Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожные узлы




Пассажирские станции

 

Пассажирские станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах. На этих станциях осуществляют обслуживание пассажиров (продажа проездных билетов, посадка и высадка пассажиров, прием, хранение, выдача багажа и ручной клади, прием и отправление почты), подготовку подвижного состава к перевозкам и организуют движение пассажирских поездов.

В зависимости от основного назначения различают три вида пассажирских станций: обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение; головные, обслуживающие только пригородное движение, и зонные на пригородных участках, включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.

Пассажирские станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение, имеют следующие основные устройства: пассажирское здание (вокзал) с помещениями для обслуживания пассажиров; пассажирские платформы и переходы в одном и разных уровнях (тоннели, пешеходные мосты), связывающие вокзал и привокзальную площадь с платформами; пути для приема и отправления поездов, выполнения маневровых операций и временной стоянки отдельных вагонов (служебных, беспересадочного сообщения и др.); технические парки для очистки, ремонта, формирования, экипировки и стоянки небольшого числа обрабатываемых пассажирских составов в сутки (при большом числе таких составов вместо технических парков строят самостоятельные пассажирские технические станции); локомотивное и вагонное хозяйства; багажные и почтовые устройства; устройства СЦБ и связи, контактной сети, освещения, водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

По расположению путей и вокзала рассматриваемые станции могут быть со сквозными или тупиковыми приемоотправочными путями, а также комбинированного типа.

Наибольшее распространение получили пассажирские станции со сквозными приемоотправочными путями (рис. 9.1, а).

Станция может принимать пассажирские поезда с каждого направления на любой путь и отправлять их с любого пути на все направления. Однако для уменьшения числа враждебных маршрутов крайние пути 3 и 4 специализируются на приеме нечетных, а пути 7 и 8 — четных поездов, обычно дальних транзитных и сквозных пригородных. Средние пути используются для приема конечных дальних и пригородных поездов.

Пропуск грузовых поездов осуществляется без остановки: нечетных — по пути За, а четных — по пути 9. Путь 5 является ходовым для подачи и уборки поездных локомотивов, почтовых и багажных вагонов. В конце платформ предусматривают тупиковые пути для стоянки отцепляемых вагонов — почтово-багажных и беспересадочного сообщения.

Технический парк (или техническая станция) располагается между главными путями со стороны, противоположной той, откуда прибывает наибольшее число конечных дальних пассажирских поездов.

На рис. 9.1, б показана схема тупиковой станции с двухпутным подходом и расположением путей для пригородного движения сбоку от путей для поездов дальнего следования. Пути 1 — 4 используются для приема и отправления пригородных поездов, а пути 5 — 9 — для дальних и местных. Парк стоянки пригородных составов расположен между главными путями, а техническая станция — с внешней стороны от главных путей последовательно сприемоотправочными путями для дальних поездов, причем в перспективе возможна укладка главного пути для отправления дальних поездов в обход технической станции. Для этой схемы характерны пересечения маршрутов приема дальних поездов и отправления пригородных. Основными недостатками тупиковых пассажирских станций являются большая загрузка горловин со значительным числом враждебных маршрутов и меньшая пропускная способность по сравнению со станциями сквозного типа.

Учитывая преимущества станций со сквозными путями по таким важнейшим показателям, как пропускная способность и удобство эксплуатации, именно им, как правило, отдают предпочтение при проектировании новых пассажирских станций.

Пассажирские технические станции (рис. 9.2) предназначены для подготовки составов к рейсам. Составы поездов с пассажирской станции по соединительному пути прибывают в парк приема 5, где после технического и санитарного осмотра, а также очистки вагонов при необходимости их переформировывают.

Составы направляют в моечную машину, а затем переставляют в ремонтно-экипировочное депо 10 для ремонта ходовых частей и внутреннего оборудования вагонов. Здесь же выполняют зарядку аккумуляторов, влажную очистку, уборку, техническую и санитарную проверку вагонов, обеспечивают их водой и осуществляют снабжение вагонов-ресторанов. После этого составы переставляют в парк 4 до подачи на перронные пути под посадку пассажиров.

В населенных пунктах, находящихся в районе пригородных участков железных дорог, посадка и высадка пассажиров в отдельных случаях проводятся на специально сооружаемых на перегонах платформах, оборудованных навесами или павильонами и помещением для кассы. В этих местах возводятся также переезды через железнодорожные пути.

