Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование характера и пути его воспитания




Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры харак­тера, начинает складываться привычный образ поведения, опреде­ленные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте фор­мируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ­ной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их лич­ного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.

С поступлением в школу начинается новый этап формирова­ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, це­леустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплиниро­ванность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формиро­вании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарища­ми. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллекти­визм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост­ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен­ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство­ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.

Очень большое значение для формирования характера имеет труд учащихся в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных комбинатах, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ­ленности и воли личности.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспита­ние. Не существует детей, характер которых нельзя было бы пе­ревоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже уко­ренившиеся у них отрицательные черты.

Важнейшее средство воспитания характера — труд. В серьез­ном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустрем­ленность, коллективизм, настойчивость.

Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединен­ного общей целью, согласованностью и организованностью дейст­вий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.

Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных осо­бенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.