Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие условия, правила и тактические положения производства следственных действий




 

Общие условия производства следственных действий — это урегулированные УПК требования, обуславливающие возможность проведения следственных действий.

Согласно действующему УПК производство следственных действий возможно при соблюдении следующих перечисленных ниже условий.

1. Уголовное дело возбуждено и находится в производстве органа предварительного расследования или ему поручено провести проверку по материалу для принятия законного решения в стадии возбуждения уголовного дела.

УПК сохранил верность принципиальной позиции, что следственные действия могут осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Проведение следственных действий не допускается также после приостановления предварительного следствия (ч. 3 ст. 209 УПК).

Исключение при этом существует и касается оно лишь производства 3 следственных действий, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела и то лишь в случаях, не терпящих отлагательства.

К ним закон относит:

- осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК);

- осмотр трупа (ч. 4 ст. 178УПК);

- освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК).

2. Наличие специального основания.

Теория доказывания учит, что любое уголовно-процессуальное решение принимается на основе фактических данных. Не являются исключением в этом плане и решения о производстве следственных действий. Так, принимая решение о производстве следственного действия или ходатайствуя об этом органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, и другие его участники обязаны исходить из наличия достаточной совокупности сведений (фактических данных) для производства того или иного следственного действия.

Вопрос о том, какие конкретно сведения образуют основание принятия решения о производстве следственного действия, а также оценка их достаточности зависят от нескольких составляющих:

- во-первых, от формулировки основания следственного действия в законе. Например, в диспозиции ч. 1 ст. 182 УПК, регламентирующей следственное действие обыск указано, что оно будет производиться при наличии «достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела», а в диспозиции ч. 1 ст. 192 УПК, регламентирующей очную ставку, в качестве основания указано, «наличие существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц»;

- во-вторых, от степени ограничения следственным действием конституционных и иных прав граждан: чем значительнее такие ограничения, тем выше уровень обоснованности производимых действий (контроль переговоров и телеграфных отправлений требует более «надежных» сведений, чем вызов на допрос и т.д.);

- в-третьих, от процессуального положения субъекта уголовного процесса, в отношении которого производится следственное действие;

- в-четвертых, от требований закона к оформлению решения о производстве следственного действия (необходимость вынесения мотивированного постановления).

3. Надлежащий субъект производства.

Уголовно процессуальный закон определяет, что следственные действия могут производиться лишь уполномоченными на то должностными лицами органа предварительного расследования. Но и это еще не все, в нормах УПК установлено, что не каждое должностное лицо органа предварительного расследования уполномочено производить следственные действия, а лишь то, которое либо включено в состав следственно-оперативной группы при выезде на место происшествия, либо приняло к производству уголовное дело, входит в следственную группу или выполняет поручение.

Останавливаясь на отдельных должностных лицах органа предварительного расследования необходимо указать, что следователь (дознаватель) по всем делам, находящимся в его производстве вправе производить любое следственное действие. Кроме того, действующий УПК полномочием производства любых следственных действий наделил и следователя-криминалиста, при условии, что будет получено поручение руководителя следственного органа.

С органом дознания немножко сложнее. По всем делам, которые ему подследственны орган дознания вправе осуществлять любое следственное действие, а по делам, требующим производства предварительного следствия вправе производить лишь неотложные следственные действия — ст. 157 УПК. Рассматривая данный вопрос, надо иметь в виду, что орган дознания наделен уголовно процессуальным законом возможностью производить любое следственное действие по делам любой подследственности, но лишь, в случае если следователь поручил их выполнить именно органу дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

4. Протоколирование.

Согласно ст. 83 УПК протокол следственного действия является доказательством. Однако, в отличие от прежнего правового регулирования, в норме особо оговаривается, что протоколы допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным законом. В ходе производства любого следственного действия или непосредственно после его окончания следователем составляется протокол, в соответствии с общими требованиями, предусмотренными статьей 166 УПК. Это, в частности, порядок его изготовления, отражаемые сведения, порядок описания применяемых технических средств, процедура ознакомления с протоколом и его подписания участниками следственного действия.

С порядком протоколирования связано одно из средств обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их родственников и близких лиц. В этих целях следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. Для этого следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Действующий УПК определяет общие правила производства следственных действий для органов предварительного расследования. Изложены эти общие правила в первую очередь в ст. 164 УПК, которая так и называется — «Общие правила производства следственных действий».

