Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание в эпоху упадка Древней Греции

(IV—II вв. до н. э.).

 

Уже в V в. до н. э., в момент наивысшего расцвета гре­ческих государств, наметились контуры грандиозного кризиса рабовладельческой системы, разразившегося в Греции в IV в. Этот кризис, захвативший все области общественно-политической и экономической жизни Греции, привел к тому, что в силу создавшихся условий, Афинам в конце концов при­шлось отказаться от гражданского ополчения и прибегнуть к использованию профессионального наемного войска.

Изменения, происшедшие в состоянии военных сил Афин, нежелание граждан нести военные повинности, резким обра­зом сказались и на состоянии физического воспитания в Афинах.

В период расцвета Афин физическое воспитание, занимавшее ведущую роль в системе общего воспитания, имело ос­новную цель — подготовить воина, будущего участника граж­данского ополчения. Теперь эта цель потеряла свое значение, и физическое воспитание для афинских граждан утратило практическую ценность. Теперь идеалом афинского граждани­на стал не воин, а оратор, который мог произносить зажигатель­ные речи в народных собраниях и своими речами воздейство­вать на демос.

Старая система воспитания воина-гражданина уступила место новой системе воспитания, в основном базировавшейся на умственном совершенствовании. При этом отличительной чертой нового воспитания был упор на внешнюю форму, подчеркивавшую индивидуальные особен­ности личности. Тот период, который при старом воспитании (до V в.) посвящался преимущественно физическому совер­шенствованию юношества (от 14 до 18 лет) в гимназиях, те­перь в тех же гимназиях или в частных школах софистов предназначался по преимуществу умственному образованию. Основное место отводилось изучению литературы, причем литературные произведения изучались не столько с точки зре­ния содержания, сколько с точки зрения формы. Много вре­мени уделялось разбору построения фраз, их грамматической структуры и риторических эффектов. Физическое воспитание в новой системе отошло на второй план, и приобрело в значи­тельной степени такой же формальный характер, как и умственное образование. Утратилась прежняя суровость воспи­тания, связанная с подготовкой воина. Физическое воспитание становится средством личного совершенствования и удов­летворения личных потребностей. Легкие упражнения для собственного удовольствия с последующим купанием в теплой ванне и массажем - вот основное содержание физического воспитания в новых условиях.

Общий кризис рабовладельческой системы, который привел к упадку былого могущества Греции и грозивший ей полным распадом, заставлял античную мысль биться над проблемой выхода из создавшегося положения. Особенно сильно ощу­щавшая на себе влияние кризиса крупная рабовладельческая аристократия обвиняла во всех бедах демократию и требовала ее уничтожения.

Неслучайно взоры афинской рабовладельческой аристо­кратии в момент общего кризиса рабовладельческой системы обращались к Спарте. Спарта издавна была оплотом реакции, и много раз в прежние времена противники демократии нахо­дили в ней убежище и защиту. И сейчас, когда внутренние противоречия разъедали афинскую рабовладельческую общи­ну, у аристократии, прежде всего перед глазами вставал идеа­лизированный спартанский строй, при котором, казалось, не было места острым противоречиям, проявлявшимся в афин­ской демократии. Однако Спарта не оправдала надежд, воз­лагавшихся на нее рабовладельческой реакцией. Общий кри­зис, охвативший рабовладельческие общины, в конце концов, захватил и Спарту и повлек за собою крушение старых спар­танских общественных установлений, в том числе и крушение спартанской системы воспитания.

Уже во время Пелопоннесской войны в Спарту, нуждавшую­ся для ведения войны в денежных средствах, начался приток золота из Персии. После победы над Афинами, приток денеж­ных средств, в виде военной добычи, значительно усилился. Спарта сделалась наиболее богатым государством Эллады. Это проникновение денежных средств и развитие денежных отно­шений вместе с обнаружившимися еще ранее противоречиями в области земельных отношений, вызывавшимися недостатком земли для вновь рождавшихся граждан, неизбежно приво­дили к развитию неравенства среди спартиатов. Частые вос­стания илотов, являвшиеся результатом жестокого с ними обращения, приводили к разорению земледельческого хозяй­ства многих спартиатов, которые вынуждены, были обращаться за материальной помощью к более обеспеченным. Развивалась задолженность, которая ставила должников в зависимые условия. В IV в., по инициативе наиболее вли­ятельных спартиатов, был принят закон, нарушавший древнее установление о неделимости и не отчуждаемости земельных участков; по новому закону разрешалось дарение участков или передача их по наследству. Но под прикрытием этого закона производилась и купля-продажа земли, и по существу установилась частная собственность на землю, постепенно сосре­доточившуюся в руках наиболее богатых. Концентрация земли в руках богатых неизбежно приводила к усилению роста количества обедневшего населения. Не имевшие возможности вносить свою долю в «сисситии», автоматически теряли права гражданства и исключались из числа полноправных граждан Спарты. В связи с этим ката­строфически падало количество граждан. Если в VI в. их на­считывалось до 9 - 10 тыс. чел., то в IV в., по свидетельству Ксенофонта, их было только 1500.

