Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика Канта




Критика утилитаризма.

ПРИНЦИП ПОЛЬЗЫ был разработан как практический критерий, для определения правильности или неправильности тех или иных действий, но мы не можем применить этот принцип, пока не будем знать ВСЕХ последствий. Однако количество последствий может быть неисчислимым, в связи с чем данный принцип практически бесполезен, в частности, потому, что от морального принципа нам требуется, чтобы он мог заранее помочь нам определить, какой образ действий будет правильным.

Так, взрыв в 1945 году атомной бомбы над Японией мог бы и иметь положительные стороны с точки зрения окончания войны, которая в противоположном случае, могла бы дескать еще долго продолжаться, однако долгосрочные последствия применения подобного вида оружия не могут ни в какой степени считаться приемлемыми. А это приводит к теоретической трудности: если мы не можем определенно оценить правильность или неправильность действия, пока не будем знать всех его последствий, то, поскольку количество последствий может быть неисчислимым, и ждать заключения о правильности или неправильности данного действия нам придется бесконечно долго.

Некоторые философы отрицают утилитаризм на том основании, что при оценке нравственной ценности действия должен рассматриваться и его МОТИВ.

Мы не решаемся сказать, что действие было правильным, если оно было совершено из злонамеренных побуждений (мошеннических, например), даже если оно привело к положительным результатам.

Одно из следствий утилитаризма: мир, в котором каждый действует из недоброжелательных намерений, но все, тем не менее, получается хорошо, – есть мир хороший. Но согласиться с мыслью о реальной жизни в таком мире – для человека обыденного сознания – непростая задача. Таким образом, если теория обращается к крайностям, она обрастает следствиями, неприемлемыми для многих людей.

К одному из таких взглядов – нравственной теории Иммануила Канта – мы и перейдем.

Иммануил Кант (1724-1804) часто рассматривается как самый крупный философ после Платона и Аристотеля. Его философия считается вершиной всей истории философии до XX в.

Кант родился в Кенигсберге в Восточной Пруссии.

Его отец был ремесленником. После окончания школы поступил в Кенигсберский университет. После его окончания зарабатывал на жизнь частными уроками в прусских семьях и самостоятельно продолжал обучение. После защиты диссертации стал приват-доцентом и читал различные курсы в Кенигсберском университете. В 1770 г. стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти (прожил 80 лет).

Его жизнь бедна событиями. Кант жил спокойно и размеренно, был очень пунктуальным: ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять по его прогулкам часы. У него было много друзей, но он не был женат, хотя любил компании красивых и воспитанных женщин. Считался живым лектором, хотя его труды написаны сухим языком и очень трудны для понимания.

Кант был энциклопедически образованным человеком, что отражено и в его трудах. В начале своего научного и философского творчества основное внимание уделял вопросам естествознания и философии природы. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» 91755) Кант разработал знаменитую космогоническую гипотезу, которая объясняла происхождение Вселенной на основе причин и законов, заложенных в самой природе. Эта концепция по трагической случайности осталась незамеченной в научной мысли своего времени, потому что издатель обанкротился и весь тираж пропал.

Самые знаменитые работы Канта относятся к теории познания и метафизике («Критика чистого разума», 1781), но сам он наиболее важным философским предметом он считал этику. Этике у него посвящено несколько работ: «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797) и др.

Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека.

Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.