Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Зависимость между моментами силы относительно данной точки и относительно данной оси, проходящей через эту точку

Зависимость между моментами силы относительно данной точки и относительно данной оси, проходящей через эту точку

Проекция вектора момента силы относительно данной точки на какую-нибудь ось, проходящую через эту точку, равна моменту силы относительно этой оси.

Пусть дана сила F, изображаемая вектором , и какая-нибудь точка О. построим момент mО этой силы относительно точки О (рис.7.7). Он перпендикулярен к плоскости треугольника ОАВ и по модулю равен его удвоенной площади:

Рис.7.7.

Проведем через точку О ось z и составим момент силы F относительно этой оси. Спроектируем силу F на плоскость, проходящую через точку О и перпендикулярную к оси z. Тогда . Треугольник Оав является проекцией треугольника ОАВ на данную плоскость. Площадь проекции равна площади проектируемой фигуры, умноженной на косинус угла между плоскостью этой фигуры и плоскостью проекции. Угол между плоскостями ОАВ и Оав равен углу между перпендикулярами к этим плоскостям, т.е. между вектором mО и осью z. Поэтому, обозначив этот угол через γ, получим: Откуда:

С другой стороны, проекция вектора mО на ось z равна:

Отсюда следует, что

 

Развитие стиля классицизм в России.

Основные характерные черты этого периода.

Здания, архитектурные ансамбли.

 

В русской архитектуре 1760х годов начал формироваться новый стиль – классицизм, переживший две стадии: классицизм последней трети XVIII – начала XIXв и классицизм первой трети XIXв.

В передовых кругах русского общества назревал протест против неограниченного самодержавного произвола, против роскоши и излишеств придворных и дворянских кругов. Идеи «гражданственности» и «просветительства» проникают в искусство и архитектуру. Обращение к античным принципам и приемам стало основой метода классицизма. Национальные традиции в сочетании с особенностями архитектуры и жизненного уклада России обусловили своеобразные черты развития русского архитектурного классицизма.

Широкое развитие получил новый тип расположенного среди парка дворца-усадьбы для дворянского сословия. В основу градостроительства был заложен принцип строгой регулярности общей схемы площадей и улиц. Застройка зданий велась строго по «красной» линии, в основном по «образцовым» проектам. В наиболее ответственных местах города – в центре, на крупных площадях и тому подобное – создавались ансамбли общественных и дворцовых зданий, строившихся по индивидуальным проектам.

Крупнейшими основоположниками русского классицизма были архитекторы В.И.Баженов, М.Ф.Казаков и И.Е.Старов. В их творчестве полностью определись черты нового стиля. Значительный вклад в развитие русского классицизма внесли также архитекторы Д.Кваренги, Н.А.Львов, Ч.Камерон и другие, а так же многочисленные крепостные зодчие.

Наибольший градостроительный размах появился в проекте Большого Кремлевского дворца в Москве, разработанном В.И.Баженовым. Проект оставался неосуществленным, но его идеи имели влияние на современников. М.Ф.Казаков продолжил работу по перестройке Московского Кремля. Казаков тактично сочетает новые здания с историческими, сохраняя ведущее значение в ансамбле композиционных доминант.

Здание Сената в Кремле – одно из наиболее крупных общественных зданий Казакова. Треугольное в плане с тремя внутренними дворами, здание органично вписалось в сложившуюся структуру Кремля. Купол над главным залом ориентирован на Красную площадь, и, вместе с Сенатской башней он определил дальнейшее формирование центра ансамбля этой площади. (рисунок 189).

Формирование типа усадебного дворца основывалось на развитии принципов дворцово-паркового ансамбля.

Таврический дворец в Петербурге (архитектор И.Е.Старов) – крупнейшая и великолепнейшая постройка этого типа. (рисунок 98). Построенное на окраине города здание своим парадным двором было раскрыто к Неве, по другую сторону дворца разбит обширный парк. Дворцовый комплекс расчленен на три объема, объединенных узкой одноэтажной частью соединительных помещений и анфиладно спланированных комнат. Фасады отличаются лаконизмом и строгостью, главный и боковые портики фасада разработаны с применением простого римско-дорического ордера.

Среди общественных зданий можно выделить здание Голицынской больницы в Москве (архитектор М.Казаков). (рисунок 99, таблица XVIII,2). Римско-дорический портик и возвышающийся над ним высокий купол больничной церкви создают мощный центральный объем ансамбля, по обе стороны которого располагались женская и мужская половины больницы. Главному фасаду дворца по другую сторону здания отвечал парк, спускающийся к склону к Москве-реке.

