Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы внушения в бодрствующем состоянии делят на две группы




К первой группе относятся приемы прямого воздействия: команда, приказ, наставление, совет, предложение.

Ко второй группе - приемы косвенного внушения: намек, одобрение, осуж­дение, "плацебо", обходной маневр (подведение), обманутое ожидание, метод Сократа, эмоциональный "взрыв".

САМОПРОДВИЖЕНИЕ следующий вид влияния в ходе межличностного общения. Суть его состоит в открытом предъявлении свидетельств своей компетенции и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при решении каких либо важных задач, отборе кандидатов на ту или иную специальность, назначении на должность и др.

Средствами влияния здесь являются: реальная демонстрация своих возможностей; предъявление дипломов, официальных отзывов, характеристик, печатных работ и др. результатов своей деятельности; раскрытие своих личных целей; формулирование своих запросов и условий.

Самопродвижение -- конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы.

Разновидностями неаргументированного влияния в ходе общения являются заражение, стимуляция к подражанию.

ЗАРАЖЕНИЕ - это передача своего состояния или отношения другому человеку или группе, которое каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно.

Средствами заражения в ходе общения служат: высокая энергетика собственного поведения; артистизм в исполнении действий; интригующее вовлечение подчиненных в выполнение действий; постепенное наращивание интенсивности действий; индивидуализированный взгляд в глаза; прикосновение и телесный контакт.

Заражение неоднозначный вид влияния, особенно если непроизвольно передаются неблагоприятные состояния - апатия, тоска, злоба, агрессивность, паника и т.п. Заражение интересом, воодушевлением, энергией считается, как правило, конструктивным.

ПОБУЖДЕНИЕ импульса К ПОДРАЖАНИЮ (стимуляция) - это способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. Подражание - одно из средств социального научения, овладения профессиональным и личным опытом. На подражании основаны такие социально-психологические явления, как традиции, мода. В воспитательной работе с личным составом, передаче мастерства молодому пополнению целесообразно использовать стимуляцию к подражанию.

Средствами влияния здесь являются: публичная известность; демонстрация образцов мастерства, распространение передового опыта; личные примеры доблести, добросовестности, верности служения идее; новаторство; личный магнетизм; «модное»поведение и оформление внешности; призыв к подражанию.

ПРОСЬБА - это обращение к человеку с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Средства влияния: ясные и вежливые формулировки; проявление уважения к праву сотрудника отказать в просьбе (при условии, если такая просьба не связана с выполнением служебной задачи), если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

Не всегда можно достичь успеха, воздействуя на сотрудника убеждением, другими способами влияния. Нередко приходиться прибегать к принуждению. По своей природе принуждение подразделяется на физическое и пси­хологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (на­ми оно не рассматривается).

Психологическое ПРИНУЖДЕНИЕ выступает как давление на сотрудника и побуждение его к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако при убеждении человек после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны другого лица выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения че­ловек исполняет предписанное в состоянии сильного внутреннего протес­та. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Средствами влияния при принуждении являются: объявление жестко определенных сроков или способов выполнения задания без каких-либо объяснений или обоснований; наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием.

ИГНОРИРОВАНИЕ, как прием влияния, заключается в умышленном невнимании, рассеянности по отношению к подчиненному, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной сотрудником.

Средствами влияния при игнорировании являются: демонстративное пропускание слов сотрудника «мимо ушей»; невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие сотрудника на замечается; невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить; молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое высказывание сотрудника; внезапная смена темы разговора.

Игнорирование неоднозначный вид влияния: может как принижать личность сотрудника, так и, напротив, помогать ему сохранить лицо.

ДЕСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА - это высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности сотрудника или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Часто высмеивается то, что критикуемый не в состоянии изменить: внешность, социальное или национальное происхождение, скорость реакций, тембр голоса и др.

Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себе.

Воздействовать на других людей (подчиненных в т.ч.) лучше всего, признавая их достоинства и успехи. Сотрудники лучше выполняют служебные обязанности и примернее себя ведут не в обстановке жесткой критики, а в обстановке доброжелательности. Добрые слова признания заслуг и достоинств волнует сердце любого человека. Порицание, недовольство, назидание снижают тонус жизнедеятельности и могут вызвать эффект бумеранга - активное противодействие, усиление того, что порицается.

Как говорит американский психолог Дейл Карнеги, на крючок нужно насаживать не ту наживку, которую мы сами любим, а ту, которую любят рыбы. Человек может сделать что-либо в том случае, если он сам захочет этого.

Влиять на поведение сотрудника можно лишь через формирование его желаний. Заставить захотеть - такова аксиома эффективного воздействия. А для этого необходимо нравиться людям, искренне интересуясь их проблемами. Интересуйтесь жизнью подчиненных, их здоровьем, удачами, проблемами, радостями и печалями. Люди интересуются Вами лишь тогда, когда Вы интересуетесь ими.

Таким образом, не все виды психологического влияния, рассмотренные нами, будут конструктивными для эффективного межличностного взаимодействия, т.е. удовлетворяющие как личностные потребности пограничников, так и решение поставленных служебных задач. Такие виды влияния, как убеждение и самопродвижение, следует считать в большинстве случае как конструктивные; деструктивная критика - как разрушительный вид влияния; внушение, заражение, стимуляция к подражанию, просьба, принуждение и игнорирование - как неоднозначные. Их эффективность зависит от конкретных целей влияния, ситуации и особенностей исполнения.

Следует отметить, что существует ряд принципов, без предваритель­ного учёта которых цели воздействия в процессе взаимодействия командира и подчиненного не могут быть достигнуты.

1. Воздействие на личность сотрудника должно осуществляется с учётом его конкретных индивидуальных особен­ностей. Для того чтобы достигнуть результатов воздействия, надо всегда учитывать, что "психологический эффект каждого внешнего действия на личность обусловлен историей её развития, её внутренними закономерностями." Среди таких особенностей личности сотрудника прежде всего сле­дует учитывать тип темперамента. Надо иметь в виду, что сотрудники с различ­ным типом темперамента по-разному могут воспринять одно и то же воз­действие. Так, резкое требование может быть совершенно допустимым в отношении сангвиника и флегматика, но вызовет взрыв негодования у хо­лерика и состояние угнетённости у меланхолика. Методы психологического воздействия дают нужные результат, когда в процессе их применения пос­тоянно учитываются все изменения личности. То есть необходимо учитывать не только совокупность психических свойств и качеств личности вообще, но и психическое состояние личности в данное конкретное время.

2. Для осуществления воздействия необходимо знать общие законо­мерности психики человека, её развитие. Нужны знания общих закономер­ностей усвоения человеком информации, особенностей её восприятия в процессе обучения, факторов, влияющих на активизацию процесса усвоения информации, на ход мышления, влияния эмоциональных процессов на мысли­тельные процессы и на оказываемое воздействие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.