Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистическое наблюдение за безработицей

Первым и в 1991—1992 гг. практически единственным источником информации о рынке труда и безработице стала система ее регистрации службами занятости. Она многократно модифицировалась в целях улучшения контроля за состоянием на регистрируемом рынке труда и в целом успешно использовалась для текущего наблюдения за трудоустройством и уровнем официальной безработицы.

Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам. В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.

Квартальная и полугодовая отчетности служб занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.

Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко- и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца). Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.

Однако следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин: относительно невысоким размером выплачиваемого пособия; неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами, необходимостью регулярно отмечаться, да и просто нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.

Поэтому основным источником информации, всесторонне характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения — о занятых, безработных и экономически неактивных. Одна из отличительных черт обследования — возможность предоставления чрезвычайно детальных данных, дающих большое число демографических и социально-экономических характеристик: возраст, пол, гражданство, семейное положение, родственные отношения, уровень образования, различные виды и типы занятости, отрасль, профессия, способы поиска работы, причины экономической неактивности и т.п. Материалы обследования помогают деловым кругам разрабатывать долгосрочную стратегию маркетинга. Они широко используются для контроля существующих экономических условий, формирования правительственных программ оказания помощи определенным группам населения и прогноза будущих изменений с целью принятия более обоснованных решений, связанных с капиталовложениями, что содействует повышению деловой активности и экономическому росту.

В России первое полномасштабное обследование населения по проблемам занятости было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. и с этого времени до 1999 г. проводилось ежегодно.

Для проведения обследований была создана выборочная сеть домашних хозяйств. В качестве основы выборки до 1995 г. использовались материалы переписи населения 1989 г., а с 1995 г. - материалы микропереписи населения 1994 г. Для формирования обследуемой совокупности применяется двухступенчатая выборка. На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (портфели). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям восьми показателей (численность населения, пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний. Одновременно (в автоматическом режиме) производится уравновешивание возможных отклонений (выше допустимых) от известной вероятности попадания единиц в выборку как из образованных структурных соотношений восьми показателей, так и их сочетаний. На второй ступени в отобранных портфелях выбираются переписные листы, составленные на семью (домашнее хозяйство). Таким образом, конечной единицей отбора является семья (домашнее хозяйство).

Размер выборки в 1992—1994 гг. составлял 0,55% численности населения в возрасте 15—72 лет (около 580 тыс. чел.), в 1995 г. он уменьшен до 0,2% с одновременным сокращением числа разрабатываемых показателей на уровне регионов.

С 1999 г. обследования проводятся один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю месяца, помеченного для проведения обследования.

Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми.

Объем выборки устанавливается в расчете на квартал в размере 60 тыс. чел. в возрасте 15—72 лет, или 0,055% от численности населения этих возрастов, а в расчете на год — 240 тыс. чел. (0,22%). Ожидаемая ошибка в выборке по показателю «Уровень безработицы» в целом по России не превышает 3%.

В соответствии с анкетой выборочного обследования населения по проблемам занятости (далее — обследование рабочей силы), утвержденной Госкомстатом РФ, программа обследования включает в себя следующие тематические разделы: •сведения о респондентах; •текущая экономическая активность; •основная работа; •дополнительная работа; •поиск работы, экономическая неактивность.

По показателям первого раздела разрабатываются основные демографические данные, такие, как возраст, пол, семейное положение, родственные отношения, гражданство. Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие образовательный уровень: высшее профессиональное, неполное высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, среднее (полное) общее, основное общее, начальное общее.

Во втором разделе предусмотрены показатели, характеризующие наличие у респондентов какой-либо оплачиваемой работы или доходного занятия на период обследуемой недели.

Показатели раздела «Основная работа»[1] позволяют определить нормальную (обычную)- продолжительность рабочей недели на основной работе и ее фактическую продолжительность, а также причины меньшего времени работы по сравнению с нормальной продолжительностью или временного отсутствия на работе в течение обследуемой недели (в связи с болезнью, отпуском или выходными днями, временной приостановкой производства, невозможностью найти работу на большее время и т.п.). Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие очень важные для последующего анализа признаки основной работы. К ним относятся, в частности, показатели, формируемые с помощью вопроса «Была ли Ваша основная работа:

•на предприятии, в учреждении, организации;

•в фермерском хозяйстве;

•предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

• по найму у физических лиц?»

Такие показатели позволяют осуществлять распределение занятого населения по секторам экономики, определять занятость в неформальном секторе. С помощью других вопросов, предусмотренных в этом же разделе, производится разработка данных по: статусу занятости (наемный персонал, самозанятые, члены производственных кооперативов, помогающие работники без оплаты на предприятиях, принадлежащих родственникам); признакам постоянной или непостоянной работы (сезонная, временная, случайная); признаку профессии (должности).

