Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса D и предложения S

Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса D и предложения S. В условиях конкуренции движение цен вызывает изменение объемов спроса и предложения, приводя их в соответствие друг другу. Равновесие Еустанавливается в точке пересечения кривых D и S (рис. 7-3, точка E).

Спрос и закон спроса. Главный фактор, определяющий количество товара, на которое предъявлен спрос - это цена данного товара. Закон спроса - количество покупаемого товара обратно пропорционально цене (при условии, что все другие факторы остаются неизменными). Закон спроса вытекает из поведения покупателя. Когда цены растут, покупатель вместо подорожавших покупает более дешевые товары, снижая тем самым спрос на подорожавшие. Это переключение покупателя называется эффектом замены.

Тема 7. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Вопросы: 1. Спрос и закон спроса. 2. Предложение и закон предложения. 3. Эластичность спроса и предложения. 4. Рыночное равновесие. 5. Административный контроль над ценами и рыночный механизм.

Функция спроса от цены имеет следующий вид: Q D= ¦ (P),где QD - величина спроса, P- цена товара.

 
Рис. 7-1. Кривая рыночного спроса.

Функция спроса от цены графически представлена кривой спроса (D) (рис. 7-1). Если, например, растет цена товара с Р2 до Р1, а все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются без изменения, то происходит движение вдоль линии спроса, при этом уменьшается величина (количество) спроса с QD2 до QD1.

Детерминанты спроса. Не только цены определяют количество купленных товаров. Кроме них существуют неценовые факторы (детерминанты): 1) средний доход потребителя; 2) размер рынка; 3) цена и полезность товаров - заменителей; 4) ожидания покупателей; 5) их вкусы и предпочтения.

Когда происходит изменение неценовых факторов, то при каждой цене количество товаров, которые покупатели желают приобрести изменяется. Следовательно, меняется весь спрос, кривая спроса сдвигается вправо или влево.

Рассмотрим эти сдвиги при изменении дохода покупателя. Вследствие роста среднего дохода потребителей происходит сдвиг кривой спроса вправо. При уменьшении спроса она сдвигается влево (кривые D1 и D2 на рис. 7-1). Этот рост спроса при росте дохода называется эффектом дохода. Не все товары при росте дохода покупают больше. Плохие товары, потребление которых связано с бедностью, при росте дохода покупают меньше. Поэтому при росте дохода кривая спроса на плохой товар наоборот смещается влево.

Три вида неопределенности потребителя. Спрос может отсутствовать или быть меньше вследствие незнания покупателем своей потребности или незнания способов ее удовлетворения. Информирование покупателя увеличивает спрос (сдвиг линии спросапредложения вправо)

1.Неопределенность потребности связана с тем, что покупателям бывает трудно точно выразить то, в чем они испытывают потребность.

2.Рыночная неопределенность обусловлена наличием доступных покупателю альтернативных источников покупки с их специфическими особенностями.

3.Трансакционная неопределенность зависит от способности предвидеть развитие сделки, главным образом вопросы доставки и способы разрешения споров.

Кривая спроса не учитывает динамику удовлетворения потребности в товаре. По мере ее насыщения в процессе потребления предыдущих единиц товара его полезность в глазах покупателя снижается. Иногда излишне потребленное благо воспринимается как зло. Как бы торговец не снижал цену, покупатель не купит товар. Он переключится на другие товары, по которым потребность не удовлетворена. Покупая последовательно единицы товара, например, покупая и съедая пирожки, покупатель наконец останавливается в покупках. Последняя единица купленного товара называется предельным или маржинальным товаром, например, четвертый маржинальный пирожок.Следовательно, спрос ограничен не только наличием покупательных средств, но и степенью удовлетворения потребности от предыдущих покупок.

2. Предложение и закон предложения На количество предлагаемых товаров влияет ряд факторов. Определяющий из них - цена.

Рисунок 7-2. Кривая рыночного предложения

Закон предложения: Объем предложения прямо пропорционален цене.

Детерминанты предложения. Кроме цены, на объем предложения влияют неценовые факторы (детерминанты):

1) технология производства; 2) цены на факторы производства; 3) число продавцов на рынке; 4) налоги и субсидии; 5) цены на другие товары; 6) ожидания изменения цен.

Функция предложения от цены: Qs = ¦ (P), где Qs - величина предложения,P - цена данного товара. Функция предложения графически представлена кривой предложения (S) (рис.7-2). Если меняется цена товара с Р1 до Р2, а все остальные факторы остаются неизменными, то происходит движение вдоль линии предложения, при этом изменяется объем предложения с QS1 до QS2.

Если изменяются неценовые факторы, а цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение предложения товара и кривая предложения сдвигается: вправо - при увеличении предложения, влево - при снижении (кривые на рис. 7-2). Например, предложение сократится с S до S2при росте цен на сырье, цен за электроэнергию и транспортных тарифов, росте налогов.

3. Эластичность спроса и предложения. 1) Эластичность спроса зависит от времени приспособления потребителя к повышению цены.В длительном периоде эластичность спроса выше.

