектам административно-правовых отношений возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований определенной нормы. Так, в соответствии со статьей 46 Указа Президента, имеющего силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» Национальный банк в случае нарушения банком второго уровня экономических нормативов вправе применить к нему одну из следующих мер воздействия: а) затребовать письмо-обязательство; б) составить с банком письменное соглашение; в) вынести предупреждение; г) дать письменное предписание.

Помимо обязывающих, запрещающих и уполномочивающих норм некоторые авторы по методу воздействия на поведение субъектов выделяют и поощрительные нормы. Как правило, такие нормы устанавливают те или иные виды льгот (экономические, социальные) и этим обеспечивают должное поведение субъектов административного правоотношения.

По целевому назначению выделяют регулятивные и охранительные административно-правовые нормы. Общепринято, что к регулятивным, или первичным, относятся нормы, связанные с предоставлением субъектам права или возложением на них обязанностей в организации и регулировании должных отношений в сфере государственного управления, т. е. возникающих в процессе организации органов исполнительной власти и реализации ими административно-властных полномочий.

Охранительными (вторичными) являются нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений, т. е. составы административных проступков и взыскания за их совершение.

Административно-правовые нормы в зависимости от юридической силы делятся на законодательные и подзаконные. Отнесение норм к одному из указанных видов напрямую зависит от места органа, их издавшего, в иерархии органов государства.

Законодательные нормы содержатся в законах, принимаемых Парламентом, а также издаваемых Президентом в период делегирования ему Парламентом законодательных полномочий (п. 4 статьи 53 Конституции), и указах Президента, имеющих силу Закона, в случаях, предусмотренных п. 2 статьи 61 Конституции; подзаконные нормы — в указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях правительства, других нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

По адресату выделяют нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовые статусы государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, государственных служащих, граждан.

По пределу действия в пространстве различают нормы общеобязательные, установленные для исполнения всеми субъектами административно-правовых отношений, и внутрисистемные, распространяющие требования на нижестоящие звенья исполнительной власти.

 

Административно-правовые отношения традиционно рассматриваются как урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения имеют свою четко определенную структуру. Несмотря на то, что этот вопрос остается до сих пор дискуссионным, общепризнанно, что состав правоотношения образуют следующие элементы: субъект (участник) правоотношений, объект (цель, на достижение которой направлено правоотношение) и содержание фактическое (или материальное) и юридическое.

Субъектом (участником) правоотношения является лицо, наделенное в соответствии с нормой правами и обязанностями. В отличие от субъектов административного права, которые могут быть определены в нормах родовым образом, субъект правоотношения всегда конкретен.

Объектом (целью) административного правоотношения являются, как правило, упорядоченность и согласованность взаимоотношений в сфере государственного управления.

Фактическое (материальное) содержание — это конкретные действия лиц, в которых реализуются права и обязанности сторон, юридическое содержание — субъективные права и обязанности.

3. 1. Граждане как субъекты административного права

2. Общественные и религиозные объединения как субъекты административного

права

3. Президент Республики Казахстан

4. Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные ор

ганы)

5. Организации как субъекты административного права

Административно-правовой статус граждан является частью их общего правового статуса и включает в себя следующие элементы:

- административные правоспособность и дееспособность;

- права и обязанности в сфере государственного управления;

- административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Административная дееспособность граждан возникает несколько раньше, чем дееспособность в других отраслях права: учащиеся школ вправе требовать от администрации принятия мер по восстановлению нарушенных прав, обращаться в государственный орган по делам молодежи; к детям школьного возраста могут быть применены меры административного принуждения и т. п. В полном объеме административная дееспособность наступает с 18-ти лет.

Функционирование различного рода общественных и религиозных объединений, независимых от государственных органов, - один из атрибутов гражданского общества. Через их деятельность граждане могут удовлетворять разнообразные интересы.

Конституция Республики Казахстан предоставляет гражданам право на свободу объединений (статья 28).

Общественные и религиозные объединения от других организационных образований в обществе отличаются следующим:

- они создаются только в добровольном порядке и, как правило, гражданами для удовлетворения различных потребностей;

- занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью или оказанием услуг в социально-культурной сфере в целях обеспечения уставных задач;

- не имеют государственно-властных полномочий.

Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР "06 учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР", Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "О Президенте Казахской ССР". Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом из государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента Республики Казахстан включает:

- социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства;

- порядок выборов (формирования, назначения);

- компетенцию или полномочия;

- порядок взаимоотношений с другими органами;

- ответственность;

- гарантии деятельности.

Согласно действующему законодательству Президент является главой Республики Казахстан, его высшим должностным лицом. Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные органы)

Правительство осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан. В соответствии с Конституцией оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» и другие акты.

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят премьер-министр, члены правительства. Его административно-правовой статус имеет ряд особенностей, обусловленных порядкам формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращением полномочий. Правительство образуется Президентом; предложения о его структуре и составе вносятся Президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения главы правительства;

Министерства, агентства – центральные органы исполнительной власти

Министерства, агентства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни.

Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов. Традиционно в административном праве министерства рассматриваются как органы, осуществляющие государственное управление какой-либо отраслью в административно-политической, экономической, социально-культурной сферах.

В отличие от министерств, для Агентств характерно выполнение межотра

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Неизменимы криоскопия и эбуллиоскопия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.302 сек.