Раздел «Дополнительная работа» представлен вопросами, почти аналогичными предыдущему разделу. В целях более детального изучения дополнительной (вторичной) занятости предусмотрено также получение данных о количестве отработанного времени, формах деятельности.

Наибольшее число показателей содержится в разделе «Поиск работы, экономическая неактивность» (перечень вопросов этого раздела приведен ниже). Предусмотренная детализация не является чрезмерной и обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего изучения как вопросов, позволяющих определить правильность отнесения опрашиваемого лица к безработному (вопросы 28—31), так и следующих важных характеристик:

•способов поиска работы (вопрос 33);

•причин, по которым респондент не искал работу в последнее время (вопрос 34), что дает возможность в последующем определить число лиц, отчаявшихся найти работу, экономическую неактивность и некоторые другие характеристики;

•продолжительности поиска работы (вопрос 35);

•характера искомой работы — по найму, не по найму, постоянную или временную и т.п. (вопросы 36 и 37);

•характера предыдущей работы, если таковая имелась ранее, и причины ухода с нее (вопросы 40—42).

Вопросы 38 и 39 рассматриваемого раздела нужны для проведения сравнительного анализа с данными административного учета.

Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования работы в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда). В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики па рынке труда.

 

Вопросы из раздела «Поиск работы, экономическая неактивность»

анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости

28. Хотели бы Вы иметь оплачиваемую работу?

29. Если Вам предложили бы подходящую работу на обследуемой неделе, смогли бы Вы приступить к ней немедленно?

30. Смогли бы Вы приступить к работе в течение двух недель после обследуемой недели?

31. По какой причине Вы не смогли бы приступить к работе в течение двух недель, следующих за обследуемой неделей? Просьба назвать одну главную причину:

•по состоянию здоровья;

•обучение по направлению службы занятости; •посещение дневных отделений учебных заведений;

•выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;

•выход на пенсию, в отставку;

•другое.

32. Ищете ли Вы работу по найму или пытаетесь организовать собственное дело?

33. Какие шаги Вы предпринимали в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, чтобы найти работу или организовать собственное дело? Можно отметить несколько способов работы:

•обращение в службу занятости;

•подача объявлений в печать, отклик на объявления;

•обращение к друзьям, родственникам, знакомым;

•непосредственное обращение к администрации (работодателю);

•поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов для открытия собственного дела, обращения за разрешениями, лицензиями и т.д.;

•другие способы;

•не предпринимал никаких шагов.

34. Назовите основную причину, по которой Вы не искали работу в последнее время? Просьба указать только одну причину:

•получил работу и имел договоренность о ее начале в течение двух недель

после обследуемой недели;

•нашел, ожидаю ответа;

•ожидаю начало сезона;

•отчаялся найти работу после длительных поисков;

•нет возможности найти работу;

•не знаю, как и где искать работу;

•по состоянию здоровья;

•выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;

•посещение дневных учебных заведений;

•выход на пенсию;

•нет необходимости работать;

•другое.

35. Сколько приблизительно месяцев Вы, будучи незанятым, искали работу или пытались организовать собственное дело?

•менее месяца;

•от 1 до 3 месяцев;

•от 6 до 9 месяцев;

•от 9 до 12 месяцев;

•12 месяцев и более;

•работу не искал(а), мне ее предложили.

36. Вы хотели бы работать:

•по найму с полной рабочей неделей;

•по найму с неполной рабочей неделей;

•на собственном предприятии, в собственном деле или готовы к любой работе?

37. Какую работу Вы хотели бы иметь:

•постоянную на неопределенный срок, сезонную, временную, случайную;

•по контракту на определенный период;

•на определенный объем работ;

•любую работу?

38. По состоянию на обследуемую неделю были ли Вы зарегистрированы в службе занятости в качестве безработного?

39. Получали ли Вы пособие по безработице?

40. Имели ли Вы когда-либо ранее оплачиваемую работу или доходное занятие, кроме любой случайной работы, и как давно Вы ее оставили?

41. По какой причине Вы оставили эту работу:

•увольнение в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия;

•ликвидация собственного дела;

•увольнение по собственному желанию;

•окончание срока временной, сезонной работы, работы по контракту, на определенный объем работ;

•выход на пенсию, в отставку;

•перемена места жительства;

•по состоянию здоровья;

•по личным, семейным причинам;

•увольнение из вооруженных сил;

•другое.

42-1. По какой профессии, на какой должности Вы работали на последнем месте работы?

42-2. Имеете ли Вы профессию или специальность и какова Ваша профессия, специальность?

5. Классификация населения по статусу занятости

Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых, последняя редакция которой была принята в 1993 г. Объектом классификации при этом является выполняемая работа. По статусу в занятости по сути определяется социальное положение индивидуума в обществе.

