Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности, нормы, обычаи, нравы, традиции, право как основные категории межкультурной коммуникации




Осваивая окружающий мир, каждый человек определяет для себя иерархию значимых элементов мира. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру. Каждая ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но создается она коллективно. Эта двойственность ценности объясняет ее принудительное действие в качестве одного из факторов культуры: ценность символизирует причастность отдельного человека к сложившемуся культурному сообществу.

Ценность — это идеальная модель реальных объектов и отношений, фиксирующаяся в данной культуре и выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она детерминирует отношения человека к миру, а также отношения между людьми. В культурологии и культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: культуру повседневности, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте МКК из этих сфер наибольшее значение имеет культура повседневности, по-

скольку именно в этом пространстве чаще всего и формируется коммуникативное поле

Ценностные модели раскрываются в практических механизмах функционирования культуры: нормах, нравах, обычаях, традициях, обрядах и законах.

Норма — это общественно принятая мера жизнедеятельности людей, благодаря которой обеспечивается их согласованное сосуществование. Предназначение нравов состоит в регуляции повседневного поведения людей, обычаи представляют собой исторически сложившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Характер и основные черты обычаев обязательно соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре, и одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разные содержание и смысл.

Традиции связаны со становлением разнообразных культурных регуляторов поведения человека, происходившего одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта многократно проверенные на практике рациональные действия приобретали устойчивую форму поведения и закреплялись в культуре в норме традиции.

Обряд является одной из разновидностей культурных традиций, представляет собой совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его главными отличительными чертами выступают массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

Право является неотъемлемой частью культуры любого народа, наряду с указанными видами культурных норм, оно представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила общеобязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Также важным регулятором поведения человека является мораль, которая призвана координировать обыденные отношения людей и их ценностные

ориентации.

Межкультурная коммуникация может быть также определена как межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого, а также это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам

Продуктом культуры человек становится в процессах инкультурапии и социализации, посредством которых ребенок ошалевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализациейпонимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу, благодаря чему происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, что позволяет ему успешно функционировать в качестве члена общества.

Считается, что социализация проходит в трех основных сферах:

· в сфере деятельности — как освоение нового вида деятельности через усвоение норм и правил, методов достижения целей, а также оценки полученных результатов;

· в сфере общения — расширение круга общения человека и развитие его навыков;

· в сфере самосознания — формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самосознания.

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

· жизнеобеспечение — профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие — приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация — формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат — потребление пиши, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.