В пунктах оборота пригородных поездов сооружают зонные станций, предназначенные для стоянки составов и локомотивов в ожидании их отправления.

Пассажирские платформы на станциях должны обеспечивать удобную, быструю и безопасную посадку и высадку пассажиров. По отношению к вокзалу платформы могут быть боковыми и промежуточными (островными). И те и другие подразделяются на низкие — высотой 0,2 м от уровня верха головки рельса и высокие — 1,1 м. Длина пассажирских платформ должна соответствовать наибольшей длине пассажирского поезда. На вновь сооружаемых станциях следует предусматривать возможность удлинения платформ в до 650...850 м, а платформ, обслуживающих только пригородное движение, — до 500 м.

Рекомендуемая ширина основной боковой пассажирской платформы составляет не менее 6 м в пределах расположения здания вокзала и не менее 4 м — у ее остальной части, ширина промежуточной платформы — не менее 4 м.

На линиях, где пассажирские поезда движутся со скоростью более 140 км/ч, ширина промежуточной платформы, расположенной между главными путями, должна составлять не менее 8 м, а в особо тяжелых условиях — не менее 6 м.

 

Рис. 9.1. Схемы пассажирских станций

с приемоотправочными путями

а – сквозными; I, II, 3 4, 6 – 8 – пути для приема и отправления поездов;

5 - ходовой путь; 3а, 9 – пути для пропуска транзитных поездов;

10, 11 - локомотивный тупик; 12 – 20 – пути для стоянки отцепляемых вагонов;

- - - - – пути для пропуска грузовых поездов;

б – тупиковыми; I, II, 2 - 4, 6 – 9 – пути для приема и отправления поездов;

10, 10а – вытяжные пути; 11. 12 – пути для стоянки отцепляемых вагонов;

- · - - вариант реконструкции с обходом ПТС; ПТС – пассажирская техническая станция; Ппр – парк для стоянки пригородных составов;

БП – багажные и почтовые устройства; ПТ – непешеходный тоннель;

ЛХ – локомотивное хозяйство; М - метро

 

 

Рис. 9.2 Схема пассажирской технической станции

1 — цех обмывки вагонов; 2 — вариант расположения локомотивного

хозяйства; 3 — парк местных и пригородных составов;

4 — парк отправления готовых состаbob; 5 — парк приема поездов;

6 — административно-бытовой корпус;

7 — парк резервных вагонов; 8 — вагонное депо;

9 — пути газовой дезинфекции; 10 — ремонтно-экипировочное депо.

 

 

Грузовые станции

Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и выгрузки грузов. Эти станции расположены в крупных промышленных и населенных пунктах, а также портах и в зависимости от назначения подразделяются на станции общего пользования (неспециализированные), специализированные, перегрузочные и портовые.

Станции общего пользования служат для погрузки и выгрузки всех видов грузов. Их сооружают на окраинах городов в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и автомобильными дорогами — с промышленными районами города. Эти станции выполняют операции, связанные как с прибытием грузов (прием поездов с сортировочной станции, технический и коммерческий осмотр вагонов, расформирование поездов, подача вагонов по точкам выгрузки, выгрузка, хранение грузов, оформление перевозочных документов, выдача груза получателю, уборка вагонов с места выгрузки и их очистка), так и с отправлением грузов (их прием от отправителя, оформление документов на перевозку, хранение груза, погрузка в вагоны, уборка вагонов, формирование поездов и отправление их на сортировочную станцию).Кроме того, на таких грузовых станциях могут проводиться взвешивание груженых вагонов, обмывка и дезинфекция вагонов, их безотцепочный ремонт, экипировка локомотивов и обслуживание подъездных путей предприятий.

Грузовая станция общего пользования (рис. 12) состоит из двух частей: парков приема, отправления и сортировки вагонов по пунктам подачи и грузового двора, где сосредоточены погрузочно-выгрузочные и выставочные пути, склады, площадки и механизмы. При проектировании грузовых станций рассчитывают путевое развитие, площади и погрузочно-разгрузочные фронты складов, платформ, навалочных и контейнерных площадок. Число путей зависит от размеров движения поездов и времени, в течение которого пути могут быть заняты при выполнении операций, связанных с прибытием, отправлением, стоянкой и накоплением вагонов перед их подачей на грузовой двор или сортировочную станцию.

