Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение новых стилей в архитектуре

Со второй половины XIXв в архитектуре появилось новое направление, которое получило название – эклектика. Для него характерны многообразные проявления историзма, стилизация под какие-то исторические произведения или смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей. В русской архитектуре появилось стремление к подражанию мотивом древнерусского зодчества XVII века. Примером могут служить такие общественные здания как: здание Исторического музея в Москве (архитектор В. Шервуд), здание Верхних торговых рядов на красной площади в Москве (ГУМ), Казанский вокзал в Москве (1914-1917 гг. архитектор Щусев). (Рис.142).

Развития прогрессивных теорий в инженерном искусстве и архитектуре породило новые требования к деятельности архитектора. Рационалистическое начало выступило на первый план, архитектору отводилась роль «декоратора» конструктивной основы. Пионерами практического воплощения рациональных принципов стали американские архитекторы так называемой «Чикагской школы», лидером которой был Луис Салливен. Тезис, сформулированный Салливеном «Форма должна соответствовать содержанию». – полностью подтверждается в его постройке универмага в Чикаго (1889-1904гг). (Рис. 144) Возникновение небоскребов тесно связанно с фантастическим ростом цен на землю. Отсутствие четкого плана по отводу участков под небоскребы и нерегламентированность высоты зданий привели к их хаотическому нагромождению в центрах крупнейших городов, особенно в Нью-Йорке.

Поиски новых форм в архитектуре европейских стран рубежа XIX-XXвв способствовали становлению своеобразного направления – стиля модерн. Это направление своей основой задачей имело «осовременить» декоративные средства архитектуры и формы предметов прикладного искусства, дав им живую пластику, отвечающую духу времени. Основатели нового стиля были противниками индустриального производства продукции и предметов обихода.

Глубокий индивидуализм композиций – одна из наиболее характерных черт модерна. Пластика, декоративность фасадов и свободная трактовка внутреннего пространства, игнорирование индустриальности и стандарта – вот что составляло основу стиля модерн. Среди выдающихся архитекторов модерна выделяются: в России – Ф.О. Шехтель, в Бельгии – В. Орта, в Германии – А. Ван де Вельде, в Испании – А. Гауди.

Особняк Рябушинского в Москве 1900-1902гг постройка архитектора Шехтеля. (Рис 146).

Мастера модерна проявляют интерес и к железобетону, но видят в нем прежде всего новые пластические возможности. На этом пути особая роль принадлежит испанскому архитектору Антонио Гауди, построившему ряд подчеркнуто экспрессивных зданий (дом Батло и дом Мила в Барселоне 1905-1910гг). Его шестиэтажный дом (дом Мила) напоминает огромную скалу с готами – окнами металлическими решетками балконов, имитирующих какие-то причудливые растения. (рис. 147).

Творческие поиски архитекторов европейских стран начала XIXв были направлены в сторону более рациональных форм. Изучались достижения Чикагской школы, знания и архитектурные приемы стали применяться в решении облика промышленных зданий, инженерных сооружений, а также в создании новых форм общественных зданий. Среди представителей этого направления нужно выделить немецкого архитектора Петера Беренса, австрийца Адольфа Лооса, француза Огюста Перре.

Турбинный завод в Берлине (1909г) архитектор Беренс (рис 148).

Дом Стейнера в Вене (1910г) архитектор Лоос (рис 149).

Гараж на ул. Понтье в Париже архитектор Перре (рис 150, б).

В мастерской Огюста Перре работал молодой архитектор Ле Корбюзье – один из лидеров современной архитектуры.

Во Франции лионский архитектор Тони Гарнье прославился своим нереализованным проектом «Индустриального города» (1901-1904гг). Все здания этого города, рассчитанного на 35тыс. жителей, были запроектированы из железобетонных конструкций. (рис 151).

Широкие эстетические возможности железобетона были продемонстрированы в начале XXв при строительстве крупнопролетных сводчатых зданий. В здании «Зала столетий» во Вроцлаве (1914г) ребристая конструкция железобетонного купола опирается на массивные арочные устои. (Таблица XXIV, 1).

Ле Корбюзье был одним из первых, кто творчески и теоретически обосновал необходимость коренного пересмотра традиционных принципов формообразования на основе используемой техники. 5 тезисов Ле Корбюзье:

a) Поскольку несущие и ограждающие функции стен разделены, дом должен быть поднят над уровнем земли на столбах, освобождая первый этаж для зелени, стоянки автомашин и т.п.

b) Свободная планировка, допускаемая каркасной конструкцией, дает возможность в каждом этаже давать различное расположение перегородок и в случае необходимости изменять их в зависимости от функциональных процессов.

c) Свободное решение фасадов, создаваемое благодаря отдалению от каркаса стены – мембраны, несет с собой широкие композиционные возможности.

d) Наиболее целесообразная форма окон – горизонтальная ленточная, прямоугольная, логически вытекающая из конструкций и условий зрительного восприятия человеком окружающего мира.

e) Крыша д.б. плоской, эксплуатируемой, что дает возможность увеличивать полезную площадь дома.

