Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика речи

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического про­цесса, называемого речью.

Речь — это процесс общения людей посредством языка.

Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».

Язык — это система условных символов, с помощью которых пе­редаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму от­ражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет си­стему значащих слов (т. е. лексический состав языка), систему раз­личных форм слов и словосочетаний (т. е. грамматику языка), а также звуковой или фонетический состав, свойственный только данному конкретному языку.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом опре­деленного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указа­ния, вопроса, приказания. С психологической точки зрения общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть не что иное, как обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря вве­дению слова в определенный контекст.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значе­ний, в речи выражается и эмоциональное отношение к тому, что гово­рят. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который используют для произнесения высказываемой фразы.

И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, посколь­ку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве опре­деленной информационной нагрузки. В каких-то случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла.

 

 

 

 

 

 

 

        Речь      
Классификация видов речи  
             
Устная     Кинетическая   Внешняя
  i          
Письменная   Внутренняя
         
Формы устной речи  
  _    
Диалогическая   Монологическая
'[     - ■ и
Активная   - Пассивная
         
Функции речи  
       
Выражение     Воздействие
             
  Сообщение   Обозначение  
                   

 

 

Современному состоянию речи как универсальному средству об­щения предшествовал длительный процесс филогенетического разви­тия человека. Следует отметить, что речь — это специфически челове­ческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе кол­лективного труда возникла необходимость координировать совмест­ные усилия участников трудового процесса.

У современной науки есть основание полагать, что первым средст­вом общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с исполь­зованием движений тела. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших со­стояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отде­лением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложне­нием трудовой деятельности людей. В результате возникли специали­зированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Переход к собственно звуковой речи начался более 100 тыс. лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явле­ния могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчленен­ных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответст­вовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь дли­тельное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетиче­ской речи. Первоначально слова имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило назва­ние первобытного полисемантизма, или многозначности слов

С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни су­ществительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы ныли весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, пп контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все то привело к формированию языка со сложной морфологией и слож­ным синтаксисом.

Следующим этаном развития речи явилось создание письменно­сти. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влия­нием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к воз­никновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе ко­торого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых Значимых мест в психической и социальной жизни человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Школьный (7—17 лет) | Концепция риска и методы его определения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.