Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный




Классификация методов применяемых в возрастной психологии

Организационные:

лонгитюдный;

Метод продольных срезов (лонгитюдный). Группы обследуемых наблюдаются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на разных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направленного уменьшения выборки обследуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты.

«поперечных» срезов;

Метод поперечных срезов. Группы обследуемых разного возраста исследуются одновременно. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблюдаемых возрастных различиях.

Комбинированный (когортно-последовательный) метод. Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время. неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени. Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного. исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или: поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени.

Эмпирические:

ü обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);

ü эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий);

ü биографический (дневники, анализ жизнедеятельности...);

ü анкетирование, интервью, беседы;

ü психодиагностические (тесты, опросники...);

ü изучение рисунка и др. продуктов деятельности.

Наблюдение основано на двух основных принципах:

- пассивности субъекта познания, что выражается в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

- не посредственности восприятия, подразумевающей: ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь.).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Научное наблюдение обладает следующими свойствами:

- целенаправленностью (наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным);

- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение, когда, где, при каких условиях;

- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

- регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и· недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Ограничения метода наблюдения, усложняющие его использование:

· Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя).

· Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений

· Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени.

Сильные стороны наблюдения как метода:

· Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации: действий, движений, поступков).

· Сохранена естественность условий деятельности.

· Допустимо использование разнообразных технических средств.

· Не обязательно получение предварительного согласия обследуемых.

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для: изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «как?», «каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «почему это происходит?»

Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждет, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая, - это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные - не поддающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными и опосредующие их влияние друг на друга.

Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться.

Экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

Принято различать два плана проведения. экспериментов:

- традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

- факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Естественно-научный констатирующий эксперимент позволяет, установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Основные особенности (сильные стороны):

• Исследователь сам вызывает изучаемое им явление.

• Может варьировать, изменять условия, вместо того чтобы позволять решать случаю.

• Изменяя отдельные условия и сохраняя неизменными остальные, экспериментатор выявляет значение отдельных условий.

• Выявляя закономерные связи, можно варьировать не только условия, но и их количественные соотношения.

В результате можно установить количественныe закономерности, допускающие математическую формулировку.

Лабораторный эксперимент (с помощью этого метода получено большое количество данных в изучении восприятия, памяти, темпераментных особенностей и т. д.).

Особенности лабораторного эксперимента:

• Искусственность (включаются некоторые осложняющие условия, которые возможны в жизненной ситуации).

• Аналитичность.и абстрактность (экспериментатор обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий).. Но какова вероятность, что в других условиях проявятся те же закономерности?

• Осложняющая роль воздействия экспериментатора (инструкция, само присутствие и т. п., непосредственное или опосредованное воздействие).

Очевидно, решение не в том, чтобы исключить это воздействие, а в том, чтобы правильно учесть его.

Основная тенденция здесь – сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Это реализуется следующим образом: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает деятельность, сама же деятельность изучается наблюдением в естественных условиях. Пример: экспериментально устанавливается, в какой игре у детей проявляется, ярче та или иная черта, затем дети вовлекаются в игру, и далее проводится наблюдение.

Развивающий эксперимент

Развивающий эксперимент был введен Л.С. Выгoтским.

Особенность его в том, что вводится педагогическое воздействие и происходит объективное изучение изменяющихся явлений.

Обучая ребенка, экспериментатор не стремится зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, цель – помочь ему продвинуться с этой стадии на более высокую. В этом продвижении и изучаются закономерности развития детской психики.

Метод, названный Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций. Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии.

В настоящее время интенсивно разрабатывается эта стратегия исследования – стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.