Специализированные станции служат для погрузки и выгрузки не всех видов грузов, а какого-либо одного или нескольких родственных грузов, перевозимых в большом количестве (угля, руды, минерально-строительных материалов и др.) Эти станции сооружают в районах добычи ископаемых материалов и крупных городах перед входом в промышленный район.

Для перегрузки грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи устраивают перегрузочные станции. Они подразделяются на внутренние, предназначенные для перегрузки из вагонов нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (1000 и 750 мм), и внешние, сооружаемые на государственных границах и служащие для перегрузки грузов с колеи 1520 |на 1435 мм и наоборот.

 

 

Рис. 9.3 Схема грузовой станции

ПЗ — пассажирское здание; ПО — приемоотправочный парк;

С — сортировочный парк; 1 — административно-бытовое здание;

2 — трансформаторная; 3 — зарядная для аккумуляторных погрузчиков;

4 — крытый грузовой склад; 5 — крытая грузовая платформа;

6 — открытая грузовая платформа; 7 — крытая перегрузочная платформа;

8 — площадка для контейнеров; 9 — площадка для тяжеловесов;

10 — платформа для выгрузки колесных грузов; 11 — забор;

12 — повышенный путь для выгрузки навалочных грузов;

13 — штабеля навалочных грузов;

14 — служебно-техническое здание для работников открытых складов

 

К грузовым относятся также портовые станции (рис.9.4), обслуживающие морские и речные порты при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно. Эти станции, осуществляющие прием поездов с ближайшей к порту сортировочной станции, сортировку вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам) и отправление поездов на сортировочную станцию, оборудованы приемоотправочными (и сортировочными путями с соответствующими устройствами (вытяжки, горки малой и средней мощности).

 

 

 

Рис. 9.4. Схема портовой станции

ПП — парк приема; СО — сортировочно-отправочный парк;

ЛХ, ВХ — локомотивное и вагонное хозяйства

 

В смешанных железнодорожно-водных перевозках через большие водные преграды применяются железнодорожные паромные переправы, обслуживаемые специальными грузовыми станциями. В нашей стране на таких переправах курсируют одно-, двух- и трехпалубные паромы вместимостью соответственно 26, 103 и 108 вагонов.

 

Межгосударственные приграничные передаточные станции

С распадом СССР на границах со странами СНГ и Балтии возникла необходимость в строительстве новых межгосударственных приграничных станций.Эти станции предназначены для приема, обработки и отправления грузовых и пассажирских поездов, обращающихся между российскими и зарубежными пунктами. Межгосударственные приграничные передаточные станции расположены непосредственно у границы или незначительно удалены от нее в глубь страны (не более чем на 15 км).На приграничных передаточных станциях при отправлении грузовых поездов за границу и по прибытии их из-за границы выполняются технический осмотр и безотцепочный ремонт подвижного состава, а также коммерческий осмотр, обрабатываются документы технической и коммерческой службами, проводятся пограничный и таможенный досмотры, проверка документов и грузов санинспекцией и ветнадзором, совершаются маневры по прицепке и отцепке вагонов. При прохождении через пограничный пункт пассажирского поезда объединенные бригады осмотрщиков российской и сопредельной сторон выполняют работы по его приему и отправлению, техническому обслуживанию состава; пограничный наряд проверяет документы у пассажиров, проводятся погранично-таможенный контроль, досмотр купе и других помещений вагонов, наружный осмотр поезда, внутренний осмотр почтово-багажных вагонов и локомотивов.

В связи с этим на приграничных передаточных станциях предусмотрены парки приема и отправления транзитных и местных пассажирских поездов с комплексом устройств для обслуживания пассажиров и выполнения операций по таможенному и пограничному досмотрам; приемоотправочный парк технического обслуживания и осмотра транзитных грузовых поездов пограничниками и таможенниками с размещением в нем досмотровых мостиков, колодцев и служебных помещений; парки путей для отстоя задержанных вагонов и отцепочного ремонта вагонов, а также производственно-складская зона для выполнения грузовых операций.

 

Железнодорожные узлы

Железнодорожным узлом называется пункт примыкания не менее трех железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов, а также пересадку пассажиров с одной линии на другую. Железнодорожный узел в крупных населенных пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок.

