Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение занятых по полу и возрасту




Распределение научного персонала по отраслям науки

Доля научных работников в общем числе занятого населения

Существует несколько показателей доли научных работников среди занятого населения страны: относительно экономически активного населения (занятые в экономике плюс безработные, которые ищут работу и готовы приступить к ней).

Россия по числу исследователей на 10000 экономически активного населени я (занятые в экономике плюс безработные, которые ищут работу и готовы приступить к ней) находится на втором месте в мире после Японии и США. В 2000 году этот показатель был равен 60,4, а в первых двух странах он стремится к 100.

В 2001 году в технических науках было занято 64,6% всех исследователей, в естественных науках - 23,4%, в медицинской науке - 3,6%, в сельскохозяйственных науках - 3,4%, в общественных - 3,1% и в гуманитарных - 1,9%. За период 1995-2001 годах доля занятых в технических, сельскохозяйственных и общественных науках сократилась, а в естественных, медицинских и гуманитарных отраслях выросла.

Наибольший отток кадров во второй половине 90-х годах наблюдался в общественных науках, где число исследователей сократилось на 26% (в 2000 году по сравнению с 1995 годом), с 18 до 13 тысячи человек. Наименьший отток наблюдался в гуманитарных и медицинских науках, соответственно, с 8,5 до 7,9 тысячи и с 16,8 до 15,5 тысячи (в 2000 году по сравнению с 1995 годом).

В технических, сельскохозяйственных и гуманитарных науках в 2000 году по сравнению с 1999 годом наблюдался небольшой рост численности исследователей, в отличие от других отраслей науки, где спад продолжался без остановок.

Во второй половине 90-х годов доля женщин-исследователей, занятых в науке, сократилась с 48,4% до 44%, особенно в технических науках - с 47,8% в 1995 году до 41,8% в 2000 году. Однако, с другой стороны, доля женщин среди кандидатов и докторов наук выросла. Доля докторов наук выросла с 17,2% (3,3 тысячи человек) до 18,8% (4,1 тысячи человек), доля кандидатов наук - с 31,9% (31 тысяча человек) до 34% (28,5 тысячи человек). Выросла и доля женщин-исследователей, занятых в гуманитарных науках, - с 52,5% в 1995 году до 53% в 2000 году.

Половозрастная структура научной сферы также претерпела за этот период значительные изменения. Многие исследователи в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет покинули науку. Компенсация произошла за счет накопления численности исследователей в нетрудоспособном возрасте (старше 60 лет) - их доля увеличилась с 10% до 20%. С другой стороны, доля молодых ученых также выросла - с 9,2% до 10,6%.

Среди молодых ученых-исследователей доля женщин за период 1994-2000 годы снизилась с 55,8% до 39%, но доля женщин среди кандидатов наук моложе 29 лет выросла настолько, что переломила тенденцию общего снижения числа кандидатов наук, которая наблюдается во всех возрастах, кроме самого старшего - более 60 лет (с 14,5% до 30,6%), - с 1,5% до 2,7%; в результате, в пенсионном возрасте находится 30,6% кандидатов наук.

 

 

2 Вопрос. Финансовое обеспечение науки и научных исследований

Роль науки и научно-технической деятельности нашла отражение в действующем федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", а также Федеральных целевых программах.

- "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

- "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы"

- федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

В этих документах предусмотрено создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, обеспечение достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем совершенствования управления, финансирования и организации исследований.

Эти законом установлено, что на финансирование науки должно направляться не менее 4 % расходной части ФБ, что еще пока ни разу не выполнялось.

Динамика расходов федерального бюджета, направляемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие НТП:

 

Показатели                            
В % к ВВП 1,03 0,54 0,49 0,46 0,35 0,33 0,41 0,23 0,29 0,3 0,3 0,3 0,29  
В % к расходам федерального бюджета 3,87 2,62 3,11 1,96 1,99 1,8 2,47 1,6 2,2 2,3 2,3 1,55 1,71 1,73

Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:

- федеральных целевых программ;

- конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

- создания компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и техники;

- НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ;

- НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;

- ремонта научно-исследовательских судов;

- естественных и технических наук;

- общественных наук;

- организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.

 

Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:

- свод расходов;

- расчет расходов на содержание аппарата управления;

- расчеты производственных показателей;

- расчеты расходов по статьям затрат;

- распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.

Конкретными расходами сметы являются:

1) оплата труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;

6) капитальные расходы;

7) содержание служб безопасности органов государственной власти;

8) субсидии и текущие трансферты;

9) прочие расходы.

Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:

- участие в международных исследованиях;

- международные научные и информационные связи;

- НИОКР;

- проведение фундаментальных исследований;

- проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры и градостроительства;

- проведение медицинских исследований.

Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.

3. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:
предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
предоставления образовательных услуг;
предоставления информационной поддержки;
предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
формирования спроса на инновационную продукцию;
финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
поддержки экспорта.

 

.

Сравнительный анализ бюджетного финансирования науки в России и США.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.