Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Общая характеристика рыночного хозяйства

1. Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка.

2. Сущность рынка.

3. Основные теоретические трактовки сущности рынка. Рынок в либеральной экономической теории. Монетаризм о рынке. Неоклассические представления о рынке

4. Рынок как система отношений.

5. Субъекты рыночных отношений.

6. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.

7. Виды рынков и их классификация (по экономическому назначению продукта, по соблюдению законности и др.). Инфраструктура рынка.

8. Функции рынка.

9. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

 

1. Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незна­чительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменя­лись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой свя­заны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются"1.

Рыночная экономика

Рыночная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности на фак­торы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами (частными лицами и фирмами) самостоятельно и независимо друг от друга. Независимо принимаемые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком.

Основные черты рыночной экономики

Разнообразные и равноправные формы частной собственности, обеспечивающие равенство субъ­ектов рыночных отношений, недопустимость вмешательства в частные дела и создающие возможность сосуществования разнообразных организационно-правовых форм предприятий.

Экономическая свобода, предполагающая для потребителя возможность в пределах его денежных доходов покупать любые товары и услуги, необходимые ему для удовлетворения потребностей, и там, где он считает это необходимым. Для производителя экономическая свобода означает возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме. Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпри­нимательства производна — она определяется потребительским выбором.

Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастрой­ку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаля­ются, вымываются с рынка.

Всеобщность рынка — проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производ­ства. Объектами купли—продажи в рыночной экономике могут быть земля, природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике есть объекты, представляющие собой народное достояние; они находятся в государственной собственности и не могут
быть проданы.__________________________________________________________________

Договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Их взаимоотно­шения устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений.

Экономическая ответственность, возникающая в силу господства частной собственности. В усло­виях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, само­обеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом и денежными активами.

Конкуренция, состязательность, объективно порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция покупателей и продавцов, стремящихся добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция производителей заставляет их про­изводить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их эффективным способом.

Свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются, они формируют­ся на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, фактически на основе соотношения спроса и предложения.

2. Что такое рынок? Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о сниже­нии цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну -производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и нако­нец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существова­ние, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного эко­номического явления.

 

4. В настоящее время в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, кото­рая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посред­ством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыноч­ных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производи­телями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.

Говоря о ценах, мы имеем в виду именно рыночные цены, которые устанавливаются не внешними по отношению к рынку силами (напри­мер, государством или церковью, как это было в средневековой Европе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением. Рыночная экономикаэто экономическая система, которая контроли­руется, регулируется и управляется только рыночными, т. е. свободными, ценами.

Под рыночной понимается такая экономика, которая характеризуется принятием экономических решений в основном децентрализованным путем, единством и взаимодействием рынка и государственного регулирования.

Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных и зачастую изысканных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.

 

5. В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

1. Самостоятельно принимает решения.

2. Является собственником какого-либо фактора производства.

3. Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма - это экономическая единица, которая:

1. Самостоятельно принимает решения.

2. Стремится к максимизации прибыли.

3. Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

 

6. Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи? Ведь миллионы потребителей принимают самостоятельные решения: какие товары, и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей - что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор - кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. По образному выражению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм “наводит порядок в потенциальном хаосе”, прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

7. Рынок товаров и услуг – это рынок, где происходит купля-продажа товаров и услуг. Он требует создания и функционирования: 1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб.

Рынок факторов производства (экономических ресурсов) предполагает куплю-продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги. К факторам производства относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация.

Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же “снимаемое” с земли сырье, например лен.

Труд выступает как трудовые услуги всех работающих, т.е. услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Важнейшим инструментом рынка труда является биржа, где непосредственно формируются спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржа труда учитывает весь резерв рабочей силы, занимается подготовкой и переподготовкой безработных, организацией общественных работ.

Такой фактор производства, как капитал, представляет собой производственные здания, сооружения, машины, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для их приобретения.

Некоторые экономисты в факторы производства включают и предпринимательские способности. Под последними понимают способности индивидуума организовать выпуск товаров и услуг, принимать решения о производстве товаров и услуг, брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары.

Главным производственным ресурсом современной экономики отдельные ученые называют информацию и знания. Под информацией понимается «относительно объективная сущность, или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах», а под знаниями – «информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания».

Все экономические ресурсы являются ограниченными. Так, лишь 5-10% трудоспособного населения обладают предпринимательскими способностями.

Финансовый рынок - это рынок, на котором происходят операции с финансовыми средствами, т.е. деньгами, ценными бумагами и т.д. Финансовый рынок предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, рынков ценных бумаг, межбанковского кредита и т.д. На финансовом рынке происходит перераспределение денежного капитала между заемщиками и кредиторами. Финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.).

  1. По географическому положению (местный, национальный, мировой).
  2. По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.).
  3. По отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.).
  4. По характеру продаж (оптовый, розничный).
Критерии группировки Виды рынков
Экономическое назначение объектов рыночных отношений Рынки товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок,, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
Товарные группы Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства.
Территориальный признак Рынки местные, региональные, общенациональные, мировые.
Степень развитости конкуренции Совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, смешанный.
Характер продаж Рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок,
Соблюдение законности Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные».
Степень участия государства Рынки стихийные и регулируемые.

 

Для функционирования рынка требуются два условия:

  1. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и др.). Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей, стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров снижение производственных издержек, элиминируют возможность появления дефицита, обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.
  2. Создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рыночная инфраструктура__

Необходимым условием нормального функционирования рынка является наличие рыночной инфра­структуры — совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли—продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

— биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

- аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

—кредитная система и коммерческие банки;

—государственные и негосударственные службы занятости;

- информационные технологии и средства деловой коммуникации;

— рекламные агентства;

- торговые палаты;

- аудиторские компании и т.д.

Ответы рынка на основные вопросы экономики

Что производить? — То, что пользуется спросом.

Как производить? — Так, чтобы максимизировать прибыль.

Для кого производить? — Для того, кто предъявляет спрос.

 

8.

Рынок
Рынок— система отношений обмена, основанных на использовании денег и устанавливающих непо­средственные связи между производителями и потребителями.
Функции рынка
Информационная Благодаря постоянно меняющимся ценам рынок информирует произво­дителей и потребителей о количестве, качестве, ассортименте предлагаемых товаров и_услуг, побуждая их к соответствующим действиям.
Посредническая В условиях общественного разделения труда именно рынок сводит отдель­ных хозяйствующих субъектов, позволяет согласовывать их интересы: потре­бителю — выбирать оптимального поставщика, а продавцу — наиболее под­ходящего покупателя. Без рынка товарное производство не может служить потреблению.
Регулирующая Рынок регулирует производство. Так, увеличение спроса ведет к росту це­ны и соответствующему расширению производства, падение спроса — к со­кращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необ­ходимые пропорции производства и распределения ресурсов.
Санирующая (принудительная) Рынок предписывает экономическим субъектам определенную линию по­ведения. Рыночная конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать каче­ство продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.
Ценообразующая Именно на рынке под воздействием спроса и предложения, без участия1 каких-либо директивных органов формируются цена, отражающая потреб- ] ность в том или ином товаре, и затраты ресурсов, которые общество выделяет на удовлетворение этой потребности.
Контрольная Рынок выявляет, соответствует ли производство экономических благ по-' требностям общества.

 

9. Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у него есть свои преимущества и свои недостатки.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

  • эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;
  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
  • оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
  • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая проявляется в том, что он:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  • не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
  • не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
  • игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;
  • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
  • не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; индивидумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;
  • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  • подвержен нестабильному развитию.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
З дитячої хірургічної стоматології | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.