Ценовая эластичность спроса Е -мера реакции (изменения) спроса Δ Q на изменение ценыΔ P, выраженные в процентах: Например, если ценаснижена на 4%, то спрос вырос на 8%. Е= 8:(-4)= -2. В нашем примере Ed= │2│. Спрос эластичен.

Е – отрицательная величина, однако знак коэффициента ценовой эластичностиопускается (величина берется по модулю).

Е<1 – спрос неэластичный; Е=1 – спрос единичной эластичности;

Е>1 – спрос эластичный.

Общий доход (выручка) продавцов от продажи равен цене, умноженной на количество проданного товараPQ. При эластичном спросе (Ed> 1) в нашем примере уменьшение цены Рна 4% приведет к увеличению продаж Q на 8%. Произведение цены на количество (PQ) выросло. Выгодно снизить цену, чтобы увеличить выручку от продажи.

Иной стратегии следует придерживаться в случае продажи товаров с неэластичным спросом (Ed< 1). Уменьшение цены, например, хлеба приведет к уменьшению выручки.Если спрос неэластичен, увеличение цены вызывает рост общего дохода.

2) Эластичность предложения зависит от времени приспособления производителя к росту цены. В длительном периоде эластичность предложения выше. Ценовая эластичность предложения -мера реакции предложения на изменение цены. Обе величины выражены в процентах: Формула та же, что и формула эластичности спроса. Е – коэффициента ценовой эластичности предложенияположительный

Е<1 – предложение неэластично;

Е=1 – предложение единичной эластичности;

Е>1 – предложение эластично.

Рис. 7-3. Рыночное равновесие спроса и предложения
PE
QЕ
Q3
Q4
P1
P2
Q1
Q
S
D
P
Q2
E
 
 
Товарный дефицит
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA3JMKLMEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3YrCMBSE7wXfIRzBG9F0i7/VKKuw4q0/D3Bsjm2x OSlNtPXtN4Lg5TAz3zCrTWtK8aTaFZYV/IwiEMSp1QVnCi7nv+EchPPIGkvLpOBFDjbrbmeFibYN H+l58pkIEHYJKsi9rxIpXZqTQTeyFXHwbrY26IOsM6lrbALclDKOoqk0WHBYyLGiXU7p/fQwCm6H ZjBZNNe9v8yO4+kWi9nVvpTq99rfJQhPrf+GP+2DVhDH8P4SfoBc/wMAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANyTCizBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= " stroked="f">
Товарный излишек
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Равновесная цена (PE) – в условиях конкуренции это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, т.е. это цена, при которой нет ни излишка, ни дефицита товара.

При прочих равных условиях равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

Равновесный объем (QE) - это количество товара, которое реализуется по равновесной цене.

Математически рыночное равновесие можно выразить следующим образом. Допустим, линия спроса задана следующим уравнением: QD = - P + 7. Линия предложения имеет вид: QS = 2P - 5

В состоянии равновесия: QD = QS, или - P + 7 = 2P - 5.

Решая уравнения, получим равновесную цену и равновесный объем: PE = 4; QE = 3.

Товарный излишек в размере Q1Q4 (рис.7-3) на рынке вызовет усиление конкуренции продавцов, и сначала некоторые из них, а затем и остальные начнут снижать цену Р1, толкая ее вниз к цене равновесия PE. Объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока они не станут равными QE. Товарный дефицит в размере Q2Q3 через усиление конкуренции покупателей будет поднимать цену Р2 вверх. По этой причине объем спроса будет сокращаться, объем предложения расти, и в конечном итоге установится равновесная цена PE, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающие излишки или дефициты товаров изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.

Изменение спроса или предложения под действием неценовых факторов сопровождается сдвигами кривых D и S. В результате равновесие будет достигнуто в новых точках их пересечения. Возможны следующие варианты перемещения кривых:

1. Сокращение или рост спроса при постоянном предложении (рис. 7-4). Если спрос сократится, равновесие переместится из точки Е0 в точку Е1, сопровождаясь снижением цен. Когда же спрос растет, то и цены растут.

2. Сокращение или рост предложения при постоянном спросе (рис.7-5). При сокращении предложения кривая S сдвигается влево, вызывая рост цены. Наоборот, увеличение предложения ведет к снижению цен.

Рис. 7-4. Сокращение и рост спроса (предложение не изменилось).
Рис. 7-5. Сокращение и увеличение предложения (спрос не изменился).

 

3. Одновременное движение кривых спроса и предложения вызовет переход в новое равновесное состояние в зависимости от степени изменения спроса и предложения. В случае изображенном на рис. 7-6 предложение сокращалось, а спрос рос, что привело к небольшому увеличению равновесного объема продаж с Q0 до Q1 и существенному повышению цены с Р0 до Р1.

 

Рис. 7-6. Сдвиг равновесия в случае одновременного изменения спроса и предложения (спрос вырос, предложение сократилось).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксплуатация и сопровождение проекта | Минимальный размер уставного капитала в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.