В классификаторе по статусу в занятости распределяются работы, выполняемые индивидами в определенный момент времени, при этом учитывается явный или подразумеваемый трудовом договоре другими индивидами или организациями. Основным критерием при определении статуса занятости данного лица служит степень экономического риска, связанного с выполняемой работой, а также характер взаимоотношений лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками и организацией.

Группы по статусу занятости определяются с учетом различия между работой по найму, с одной стороны, и работой на собственном предприятии (самозанятостью), с другой.

Работа по найму — это вид трудовой деятельности, при которой заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо не зависящее от дохода предприятия или организации. При этом основные фонды и активы являются собственностью других лиц.

Работа на собственном предприятии — это вид трудовой деятельности, при котором вознаграждение прямо зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лица, занимающиеся такой деятельностью, принимают управленческие решения или делегируют их принятие другим лицам, сохраняя за собой ответственность за деятельность предприятия. К самозанятому населению относятся: работодатели, лица, работающие на индивидуальной основе, члены коллективных предприятий и неоплачиваемые работники семейных предприятий.

Классификация по статусу в занятости включает следующие группы.

1. Наемные работники — это лица, выполняющие работу по найму, ко­торые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или определенным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами либо в натуральной форме. При этом базовое вознаграждение, гарантируемое заключенным договором, непосредственно не зависит от дохода, получаемого организацией.

Все избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, директоров и управляющих деятельностью предприятий и организаций от лица владельца, считаются наемными работниками. В эту группу входят также служители религиозных культов.

Наемные работники подразделяются на подгруппы:

а) гражданская рабочая сила;

б) военнослужащие (лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной воинской службе по контракту или призыву).

К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания «полиции», «внутренней службы» или «юстиции». Обучающиеся в военных учебных заведениях дневной формы обучения не входят в эту категорию и включаются в состав экономически неактивного населения.

Наемные работники распределяются по длительности найма на работу на постоянных работников, временных работников, сезонных работников, работников, нанятых на случайные работы. Работающие по найму – это самая многочисленная группа работающих (в России – две трети всех занятых в экономике).

2. Работодатели - это лица, постоянно работающие на собственном частном (семейном) предприятии, и лица, занимающиеся профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и использует труд наемных работников на постоянной основе. При этом свои управленческие функции работодатель может осуществлять самостоятельно или делегировать их наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия. К работодателям относятся и лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с партнерами располагают решающей долей собственности и имеют право от имени организации, нанимать или увольнять лиц, работающих в этой организации по найму.

3. Лица, работающие на индивидуальной основе (самостоятельно занятые) — это лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наемных работников на постоянной основе. Они могут использовать труд наемных работников на очень короткие периоды (сезонные либо случайные работы). Партнерами обычно являются члены одной семьи или одного домашнего хозяйства.

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий — это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник, и не получающие за это вознаграждение деньгами или натурой.

5. Члены коллективных предприятий — это лица, работающие на коллективных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников этого предприятия. Каждый член коллективного предприятия имеет равные с другими членами права при решении вопросов производства, сбыта и др., а также при распределении дохода предприятия между его членами. Следует отметить, что в эту группу не включаются наемные работники, работающие на коллективных предприятиях.

Среди членов коллективных предприятий различают следующие подгруппы: члены производственных кооперативов; колхозники; члены товариществ; члены других коллективных предприятий.

6. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, — это лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных выше категорий.

По статусу в занятости классифицируются не только занятые лица, но и безработные. В этом случае для безработных лиц, которые раньше имели работу, их статус определяется по предыдущей занятости. Если безработные лица ранее не занимались трудовой деятельностью, их относят в шестую группу.

Классификация населения по статусу в занятости осуществляется в ходе переписей населения, обследований населения по проблемам заня­тости, социально-демографических обследований населения. Данные о структуре населения по статусу в занятости являются важным элементом анализа социальной структуры общества.

6. Определение состава занятых лиц

Общая численность лиц, занятых в экономике, определяется как сумма работников всех предприятий и организаций всех форм собственности, деятельность которых юридически оформлена, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и неоплачиваемых работников семейных предприятий.

Занятые лица в соответствии с основным видом деятельности предприятий и организаций, а для индивидуального сектора — в соответствии с основным видом их занятий включаются в совокупность занятых лиц в определенной отрасли экономики согласно действующим классификаторам.

Все лица, занятые в экономике, в зависимости от вида исполняемой работы или занятия каждого работника, а также его квалификации распределяются по видам занятий в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ). Общероссийский классификатор занятий разрабатывался на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-88), последний пересмотренный вариант которой действует в качестве международного стандарта с 1988 г.

ОКЗ состоит из 9 укрупненных групп, которые подразделяются на подгруппы, составные группы и базовые группы занятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистика безработицы | Перечень укрупненных групп ОКЗ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.