Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные технологии в экологическом образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована система экологи­ческого образования




В результате использования в образовательном процессе по экологии современных техно­логий можно достигнуть следующих результатов: вызвать у обучаю­щихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, способность к рефлек­сии (форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий) и оцениванию самими обучающимися своего прогресса (чувство компетентно­сти), проявление учениками инициативы и полноценная их само­реализация.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Герман Константинович Селевко. Приведем краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

По уровню применения выделяются общепедагогические, часнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

– По ведущему фактору психического развития – биогенные, социогенные, психогенные технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна.

Названия многих существующих технологии определяются способом, методом или средством обучения: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

В настоящее время при обучении дисциплинам естественно-научного цикла выделяют 3 группы педагогических технологий:

1) Личностно-ориентированные технологии (педагогика сотрудничества, способ диалектического обучения, педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, и др.). Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

2) Технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), модульное обучение, проектное обучение, компьютерные (информационные) технологии и др.).

3) Технологии развивающего обучения, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение (С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, технологии, основанные на потребности самосовершенствования и развития Г.К. Селевко, технологии, основанные на развитие творческих потребностей И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера и др.).

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.