В науке уголовного процесса под общими правилами производства следственных действий принято понимать - закрепленные в УПК положения, обусловливающие процессуальный порядок проведения следственных действий.

Остановимся на них подробнее. Анализ нормы ст. 164 УПК позволил сформулировать четыре основных правила.

Правило первое, регламентирует принятие решения.

Части 1 и 2 ст. 164 УПК в совокупности устанавливают субъектов принятия и форму решения о производстве следственных действий. В них обозначены положения о том, что часть следственных действий осуществляется на основании постановления следователя, часть — по судебному решению, а остальные — по волеизъявлению следователя, не требующему письменного выражения.

К следственным действиям, производимым на основании постановления следователя относятся:

- эксгумация (ч. 3 ст. 178 УПК);

- освидетельствование (ст. 179 УПК);

- обыск (ст. 182 УПК);

- выемка (ст. 183 УПК).

На основании судебного решения проводятся следующие следственные действия:

- осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- обыск или выемка в жилище;

- выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

- личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

- выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

- наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемка в учреждениях связи;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров;

- эксгумация при отсутствии согласия родственников.

Правило второе, охраняет интересы участников следственного действия и обеспечивает их безопасность (ч.ч. 3,4 ст. 164 УПК).

Часть 3 ст. 164 УПК закрепляет положение о том, что производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, когда речь идет об угрозе утери (уничтожения) доказательств или угрозе жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также общественной безопасности. Напомним, что ночное время считается с 22 часов вечера до 6 часов утра.

В развитие принципа уважения чести и достоинства личности в ч. 4 ст. 164 УПК предусмотрено, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, участвующих в нем лиц.

Правило третье, устанавливает порядок привлечения к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства и иных лиц (ч.ч. 5, 7 ст. 164 УПК).

Часть 5 ст. 164 УПК, устанавливает положение о том, что, привлекая к следственным действиям участников уголовного судопроизводства, указанных в гл. 6—8 УПК (т.е. лиц со стороны обвинения, стороны защиты и иных), следователь должен удостовериться в их личности, разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если при производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также должен предупреждаться об ответственности, предусмотренной ст. 307, 308 УК РФ.

В части 7 ст. 164 УПК, закреплено положение, предоставляющее следователю право привлекать к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при условии, что об этом будет сделана соответствующая отметка в протоколе следственного действия.

Правило четвертое, относится к процедуре закрепления хода и результатов следственного действия (ч.ч. 6, 8 ст. 164 УПК).

В части 6 ст. 164 УПК закреплено положение о том, что при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Часть 8 ст. 164 УПК закрепляет положение о том, что в ходе производства следственного действия должен вестись протокол в соответствии со ст. 166 УПК, который может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Кроме перечисленных выше общих правил производства следственных действий законодатель в уголовно процессуальном законе, предусмотрел еще ряд общих положений (правил), которые непосредственно связаны с процессуальным порядком производства следственных действий. Эти правила в своей массе развивают и конкретизируют некоторые положения норм, регламентирующих процессуальный порядок производства следственных действий. Закреплены они в статьях 165-170 УПК или нормах, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий.

Статья 165 УПК регламентирует судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, когда в случаях, отмеченных нами выше, закон этого требует в обязательном порядке.

Происходит это следующим образом:

1) следователь в случаях, когда получение судебного решения на производство следственного действия обязательно (см. п. 4—9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК), с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносит постановление;

2) ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь;

3) рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или отказе в таковом с указанием его мотивов;

4) в исключительных случаях, когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, личный обыск, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК.

Статьи 166 и 167 УПК непосредственно регламентируют процедуру ведения протоколов.

Статьи 168 по 170 УПК соответственно регламентируют общие правила участия в следственных действиях специалиста, переводчика и понятых.

Соблюдение вышеперечисленных правил в конечном итоге будет обеспечивать законность произведенного следственного действия, а результаты (доказательства), полученные в ходе признаваться допустимыми.

Наука и практика выработали общие тактические положения, которые имеют значение для успешной подготовки, проведения и закрепления результатов следственных действий.

К ним относятся:

1) ориентировка в объекте исследования и обстановке, предшествующей и сопутствующей следственному действию;

2) подготовка и принятие решения о производстве следственного действия;

3) планирование проведения следственного действия;

4) внезапность производства следственных действий, связанных с поисковыми мероприятиями;

5) учет информационных, психологических, технических и организационных факторов;

6) обеспечение сохранности доказательств;

7) обеспечение подлинности исследуемого объекта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.