Вилла Савой в Пуасси (1929г) – наглядно иллюстрирует тезисы Корбюзье. (рис. 152).

Движение «Де стиль», образованное в 1917г, во многом основывалось на «кубизме» начала столетия, а также на пространственном и цветовом сочетании простейших форм, используя часто цвет в качестве дополнительного средства подчеркивание пространства.

Жилой дом в Утрехте (1924г) по проекту Геррита ванн Ритвельда – пример реализации принципов «Де стиля». (рис 153)

Жилые дома в Хук ванн Холланде (1924-1927гг) представляют собой сблокированные двухэтажные квартиры, сочетающиеся с квартирами в одном уровне. (рис 154).

В 20-30х годах в архитектуре проявляется функциональный метод проектирования, который в значительной мере присущ и Корбюзье и основанному им в 1919г немецкому «Баухаузу».

«Баухауз» (дом строительства), по словам Гропиуса, имел задачей «понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни». На основе тесного контакта с прогрессирующей техникой, изыскивая новые материалы и конструкции, вводя стандарт и индивидуальные методы, вещам и зданиям подбирались формы, соответствующие их специфическим функциям. Своеобразным архитектурным манифестом идей функционализма стало здание Баухауза, построенное Гропиусом в Дессау в 1925-1926гг. (рис 155). Ассиметричное в плане, оно четко делится на три функциональных блока: остекленный сплошными витражами блок мастерских, прорезанный горизонтальными лентами окон четырехэтажный блок помещений для теоретических занятий и 5этажный корпус с балконами для проживания студентов.

Функционализм 20-30х годов нашел широкий отклик в массовом жилом строительстве и градостроительстве. В 1927-1928гг по проекту Гропиуса был построен в Германии поселок Даммершток, в котором однотипные жилые дома поставлены одинаковыми ядами в измерительном направлении в деталях равномерной инсоляции жилых помещений. (рис 156). Общественные здания и магазины вынесены в отдельный узел.

Архитектор Мис ванн дер Роэ возглавил Баухауз на завершающей стадии его существования. Мастер стремился к предельной простоте форм, которая сочеталась с изысканностью пропорций, вниманию к деталям и любовью к современным материалам. Одним из лучших его произведений считается дом Тугендхат в Брио (Чехословакия) 1930г. (рис 157). Свободная планировка дома, расположенного на рельефе в окружении природы, делится передвижными перегородками на четыре функциональные зоны: входную, жилую, столовую и зону для занятий.

В начале 20х годов в Германии появилось новое движение экспрессионистов, цель которых в архитектуре сводилась к поискам необычного, художественного образа, соответствующего духу новой эпохи. Скульптурная округлость форм, отказ от жестких прямоугольных очертаний был одним из внешних признаков экспрессионизма.

Творчество финского архитектора Алвара Аалто включает кроме традиционных принципов экспрессионизма использование в отделке естественного камня, кирпича, дерева и др. металлов. Здание санатория в Паймио (рис 160), загородный особняк близ Бьернсборга. (рис 161).

 

Таблица XXII. Металлические конструкции в архитектуре второй половины XIX – первой четверти XX.

Таблица XXV. Конструктивные формы в архитектуре капиталистических стран 40-70х годов.

Таблица XXIII. Железобетонный каркас и его отражение в тектонике зданий

Таблица XXIV. Железобетонные своды и оболочки в архитектуре капиталистических стран периода до второй мировой войны.

Рисунок 141. Здание Парламента в Лондоне; 142. Здание Казанского вокзала.

Рисунок 143. Галерея машин в Париже.

 

Рисунок 144. Здание универмага в Чикаго.

 

145. Ред-хауз около Лондона

146, Дом Рябушинского в Москве

 

147. Модерн в архитектуре европейских стран.

 

 

 

 

150. Постройки Перре в Париже

 

 

 

152. Вилла Савой в Пуасси.

 

153. Жилой дом в Утрехте

154. Жилые дома в хук ван Холланде

155. Постройки архитектора Гропиуса.

 

 

 

 

158. Проекты и постройки архитектора Менельсона

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение новых архитектурных стилей и их характеристика | Grammatical category of Phase
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.