Дом Пашкова в Москве (архитектор В.Баженов) – пример трехчастной дворцовой композиции, в разработке которой в большей мере сказалось важное градостроительное значение отведенного для постройки участка: здание возвышается напротив Кремля, организуя участок улицы Моховой, у её поворота к Каменному мосту. (рисунок 100). В центрических формах зодчие классицизма стремились найти «идеальную» в своей завершенности композицию, воскресить дух античности и классики.

Наряду с дворцовыми зданиями, эти композиции особенно широко использовались в культовых, мемориальных и парковых постройках. Павильон «Храм дружбы», сооруженный в Павловском парке (1780-1782 г.г. архитектор Ч.Камерон) – пример максимального приближения этого типа зданий к античным образцам. (рисунок 101). Ротонда окружена греко-дорической колоннадой, придающей сооружению монументальность и стройность. «Храм дружбы» органично вписался в пейзаж естественного парка, который к концу XVIIIв все более вытеснял в усадьбах и загородных резиденциях регулярный парк.

Круглые и прямоугольные торжественные колоннады создают тип характерного для классицизма праздничного зала. Колонный зал, бывший Благородного собрания (Дома союзов), построенный М.Казаковым в 1780х годах – один из лучших образцов этого типа. (рисунок 102). Его облицованная белым мрамором коринфская колоннада со всех четырех сторон окружает зал, что в сочетании с люстрами и зеркалами на стенах создает праздничный, изыскано-строгий интерьер.

В архитектуре первой XIXв принципы классицизма получают дальнейшее развитие. Ансамбли и здания часто рассматриваются как выражение триумфальных идей победы русского народа в Отечественной войне 1812г. Наиболее крупные замыслы зодчих были связаны с формированием ансамблей центра и важнейших градостроительных узлов Петербурга, а также с восстановлением и реконструкцией Москвы после пожара 1812г.

В начале столетия ведущими петербургскими зодчими были А.Н.Воронихин и А.Д.Захаров. В архитектуре 1820-1830х годов особая заслуга в постройке Петербурга принадлежит К.И.Росси и В.П.Стасову. В Москве послевоенного периода выделялись архитекторы О.И.Бове, Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.

Построенный Воронихиным В Петербурге Казанский собор олицетворяют идею здания-ансамбля, в котором ведущее значение приобрела полукруглая колоннада коринфского ордера высотой около 15м, образующая одну из торжественных площадей на главной магистрали города – Невском проспекте. (рисунок 103).

Вершиной развития русского классицизма было формирование системы ансамблей центра Петербурга, преемственно развивавших градостроительные принципы XVIIIв. (рисунок 104). Примером может служить строительство архитектором А.Захаровым нового здания Адмиралтейства (1806-1823г.г.) на основе существовавших построек верфи. (рисунок 105, таблица XVIII,1). Был сохранен 72-метровый шпиль, возведенный ранее Коробовым, однако фасады были полностью переделаны. Основное градостроительное значение архитектуры этого П-образного в плане здания состоит в том, что она воедино связала и организовала три площади, примыкающие к основным фасадам, и вместе с тем усилила их композиционное начало – башню Адмиралтейства, объединяющую три городских луча. На всем протяжении главного и боковых фасадов (размеры 407 и 163м) применен единый дорический ордер с крупным масштабом членений и стройными пропорциями колонн. Здание богато украшено скульптурой и барельефами на военные и морские темы.

Огромную роль в формировании объемно-пространственной системы центра Петербурга сыграло здание Биржи на Стрелке Васильевского острова (1804-1810г.г.) архитектора Тома де Томон, в проектировании которого консультативное участие принимал Захаров. (рисунок 106). Здание Биржи, поднятое на высоком подиуме, занимает центральное осевое место Стрелки, причем основная ось здания ориентирована на навстречу реке, замыкая её широкую перспективу. Это развитая в пространстве ось подчеркнута полукружием Стрелки и двумя симметрично поставленными колоннами-маяками.

Система ансамблей центра была завершена в 1820-1850х годах, когда получили свое окончательное выражение Дворцовая и Сенатская площади. Огромная заслуга в этом принадлежит выдающемуся градостроителю К.И.Росси, построившему на Дворцовой площади здание Главного штаба, а на Сенатской – здание Сената и Синода.