В транспортный узел помимо железных дорог могут входить морской и речной порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт. В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. Стыковыми пунктами железнодорожного и других видов транспорта являются пассажирские и грузовые станции. В узлах организуются пропуск пассажирских и грузовых поездов, расформирование и формирование составов, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и выполнение операций по погрузке, выгрузке и перевалке грузов. Все эти виды работ распределяются по отдельным станциям и подъездным путям.

В соответствии с объемом и характером работы железнодорожные узлы могут иметь следующие устройства: сортировочные и грузовые станции, соединительные пути между этими станциями и подходы к ним для обеспечения грузового движения и выполнения сортировочной и грузовой работы в узле; пассажирские и технические пассажирские станции, пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения железной дороги с метрополитеном, остановочные пассажирские пункты и другие устройства для выполнения пассажирских перевозок; мосты, тоннели, путепроводные развязки и переезды на пересечениях железнодорожных путей с реками, каналами, автомагистралями и железнодорожными путями для обеспечения безопасности движения и повышения пропускной способности узла.

Структура железнодорожного узла зависит от числа линий, сходящихся в нем, характера, направления и мощности пассажирских и грузовых потоков, его роли в сети дорог, значения населенного пункта и размещения его жилых и промышленных районов, расположения других видов транспорта, топографических и геологических особенностей местности, наличия крупных водных преград и т.д.

В соответствии с размещением основных элементов различают узлы с одной станцией, крестообразные, треугольные, с параллельным и последовательным расположением основных станций, кольцевые, полукольцевые и комбинированные.

Узел с одной станцией (рис. 9.5) образуется в месте пересечения двух магистралей или примыкания одной магистрали к другой в районе небольших и средних городов. В узлах этого типа все подходы примыкают к одной объединенной станции, обслуживающей грузовое и пассажирское движение.

Узел крестообразного типа (рис. 9.6) характерен для пересечения двух железнодорожных линий (одно- или двухпутных) с небольшой взаимной корреспонденцией вагонопотоков. На каждой линии сооружают отдельные участковые станции, а в некоторых случаях на одной линии — сортировочную, а на другой — участковую. В месте пересечения линий устраивают путепроводную развязку.

 

Рис. 9.5Схема узла с одной станцией

ПЗ — пассажирское здание; ПО1, ПО2 — приемоотправочные парки нечетных и четных поездов; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; А— Г — обозначения подходов к узлу.

 

Пассажирские поезда, проходящие с одной линии на другую, могут иметь остановки на основной и вспомогательной станциях; транзитные грузовые поезда проходят по своим линиям.

Сортировочная работа по переработке узловых потоков, расформированию и формированию участковых и сборных поездов сосредоточивается на основной станции главного направления.

 

Устройства для выполнения грузовых операций и примыкания подъездных путей могут размещаться на одной или обеих станциях.

Рис. 9.6 Схема узла крестообразного типа:

А—Г — обозначения подходов к узлу.

 

Недостатком узлов крестообразного типа являются перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.

Узел треугольного типа (рис. 9.7) образуется в пунктах с подходами трех железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузовых и пассажирских потоков. Назначение отдельных станций узла зависит от расположения города и его промышленной зоны. В приведенном примере станция 1 пассажирская, станция 2 участковая и станция 3 грузовая.

Время от времени возникает потребность в развитии существующих железнодорожных узлов. Это связано с увеличением размеров движения, ростом городов, строительством крупных промышленных предприятий, примыканием новых линий, развитием морских и речных портов и другими причинами. В связи с этим могут потребоваться укладка дополнительных главных путей, развитие (пассажирских, технических, грузовых и сортировочных станций, сооружение дополнительных развязок железнодорожных подходов в разных уровнях.

Примыкание новых линий влечет за собой переустройство существующих и строительство дополнительных станций. При развитии городов иногда требуется выносить за их пределы отдельные железнодорожные линии, сносить грузовые станции и строить в другом месте новые.

Рост промышленности вызывает необходимость в строительстве новых подъездных путей к предприятиям и переустройстве существующих грузовых станций.

Рис. 9.7 Схема узла треугольного типа

А—В — обозначения подходов к узлу.

 

Планомерное и рациональное увеличение пропускной и перерабатывающей способности крупных железнодорожных узлов происходит на основе генеральных схем их развития, разрабатываемых на перспективу (15...20 лет).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.