Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История юрид. психол. в 20 столетии




 

К 20 –му столетию причины преступности начали изучать уже социологи Ж.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др.

Статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, проституции и т. д.) за определенный истор. отрезок показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возростало а период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию так сказать врожденного преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.

В 1970г. Американский национальный центр опубликовал обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью.

В современное время в западной криминологии большое место занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологические механизмы усвоения так называемой делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, или защитными механизмами.

В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступника и преступности.

Достижения экспериментальной психологии начинают использоваться в этот период и в судебной практике. В частности, В.М. Бехтерев и его ученики активно занимаются проблемами психологической диагностики преступников и свидетелей. Первым значительным исследованием в области судебно-психологической экспертизы была книга А.Е. Брусиловского “ судебно-психологическая экспертиза: ее предмет и методика”, вышедшая в 1939 г. в Харькове.

 

3. Методологічні основи юридичної психології.

Методология этой дисциплины отличается тем, что личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела.

В первую очередь необходимо рассмотреть три близких понятия:

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И МЕТОД.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение про эту систему.

Методика – это система методов и процедур, которая используется в юридической психологии. Методика всегда конкретная и уникальная, так как определяется характером объекта изучения, целями и заданиями, внешними обстоятельствами и т. д.

Метод - определяется как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупности прийомов и операций практического или теоретического усвоения (познания) действительности.

Общепринятым является выделение нескольких уровней методологии.

Структура методологического знания:

- уровень философской методологии

- уровень общенаучной методологии

- уровень конкретно-научной методологии

- уровень процедур и методик исследования

 

Под ПРИНЦИПОМ понимают начало, основу, исходное положение явлений действительности и их познание.

1. Философский ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ., т. к. явления изучаемые Ю.П. отличаются высокой динамичностью. Суть его - в направленном, закономерном изменении материи и сознании.

ОБЪЕКТОМ изучения Ю.П. и психологии юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений, а также группа людей (коллектив).

2. Принцип ОБЩЕЙ СВЯЗИ – исследуется психологическая сторона права и правосознания, правомерное и противозаконное поведение людей, деятельность преступной группировки и т. д.

3. Принцип ЕДИНОСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ выплывает с самого содержания отношений человека к окружающему миру, определяет роль практики в процессе познания.

4.Принцип КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФИИ – общий принцип познания, в одинаковой мере используется при исследовании явлений природы и общества, а также при изучении сознания и мышления человека.

5.Принцип ДЕТЕРМИНИЗМА – сознание конкретной личности обусловлено общим бытием, которое порождает его поведение.

6.Принцип СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ роскрывает сложную диалектику человеческого сознания и деятельности как особенного вида человеческой активности.

7.Принцип ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА. Ю.П. всегда объектом исследования имеет личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм.

8.Принцип СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.

Ю.П.- может успешно развиваться и решать комплекс задач, стоящих перед ней только благодаря СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ.

Основа СИСТЕМНОГО ПОДХОДА- исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный подход позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимодействия, дать достаточно полное описание процесса с учетом всех его элементов.

Примером реализации системного метода в психологии юридического труда может служить профессиограмма, которая представляет собой сложную иерархическую структуру. Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный уровень профессиональной деятельности, а во-вторых личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех наэтом уровне.

Для Ю.П. продуктивно применение одного из принципов системного анализа – ИЕРАРХИИ СИСТЕМ, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы – как самостоятельные системы.

 

Методол. принципы научного познания есть основа, база, на которой строится содержательный анализ объекта и предмета юридической психологии. Основными принципами Ю.П. являются системный принцип и личностный подход.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.