Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превосходство партнера по общению,

I.

II. механизмы и эффекты межличностного отражения.

В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуаль­ные, половые, возрастные, профессиональные различия.

Но наи­большее значение в формировании оценки партнера по обшению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.

Внутренние психологиче­ские и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.

 

Особенно важны такие установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

 

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

Ø выражение лица, Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п.

Ø способы выражения экспрессии (чувств),

Ø жесты и позы, походка,

Ø оформление облика (одежда, прическа),

Ø особенности голоса и речи.

Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помо­щью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

 

Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психоло­гических механизмов, которые, позволяют осуществлять переход от внешнего восприятия к оценке, отношению и прогнозу.

Механизмы межличностного восприятия - обеспечивают сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу.

Или

М еханизмы социальной перцепции - способы, по­средством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

 

К ним относятся:

I. восприятие других людей (стереотипизация);

II. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

III. познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

IV. прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

 

I. На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

 

Наиболее известны этнические стереотипыобразы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

 

Например, стереотипные представления о

- чопорности и худобе англичан,

- легкомысленности французов,

- эксцентричности итальянцев,

- холодности немцев.

 

II. К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.

 

v Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоя­нии строится на основе попытки поставить себя на место партне­ра по общению.

То есть происходит уподобление себя другому.

 

При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

 

Идентификация имеет особое личностное значение на опре­деленном возрастном этапе, приблизительно в старшем подрост­ковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

 

v Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствова­ние или сопереживание другому.

Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого.

 

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

 

Чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он до­пускает право на существование этих разных точек зрения, тем выше у него эмпатия.

 

Эмпа­тия, эмпатийность в отношениие партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств медицинского работника.

 

В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельно­стью, и решается с помощью активного самообразования, уча­стия в различных группах профессионального развития.

 

v Аттракция (в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

 

III. Механизм самопознания в процессе общения получил назва­ние социальной рефлексии.

Социальная рефлексия - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня.

 

Важно помнить, что полнота представлений чело­века о самом себе в значительной степени определяется:

- богатст­вом его представлений о других людях,

- широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отно­шение к себе со стороны различных партнеров по обшению.

 

IV. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека - является механизм каузальной атрибуции.

 

Различают три типа каузальной атрибуции:

1. личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок;

2. объективную - причина приписывается объекту, на кото­рый направлено действие;

3. обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам.

 

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим.

 

Пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого чело­века. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором - положительные.

 

Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания.

 

При этом степень приписывания зависит от таких ос­новных показателей, как:

 

Ø степень уникальности или типичности поступка

Ø и степень социальной желательности или нежелательно­сти.

 

Эффекты межличностного восприятия

 

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный ха­рактер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

 

С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов.

Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

 

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

 

Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем:

Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале;

 

Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

 

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

Факторы оказывающие влияние на формирование первого впечатления о другом человеке.

На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие социальной перцепции | Привлекательность партнера по общению,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.