Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По интенсивности и длительности




Классификация эмоциональных процессов.

 

Все эмоции можно условно разделить на определенные виды по следующим критериям: по знаку и по интенсивности и длительно­сти.

1 По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вто­рых — страх, гнев, ярость.

Эмоции двувалентныони или положительны, или отри­цательны — объекты или удовлетворяют, или не удовлетво­ряют соответствующие потребности. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями.

 

Эмоция (в узком смысле слова) - переживание, возникающее у че­ловека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяют­ся на следующие виды:

1эмоциональный тон ощущения;

2эмоциональный отклик;

3настроение;

4конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аф­фект, фрустрация;

5высшие эмоции — чувства.

1Эмоциональный тон ощущенияэто наше отноше­ние к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятны запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятны запах гнили, скрежет тормозов.

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздей­ствиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреаги­ровать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, скрепляясь в памяти, включается затем в различные вос­приятия и представления.

2 Эмоциональный откликоперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоци­ональный отклик определяется эмоциональной возбудимос­тью человека, его эмоциональным тонусом.

Одним из видов эмоционального отклика является синтониясопереживание эмоционального состояния других людей — важнейшее социальное качество человека.

3 Настроение — устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств, на­строения не имеют явной направленности на какой-то объект. Особенности настроений как особых эмоциональных пережива­ний.

Настроение — это ситуативно обусловленное устойчи­вое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность.

Настроение — эмоциональная интеграция жизнеощуще­ний человека, определяющая общий тонус (строй) его жизне­деятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые за­трагивают личностные стороны индивида, его основные жиз­неощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отно­шениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

Одна и та же работа при разных настроениях может кататься то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел, и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражен, недоволен. 1лохое настроение сказывается и на работе окружающих. Человек должен управлять своим настроением. Для этого можно использовать образы и ситуации, приятные челове­ку. При господстве положительного, жизнерадостного на­строения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется Воодушевлением, наиболее низкий — апатией.

Незначительная дезорганизация психической деятельно­сти, вызванная отрицательными воздействиями, есть со стояние расстроенности.

Рассмотрим конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрацию.

Стресс (от англ. мгезз — напряжение) —вызванное сверх сильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — то­тальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудно­го, опасного положения.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех слу­чаях внезапного возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длитель­ным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессо­вый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявле­нием трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порожде­но систематическими жизненными неудачами.

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация за­щитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом ор­ганизм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У боль­шинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

1 Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора че­ловек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги. При усилении диском­форта человек стремится снять напряжение (например, после тя­желого трудового дня человек может спать дольше обычного).

 

Вторая фаза обычно называется фазой резистенции (стабилиза­ции), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе от­мечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отли­чающееся от нормы реагирование организма па воздействующие фак­торы среды. Однако если стресс продолжается долго или воздейст­вующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно –наступает

2 Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессо­ра организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания и лб ильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.

 

третья фаза — фаза истощения. Исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функциониро­вания не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчива­ется истощением.

3 Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функцио­нирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.

 

 

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Сла­бые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, ко­гда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, можно полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов орга­низма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. Однако стресс ни в коей ме­ре не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние, как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

Стресс как целостное явление должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, при­водят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дист­ресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно дейст­вующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функцио­нальные резервы организма или нарушается деятельность механиз­мов психической регуляции.

Дистресс — негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.

Стрессорами могут являться:

сенсорные раздражители — боль, яркий свет, резкий звук, шум,

жизненные события — смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;

факторы, связанные с трудовой деятельностью, — безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;

жизненный стиль — пьянство, недостаточный сон.

Как правило, выделяют два основных вида стресса — физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула ни организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на ин­формационный и эмоциональный. Информационный стресс воз­никает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения и требуемом темпе при высоком уровне ответственности за оконча­тельный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

 

Мпогоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявле­ний. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Психический стресс условно делят на два вида: информационный и эмоциональ­ный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой от­ветственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выде­лять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определен­ные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивациопной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

 

Аффект -интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навя­зывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Аффект (от лат. а$ес1щ — душевное волнение, страсть) — это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляюще­еся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и край­ней активизации импульсивных реакций.

Аффект — эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубо­кая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, вне­запное возникновение большой опасности, грубое физичес­кое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нару­шением сознательной регуляции действий человека. Поведе­ние человека при аффекте регулируется не заранее обдуман­ной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные дей­ствия.

 

 

Фрустрация (— неудача, обман) — кон­фликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возника­ющее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими не­преодолимыми препятствиями на пути достижения высоко­значимых целей.

В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что че­ловек не может устранить причины такого состояния. Поэто­му в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо ком­пенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвраща­ется к более ранним стадиям психического развития (регрес­сирует).

Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

 

 

Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека

Но в общественно-истори­ческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущнос­тью человека, общественными нормами, потребностями и ус­тановками.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их каче­ства (положительные и отрицательные), глубины, интен­сивности и продолжительности, влияния на деятель­ность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глу­бокие и неглубокие эмоции и чувства.

Чувстваэто эмоциональная форма отражения соци­ально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жиз­недеятельности данного человека как личности. Чувства свя­заны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личнос­ти. Чувства человека иерархически организованы —у каждо­го человека есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сфе­ры взаимодействия человека с действительностью.

 

 

Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эсте­тические и интеллектуальные.

1Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

2Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отноше­ние, человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями- (чувство долга, патриотизма, любви к Родине).

Нравственные чувства — это эмоциональное отноше­ние личности к своему поведению и поведению других.

 

3Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетиче­ских потребностей ним относятся чувства прекрасного и без­образного, возвышенного и низменного и т. д.

Эстетические чувства — это чуткость, восприимчи­вость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения

 

3 По степени мобилизации организма. Эмоции по воздействию на организм делят на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг).

Стенические эмоции стимулируют деятельность, уве­личивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек го­тов «горы перевернуть».

 

Астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляют человека и подав­ляют активность организма, парализуют его силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.