Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядковый подход к анализу полезности (ординалистский)




 

В. Парето, Дж. Хикс предложили иной подход. Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтения одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям, или наборам товаров.

Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем.

Данный подход основывается на том, что полезность отдельных товаров измерить невозможно, можно лишь сравнить и упорядочить покупки разных наборов благ с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы благ имеющих высокий уровень полезности.

1 этап изучение потребительских предпочтений на основе кривых безразличия

Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Потребителю безразлично, какой из наборов выбрать, т.к. их полезность одинакова.

 

Взяв другие возможные варианты благ, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при разных количествах предлагаемых благ (См. выше). Более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей.

Кривые безразличия имеют выпуклую форму к началу координат. Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер говорит нам, о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми.

Предельная норма замещения (marginal rate of substitutionMRS) — количество, на котороепотребление одного из двух благ должнобыть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсироватьпотребителю уменьшение (или увеличение) потреблениядругого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Форма кривой безразличия зависит от степени сопряженности товаров (заменяемости).

Если в качестве примера взять товары – совершенные субституты (полностью взаимозаменяемые), то кривая безразличия будет иметь линейный вид. В таком случае наклон кривой безразличия в любой ее точке будет равен – 1 (т.е. потребитель готов пожертвовать 1 ед. газированной воды, увеличив на 1 ед. потребление негазированной воды). В случае товаров совершенных комплементов потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут потребляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электронные часы и батарейка к ним. Электр. часы без батарейки не могут использоваться.

2 этап изучение бюджетных ограничений на основе построения бюджетных линий (склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит).

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

или в более привычном виде:

где — угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс. При Х=0, Y=I/Py, то есть весь доход потребителя расходуетсяна благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, Х=I/Рх, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рх (рис. 4—10).

3 этап совмещение предпочтений и бюджетных возможностей потребителя

Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает два вида товара А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В и т.д.) Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно в равной мере безразличен. Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2.

Равновесие потребителя – точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

На рис. 4— показаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3. Кривая U1, пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.