Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние и перспективы международного рынка труда моряков

Международный рынок труда моряков формируется под воздействием ряда экономических факторов. Среди них к чис­лу наиболее важных можно отнести следующие:

— различия в уровне жизни в отдельных странах и в особен­ности уровень денежных доходов, которые можно получить работая на берегу в данной конкретной стране и работая в море за рубежом;

официальный уровень безработицы по данным государ­ственной статистики в сопоставлении с неофициальным по­казателем безработицы, а также уровень социальных гаран­тий, предоставляемых лицам из числа безработных в данной конкретной стране;

специализация судов, новизна используемых технологий в морской перевозке грузов, в том числе в погрузочно-разгрузочных работах на судах;

состояние мировой экономики (спад, подъем, рецессия, за­медление экономического роста), состояние мировой торгов­ли товарами и услугами;

уровень автоматизации и общего технического оснаще­ния судов морского транспортного флота;

правовая среда: правовые нормы, регулирующие между­народное торговое судоходство;

морское право государства флага, политика профсоюзов моряков в государстве флага, а также деятельность междуна­родных профсоюзных объединений моряков по отстаиванию своих интересов;

объем государственного регулирования в практике морско­го судоходства, реализация государственных концепций морс­кого судоходства, применительно к отдельным странам.

Наряду с перечисленными основными факторами, на со­стояние и перспективы международного рынка труда моряков и морских специалистов оказывают влияние также другие обстоятельства. Например, специализация судов и приме­нение самых современных технологий перевозки грузов морским путем требуют использования высококвалифици­рованных кадров моряков и морских специалистов, способ­ных освоить новую технику и обеспечить взаимозаменяе­мость членов экипажа. Сказанное также относится к грузо­пассажирским паромам, судам рефрижераторам, химовозам, лихтеровозам, судам типа соn-го, ОBО, PROBO и другим. Предложение квалифицированных морских специалистов на рынке труда для работы на специализированных судах морского флота ограничено, тогда как их обучение требует на­личия кадров, обладающих достаточно высоким уровнем общего образования. Финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения морского образования, а также приборы, трена­жеры и т. п. имеются только в наиболее развитых странах, где в свою очередь ощущается отсутствие желающих связать свою дальнейшую судьбу и профессиональную карьеру с морем.

Правовые нормы международных конвенций содержат особые требования, предъявляемые в отношении численно­сти экипажа и квалификации моряков, принимаемых на ра­боту на специализированном судне. Так, например, моряк на пароме должен иметь квалификационное свидетельство пожарного и спасателя, стюард — спасателя, а на судах неф­теналивного флота весь экипаж должен иметь свидетель­ства об окончании специальных курсов. Таким образом, на рынке труда при общем избытке предложений о трудоуст­ройстве может складываться ситуация, когда ощущается нехватка конкретных специалистов по отдельным морским специальностям.

Большое значение для решения вопросов трудоустрой­ства на судно имеют правовые нормы, содержащиеся в мор­ском праве государства флага. Например, определенный избыток предложения капитанов во многом объясняется тем, что нормы морского права ряда государств флага тре­буют замещения имеющихся вакансий исключительно ка­питанами, которые имеют гражданство государства флага. С другой стороны, ряд судовладельцев (особенно в Синга­пуре и Гонконге) принимают на работу в качестве капита­нов своих судов исключительно европейцев. При этом весь экипаж такого судна состоит, граждан Юго-Восточной Азии.

На международном рынке труда моряков на протяжении длительного времени ощущается избыток предложения су­довых электриков, которые никак не могут найти работу по специальности. Во многом эта ситуация объясняется тем, что специальность судового электрика не подпадает под действие международных конвенций.

Свои особенности имеет ситуация на международном рын­ке труда рядового морского состава. В настоящее время из числа офицерских должностей особый интерес судовладельцы прояв­ляют к морякам, способным выполнять менеджерские функции, т. е. обеспечивать коммерческий и технический менеджмент судов, находящихся в эксплуатации. Менее квалифицирован­ные моряки, особенно из числа рядового состава, пользуются пониженным спросом на международном рынке труда. Для граждан европейских стран существенную конкуренцию на дол­жности рядового состава составляют жители из стран Юго-Вос­точной Азии.

В качестве обшей тенденции можно отметить падение численности моряков, занятых на судах мирового морского фло­та, — граждан из индустриально развитых стран, и одновре­менное увеличение численности моряков на этих судах — вы­ходцев из азиатских стран. Азия остается главным источни­ком пополнения кадров для мирового морского флота. Абсо­лютным лидером здесь выступают Филиппины. В последние годы значительно укрепились позиции в этой сфере также Китая.

Среди участников международного рынка труда моряков можно выделить три основные крупные группы. Во-первых, это судовладельцы. Во-вторых, непосредственно моряки. В-третьих, крюинговые агентства (и другие организационные формы крюинга), выступающие в роли посредника между ра­ботодателем-судовладельцем и моряком, ищущим работу на судне. Через крюинговые агентства формируется основной по­ток трудоустройства моряков и морских специалистов за ру­беж.

В Украине деятельность всех крюинговых агентств, занима­ющихся трудоустройством моряков за рубеж, подлежит обя­зательному государственному лицензированию.

Без лицензии деятельность крюингового агентства считается незаконной.Обращение в крюинговое агентство является пер­вым шагом моряка в трудоустройстве за рубеж, хотя не исклю­чает непосредственного обращения к иностранным судовла­дельцам путем рассылки резюме.

Сильной стороной и одновременно конкурентным преимуществом для украинских моряков на между народном рынке труда традиционно считаются профессионализм, знания и опыт. К числу недостатков можно отнести относительно слабое знание профессионального морского английского языка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика украинского рынка труда моряков | Показатели измерения неравенства распределения доходов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.