Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления»




Финансовая система — это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В финансовом отношении

· необходимость сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему,

· снижения размеров социальных расхо­дов,

· стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам — ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается необхо­димость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией.

· предлагают сократить общий объем государственных инвестиций и изменить их структуру: увеличить удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки; особое место должны занять «инвестиции в человека».

Как мы уже говорили

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет

В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы.

Государственный бюджет – это система бюджетов, включающая в себя центральный и территориальные бюджеты.

Его главнейшие функ­ции:

· проведение в жизнь финансовой политики,

· организация выполне­ния финансовой программы правительства.

Бюджет представляет центра­лизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоя­щее время государственные бюджеты перераспределяют до 40 %, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет.

 

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономичес­кими и социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70 % всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство из них связано с деятельностью отдельных видов государственной производст­венной инфраструктуры (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды социаль­ного страхования (различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни, безработице). Доходы доверительных фондов образуются от эксплуатации государственной собственности. Фонды социального стра­хования в частном секторе создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих — из взносов самих служащих и федерального правительства.

До 1991 года в СССР осуществлялся принцип «демократического централизма». В основе этого принципа лежала сугубо централизованная система формирования государственного бюджета с последующим распределением средств между республиканскими, региональными и местными бюджетами. Государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социаль­но-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и народно-хозяйственный план составлялись и утверждались одновременно и в тесной взаимоувязке.

Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство уста­навливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти цели­ком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций общественного воспроизводства. Об­щегосударственные финансы расходовались на здравоохранение, обра­зование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такая предельно централизованная мобилизация основной час­ти денежных средств общества и их использование для выполнения директивных заданий народнохозяйственного плана имели те же не­преодолимые недостатки, которые присущи командно-административ­ной системе в целом.

В настоящее время в России и ряде европейских государств используется принцип «фискального федерализма».

Он предполагает:

1. экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней (раздельная правовая база, формирование, утверждение, использование)

2. взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства по совместному соглашению

3. укрепление доходной части местных бюджетов

4. создание целевых бюджетных фондов для осуществления республиканских и межрегиональных программ

5. применение системы субвенций (компенсации недополученных доходов в связи с неравномерностью их распределения между регионами).

 

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход обществен­ного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

В связи с этим различают:

экспансивную (расширительную) бюджетную политику - выражается в увели­чении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.

рестриктивную (ограни­чительную) бюджетную политику - означает уменьшение расходов и повыше­ние налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяй­ственную конъюнктуру.

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере:

- если экспансивная бюджет­ная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это углубляет инфляционные тенденции.

- если рестриктивная бюджетная политика сочетается с жест­кими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономичес­кий кризис.

Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент дол­госрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отно­шении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источни­ков, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

 

Принципы российского бюджета:

– единство бюджетной системы;

– самостоятельность;

– сбалансированность;

– разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.