Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики




Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического.

Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874—1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания».

Учение И.П. Павлова (1849—1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева (1857—1927) также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон (1878—1958), который в 1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии — в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S —> R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление — это речь минус звук).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные за­кономерности, проявления и механизмы психики. Возникает со второй половины XX в., продолжается и по настоящее время.

К концу XX в. психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке. (IV этап – психология)

Психологиянаука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность психики человека социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики человека; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и-эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук. Основные методологические принципы психолог:

1)признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью; генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

2) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

3) изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

К концу XX в.психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке.

В настоящее время эффективно развиваются следующие, прикладные отрасли психологии: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, психология искусства, управления, менеджмента и др.

Современная психология все более интегрируется с нейрофизиологией, постулируя обусловленность психических явлений как внешними воздействиями, так и закономерностями работы мозга. Психология становится наукой, устанавливающей связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.