Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура бизнес-плана и его презентация потенциальным инвесторам




Этапы разработки бизнес-плана и общие требования к оформлению и изложению его основных разделов

Последовательность разработки бизнес плана (5):

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Ими могут быть:

· учебники по бизнес-планированию, законодательные и нормативные акты, методические указания по планированию и организации производства;

· фирмы по управленческому консультированию, аудиторские фирмы и другие подобные организации;

· отраслевые издания и другая научная литература;

· радио, телевидение, Интернет и др.

Вторым, шагом работ над бизнес-планом является определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Определяя внутренние и внешние цели бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели привлечение инвесторов могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.

Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу — точному определению своих целевых читателей — будут ли это только внутренние участники организации или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, — будущие акционеры, коммерческие банки и другие.

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвертому шагуустановлению общей структуры, создаваемого документа.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист; резюме; историю своего бизнеса; описание продуктов (услуг); описание дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов, оценку и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; план исследований и разработок, оценку и страхование риска.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо привлечь к работе тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании — это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

· неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

· отсутствие опыта по такому планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации;

· неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Тем не менее в современной российской практике далеко не все предприниматели занимаются самостоятельным составлением бизнес-плана.

Сегодня отечественные бизнес-планы создаются:.

· самими предпринимателями, часто с привлечением специальных компьютерных программ — таких, как отечественная Project Expert (которые весьма дороги, цены на лицензированные программы колеблются от 1800 до 2500 долларов);

· консалтинговыми фирмами, качественная продукция которых в зависимости от степени участия в планировании, проработки плана и квалификации привлеченных сотрудников колеблется от 2000 до 40000долларов. На рынке консалтинговых фирм также действуют заведомо недееспособные фирмы, которые готовы составить бизнес-план срочно и по низкой цене(200—500 долларов), их продукция не выдерживает никакой критики;

· инвесторами: коммерческими банками, фондами, в числе которых Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Некоторые кредиторы настороженно относятся к самостоятельно составленным бизнес-планам, считая их кустарными и недостоверными.

С учетом определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе российского предпринимателя оптимальным решением, по-видимому, является компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры, либо консалтинговые фирмы производят его экспертизу и, если нужно, корректировку. Желательно привлечение специальных программных продуктов.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг. Он заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.

В целом работа по бизнес-планированию — это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200—250 часов.

Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдут понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-плана (6).

1. Предложения должны быть короткими, ясными, четкими. Не нужно попусту тратить слова и чрезмерно расцвечивать текст (писать «красиво»). Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения. Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.

2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о нем ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим выражениям.

3. Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию. Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, подчеркивая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.

4. Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно высокими. Не нужно завышать планку будущих достижений без учета реальных возможностей бизнеса — даже если это предпринимается врекламных целях. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

5. Очень помогает уяснению положений плана использование фотографии, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.

6. Необходимо позаботиться о четкой структуре плана. Материал должен быть разделен на короткие, хорошо выделенные параграфы. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес-плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне.

7.Нужно особо выделять основные предложения бизнес-плана, его главные выводы.

8.Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объемной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать ее из бизнес-плана не нужно. Но лучше включить такую информацию в «Приложения».

9.При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.

10. Общий объем бизнес-плана может быть назван приемлемым, если он не превышает 50—60 страниц.

Структура бизнес-плана это тот состав разделов и параграфов и их наименований, которые и входят в него. Четко установленной нормативными актами структуры бизнес-плана не существует, кроме как для предприятий, попадающих под банкротство. Сама структура бизнес-плана зависит от многих факторов типа, вида бизнес-плана или бизнес-линии, нового вида бизнеса или имеющегося. Однако наука и практика за многолетний период выработали примерную структуру бизнес-плана, которую используют большинство предприятий.

Разработка бизнес-плана не является линейной задачей. Последовательность разработки бизнес-плана примерно такова (7):

1. Принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия.

2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта.

3. Выбор вида производства или услуги, которые будут являться целью задуманного проекта.

4. Исследование возможного рынка сбыта.

5. Составление прогноза объемов сбыта.

6. Выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности.

7. Разработка плана производства.

8. Разработка плана маркетинга.

9. Разработка организационного плана.

10. Оценка риска и страхование.

11. Разработка финансового плана.

12. Написание резюме к бизнес-плану.

Получение инвестиций во многом зависит от продвижения бизнес-плана в процессе переговоров, то есть от его презентации.

Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей (8):

· компания и ее продукция или услуги;

· рынок — клиенты и конкуренты;

· разработанная маркетинговая стратегия;

· первоочередные финансовые задачи;

· характеристика команды, которая будет осуществлять план;

· необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти средства будут направлены;

· условия и сроки оплаты или реализации инвестиций.

Презентация должна длиться около 20 мин. После этого следуют ответы на вопросы. Основная задача, поставленная перед презентацией, сводится к налаживанию диалога с потенциальными инвесторами. Презентация должна четко показать, почему предприятию необходимы запрашиваемые дополнительные ресурсы. Управляющий банком должен быть уверен в том, что размеры ссуды соответствуют целям, которые поставлены в бизнес-плане. Инвесторы-акционеры, вероятно, захотят подробнее обсудить рассматриваемые вопросы и выбрать форму финансирования между акционерным обществом и ссудными капиталами, которая лучше соответствовала бы общим целям.

Существует большое количество способов повышения эффективности презентации. Потенциальные инвесторы должны иметь копию бизнес-предложения заранее, чтобы ознакомиться с ним до начала встречи. Таким образом, будет больше шансов привлечь их внимание на презентации. Целесообразно использовать для презентации наглядный материал, образцы своей продукции, фотографии, если бизнес относится к сфере услуг. Излагаемый материал должен содержать диаграммы, таблицы или графики, но презентация не должна превращаться в лекцию. Значимость преподносимого материала повышается, если презентацию будет проводить лично лидер руководящей команды.

Готовясь к вопросам, вы должны попытаться поставить себя на место потенциальных инвесторов. Какого рода вопросы они вероятнее всего могут задать? Какие вопросы могли бы задать вы, находясь на их месте? Будьте внимательны, следите, чтобы диалог не превратился в монолог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.