Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие политической мысли в России

История политических учений.

История возникновения политической мысли в России совпадает с этапами становления и развития русской государственности. Она развивалась, следуя собственным идеалам, обычаям и традициям, во взаимосвязи с русской философией, закономерностями и тенденциями отечественной политической истории. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России, и тем самым внесла значительный вклад в мировую науку.

 

Начало становления русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием раннефеодального государства – Киевской Руси (IX- XIII вв.) Политико-правовая идеология данного периода подчинена была главным образом задачам единения всех русских земель, становления и укрепления русской государственности.

Существенное воздействие на содержание политической мысли Древней Руси оказало принятие в 988 г. Христианства. Эта акция правящей верхушки была направлена на укрепление государственности. Вместе с христианским учением стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом обсуждения таких проблем были: происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. Подобные идеи были изложены в политическом трактате «Слово и Законе и Благодати Киевского митрополита Иллариона» (1049). Здесь он выясняет роль Закона и Истины в регулировании поведения людей. Автор считает, что только познание Истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения, а Закон призван определить внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они еще не достигли нравственного совершенства. Следовательно, путь к совершенствованию человеческих отношений он видит в замене Закона истиной. В этой связи митрополит высказывает ряд актуальных проблем для развития русской государственности: утверждает принцип равноправия всех народов, живущих на земле, отстаивает суверенность государственной власти на территории всей русской земли, выступает за обеспечение мира как условия целостности государства.

Политические идеи Иллариона получили дальнейшее развитие в других известных нам памятниках древней русской литературы, таких, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.

В XIV-XVI вв. складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное значение имеет проблема укрепления самодержавной власти и вопросы об исторической перспективе Русского государства, о его роли среди мировых держав. В спорах по этим и другим проблемам сформировались основные направления политической мысли: теория «Москва – третий Рим», Деспотическая доктрина И. Грозного, политическая философия И.С. Пересветова и др.

Итогом поиска общественной мыслью ответа на вопрос о перспективах Русского государства и его роли среди других держав явилась теория «Москва – третий Рим», которая была окончательно сформулирована в послании монаха Филофея Псковского (1462-1542) великому князю Василию III. Согласно утверждения Филофея история человечества – это история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемых Богом. После падения мировых царств Рима и Византии единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и будет им до скончания мира.1 Идея об исторической миссии России как объединительницы народов во вселенское братство не исчезла бесследно. Впоследствии она развивалась другими мыслителями и вошла в историю мировой философской и социально-политической мысли под названием русская идея (В.С. Соловьев и др.)

Среди тех, кто формировал политическую философию московского самодержавия, был идеолог русского дворянства И.С. Пересветов – писатель-публицист. В своих сочинениях он выдвинул немало передовых для того времени идей. Он стремился построить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служивого дворянства. Пересветов осуждал самовластие бояр, неоправданные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он связывал с самодержавной властью государя, жизнь и деятельность которого должны подчиняться справедливым законам (правде). Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, правовое оформление деятельности органов власти.

Пересветов был сторонником военной монархии. Без сильного войска нельзя утвердить истинное христианское самодержавие. Поэтому он предлагал Ивану IV Грозному заменить боярское ополчение регулярным войском и жалованьем от казны, установить иные принципы продвижения по службе: награждать и повышать в чинах и жалованьях по заслугам, а не по происхождению Пересветов также предложил программу государственных преобразований, касающихся форм правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства и судебной системы.

В XVII-XVIII вв. в области политической теории события развивались главным образом вокруг основной идеи – идеи самодержавия как необходимой формы существования государства. В истории политической мысли этот период связывается с периодом становления и усиления абсолютизма. Видными политическими мыслителями того времени были Ф. Прокопович (1681-1736) и В.Н. Татищев (1686-1750). Оба они были сторонниками просвещенной абсолютной монархии как единственно целесообразной формы правления. Они не отрицали и такие формы правления, как аристократия и демократия, но для проведения всех необходимых преобразований в России нужна монархия. Татищев считал, что форма правления зависит от места положения страны, размеров ее территории и состояния населения. Демократия, по его мнению, осуществима только в небольшой стране, где могут быстро собраться все «домохозяева».

Интересную мысль Татищев высказал по поводу законов, их соблюдения всеми. Но для этого он установил четыре условия: 1) закон должен быть понятен, написан простым языком, без всякого витийства и иноязычия; 2) должен быть выполним; 3) один закон не должен противоречить другому; 4) всякий закон должен быть известен всем. Эти высказывания актуальны для законодательной системы Росси и в наши дни.

Со второй половины XVIII в. в недрах феодально-крепостнической системы стал развиваться капиталистический хозяйственный уклад. Одновременно в политической мысли начинает активно распространяться политическая идеология просветительства. Значительно развивается наука. Особенность этого периода явилась идейная поляризация. Наряду с официальной идеологией монархизма формировалась идеология либерализма и радикализма. Представителями этих течений были М. Щербатов, Я. Козельский и А. Радищев.

М. Щербатов (1733-1790) – идейный вдохновитель патриархально-консервативного направления. Он был враждебно настроен к европеизации, западничеству. Считал, что народ не готов к европейским традициям, европеизация может привести в падению государства. Ему принадлежит идея создания феодально-полицейского государства (подобие казарменного социализма); право занимать государственные посты предоставлялось аристократам-дворянам; жесткий контроль за низшими классами должна осуществлять полиция.

Я. Козельский (1728-1794) – идеолог зарождающегося либерально-правового направления. Он выступал за ограниченную (конституционную) монархию, содержащую элементы разделения властей, но сохраняющую над всеми первенство власти монарха. Законодательная власть должна принадлежать совместно Сенату и Монарху, пользующемуся абсолютного вето. Избирательным правом должны пользоваться дворяне и все землевладельцы, уплачивающие налог в размере 50 руб. в год. Судебная власть назначалась монархом, но основывалась на принципах несменяемости.

А.Н. Радищев (1749-1802) – основатель русского радикализма. Его называли революционным первопроходцем. Его программа была антимонархична; она изложена в главном его сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву». В этом произведении показана экономическая, социальная, моральная пагубность крепостного права, а также губительная роль самодержавия. Он призвал крестьян к восстанию против крепостничества и самодержавия, тем самым внес в политическое сознание идею революции. Он открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монарха; считал, что перед законом все равны – и низшие, и высшие. Идеи А. Радищева были подхвачены в дальнейшем целыми поколениями русских интеллигентов.

Таким образом ранние политические воззрения в Росси имели ряд особенностей: с момента зарождения и до XVIII в. русская политическая мысль в целом и развивалась в религиозной форме; с XVIII в. в ней преобладают светская и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I; все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем. Однако главным итогом политической мысли к началу XIХ в. явился поворот в изменении политической философии от консерватизма к революционному демократизму и либерализму.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продолжение темы 2 | История военно-политической мысли.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.