Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шоковая терапия»

Россия на рубеже XX — XXI вв.

ЛЕКЦИЯ № 32

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключались цели реформ, начатых М.С.Горбачевым? С каких мероприятий началась перестройка?

2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?

3. Какие изменения произошли в политическом устройстве СССР в годы перестройки?

4. Как национальные конфликты и национальные движения по­влияли на события времен перестройки?

5. Что такое политика гласности? Каковы были ее последствия?

6. Как распался СССР?

7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? Свое мнение аргументируйте фактами.

 

 

К 1992 г. в России, ставшей самостоя­тельным государством после распада СССР, переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживле­нию» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывше­го СССР. Повседневными явлениями стали пустые прилавки ма­газинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность на­растала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственный выход из критического положения видело в макроэкономиче­ской стабилизации — достижении баланса между платеже­способным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность их команде придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и разви­тия (МБРР).

В общественном сознании преобладало представление о недо­пустимости государственного вмешательства в экономику. Од­нако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна неуклонно возрастать.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государствен­ной собственности. С января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 — 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокра­щение важнейших государственных расходов. Значительно упа­ло финансирование армии, снизился до опасной черты государ­ственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали со­циальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГКЧП и распад СССР | Приватизация и ее особенности в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.