Здание Главного штаба в Петербурге (1819-1829г.г.) расположилось на пощади по дугообразной в плане кривой с огромной аркой посередине, делящей всё здание на две симметричные части. (рисунок 107). Триумфальная арка трактована как памятник русской армии и её славным победам. Посредством арки площадь связалась короткой улицей с Невским проспектом. Масштаб здания согласован с масштабом Зимнего Дворца и оба здания составляют целостный ансамбль. Пространственное единство ансамбля было подчеркнуто постановкой на площади монументальной Александровской колонны (1830-1834 г.г. архитектор А.А.Монферран).

Примером целостного решения градостроительной задачи может служить – ансамбль Театральной улицы (ныне ул.зодчего Росси) в Петербурге, получившей название по имени её создателя. (рисунок 108). Ансамбль включает помимо улицы, образованной двумя административными корпусами; полукруглую открытую к реке Фонтанке площадь Ломоносова, обстроенную министерскими корпусами; здание Александрийского театра, ориентирование по оси улицы Росси, и примыкающую к Невскому проспекту обширную площадь перед Театром, ограниченную по бокам зданием Публичной библиотеки и павильонами Аничкова дворца.

В первой половине XIXв отдельные здания и сооружения торгового, производительного, складского и прочего назначения стали приобретать весьма значительную и ответственную роль в градостроительной композиции.

По проекту архитектора В.П.Стасова было построено здание Придворных конюшен. Сравнительно низкое и протяжное здание, монументальные фасады строятся на сочетании мощной стены и крупномасштабного дорического ордера. (рисунок 109).

Архитектура Москвы после пожара 1812г.

Созданная в 1813г «Комиссия для строений города Москвы» разработала проект реконструкции города, в котором регламентировалась этажность зданий в зависимости от значения улиц и площадей, устанавливались габариты зданий, определялась правилами постановка домов по проектным «красным линиям», и т.д. Были выработаны типы жилых домов с преобладанием деревянных конструкций с последующей их штукатуркой и отделкой под камень. В композиции фасадов широко использовались характерные для классицизма ордерные элементы и детали, рустовка стен, арки, ниши, фронтоны и тому подобное.

Улицы и площади, застроенные такими зданиями, превращались в целостные ансамбли.

Театральная площадь со зданием Большого театра (1821-1824г.г. архитекторы А.А.Михайлов и О.И.Бове) – пример крупного общественного ансамбля. Крупные и строгие формы величественного Большого театра были рассчитаны на главенствующую роль этого здания в ансамбле. Это было самое крупное здание Москвы периода классицизма (высота колонн портика 15м).

Вместе с О.И.Бове в Москве работали выдающиеся зодчие Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.

Дом-усадьба Найденовых (1829-1831г.г. архитектор Д.И.Жилярди) – характерный пример совмещения композиции свободно спланированной городской усадьбы с регламентирующими градостроительными требованиями. (рисунок 111). Главный фасад с высоко поднятым портиком ионического ордера расположен на красной линии Садового кольца и своими крупными торжественными формами отвечает значению городской магистрали. Другие фасады, обращенные к парку, разработаны более пластично и живописно. Плавно изгибающийся пандус, позволяющий спуститься в парк прямо с уровня второго этажа, подчеркивает свободу и непринужденность архитектуры этой части здания.

К середине XIXв в архитектуре русских городов появляются признаки ослабления единого дисциплинирующего начала: заметно утрачивается чистота стиля, в застройке усиливается элемент хаотичности. Наступает новый период в архитектуре и градостроительстве, связанный с укреплением и развитием капитализма в России.

 

189. Мавзолей В.И.Ленина в Москве

 

98. Таврический дворец в Петербурге
а – план

б – интерьер купольного зала

 

99. Голицынская больница в Москве.

 

Таблица XVIII. Конструкции в русской архитектуре XVIII – первой половины XIX.

 

100. Дом Пашкова в Москве.

 

101. Павильон «Храм Дружбы» в Павловске.

102. Колонный зал бывш. Благородного собрания.

 

103. Казанский собор в Петербурге.

 

104. Ансамбль центра Петербурга.

 

 

105. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

 

106. Здание Биржи в Петербурге.

107. Здание Главного штаба в Петербурге.

108. Ансамбль улицы Зодчего Росси.

109. Здание придворных конюшен.

 

 

110. Ансамбль Театральной площади в Москве.

111. Дом-усадьба Усачевых-Найденовых в Москве.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Момент силы относительно точки как вектор | Тема 7. Информация как объект самостоятельного оборота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.