Естественно, при таком ничтожном количестве граждан нельзя было думать об обеспечении военных сил Спарты гражданским ополчением, и поэтому Спарта, по примеру дру­гих греческих государств, начала прибегать к широкому использованию воинов-наемников. Сама спартанская аристо­кратия в условиях развития денежных отношений в корне изменила свой прежний, суровый образ жизни, предаваясь роскоши и изнеженности. Издавна установленная суровая система воспитания, преследовавшая выработку в человеке физической выносливости и военной выучки, в этих условиях отмерла.

Однако и здесь, как в Афинах, предпринимались попытки возрождения старых общественных установлений и в том числе старой системы физического воспитания, но в отличие от Афин они исходили не от крупной землевладельческой аристократии, а от приверженцев демократического режима. Обостренная социальная борьба между пролетаризированными массами и рабовладельческой знатью превратила Спарту в III в. до н.э., из оплота реакции в очаг революции и привела к проведению ряда демократических реформ, имевших глав­ной целью разрешение наиболее жгучего земельного вопроса. Реформа Клеомена III, проведенная в 227 г. до н. э., при по­мощи государственного переворота, ликвидировала значитель­ную часть крупной индивидуальной земельной собственности и восстановила собственность общинно государственную. Экс­проприированной у аристократии землей, было наделено боль­шое количество неимущих, которые благодаря этому – снова превращались в полноправных граждан Спарты. Таким обра­зом, благодаря земельной реформе, число граждан было уве­личено до 4 тыс., чел., и из них была создана по старому спартанскому образцу тяжеловооруженная пехота. Вместе с этим был восстановлен и прежний спартанский строй, восста­новлены «сисситии», и снова возвращено было к жизни суровое воспитание, преследовавшее цели, укрепления военной мощи Спарты для установления гегемонии над всей Грецией. Но ненадолго. Пример разрешения земельного вопроса в пользу неимущих отозвался волнениями во всех греческих полисах. Против Спарты, как «очага заразы», руководителями Ахейского союза при поддержке Македонии был предпринят поход, в результате которого уже в 221 г. до н. э. Спарта была разбита, и в ней снова было восстановлено олигархическое пра­вление, возвращены владельцам конфискованные земли, и сно­ва были упразднены все древне спартанские общественные установления и в том числе древне спартанская система физи­ческого воспитания.

Общий кризис рабовладельческой системы, вызвавший упа­док издавна установившихся систем физического воспитания, не мог не затронуть и знаменитых греческих Олимпийских игр, тесно связанных с религиозным культом и выступавших в пору расцвета как элемент общественно-политической и экономической связи между разрозненными греческими поли­сами. Кризис привел к крушению старого религиозного греческого миросозерцания. Рушилась вара в богов, в их несо­крушимую силу. В связи с крушением религиозного миросозерцания постепенно утра­чивался и культовый характер Олимпийских игр, утрачивалось и их прежнее значение в общественно-политической жизни Греции. Поскольку религия перестала быть фактором, объеди­нявшим греческие полисы, постольку и олимпийский праздник переставал быть праздником сплочения Греции. Постепенно отрываясь от культа, Олимпийские игры все более и более пре­вращались в традиционное зрелище. Как и прежде, они устраивались при участии представителей всех многочисленных греческих государств. Но с распадом Афинского морского со­юза и, особенно с установлением македонского господства, по­сле битвы при Хероиее (338 г. до н. э.), они приняли харак­тер соревнования между собою ослабленных внутренними противоречиями и внешними войнами государств за призрач­ное господство над Пелопоннесом. Для каждого государства было почетно на празднике, идущем из глубокой древности и ставшем традицией, иметь своего победителя. Чем больше победителей-атлетов имело какое-либо государство на Олим­пийских играх, а также на играх Немейских, Пифийских и других, тем больше шансов имело оно на признание своего превосходства и на руководящую роль во всей Греции.

Вместе с изменением роли праздника изменилось и его содержание. Наряду с гимнастическими соревнованиями по­являются соревнования певцов, музыкантов и Ораторов. Изменился и состав участников игр. С упадком старых систем физического воспитания рабовладельческая верхушка, пе­реставшая получать соответствующую физическую подготов­ку, не могла уже при организации игр в полной мере рассчи­тывать только на атлетов из своей среды. Без достаточной систематической подготовки она не могла уже выдвинуть из своей среды людей, могущих претендовать на бесспорное пер­венство в играх, на завоевание олимпийского венка. Нужно было найти кого-то, кто бы заменил рабовладельческую знать в этих празднествах, выступая от ее лица. И, как в военном деле, не имея возможности обеспечить военную мощь госу­дарства своими силами, рабовладельческая верхушка прибег­ла к наемным профессионалам-воинам, так и здесь, не имея возможности обеспечить своими силами участие в олимпий­ском празднике, она начала прибегать к помощи наемных про­фессионалов-атлетов.

Профессиональный атлетизм был одним из характерных явлений в развитии физкультуры эпохи упадка Гре­ции. Он возник в результате возросшей роли всякого рода зрелищ с элементами соревнований. Соревнования физкуль­турного типа в Греции эпохи упадка не ограничивались толь­ко Олимпийскими играми. Продолжали существовать игры Немейские, Пифийские и Истмийские. Развившиеся в древно­сти в связи с культовыми праздниками, теперь, как и Олимпийские игры, приобрели в основном зрелищный ха­рактер.

Кроме них, многочисленные гимнастические соревнования вместе с элементами музыкальных соревнований и с театраль­ными представлениями устраивались почти во всех городах Греции применительно к всякого рода местным праздникам или в ознаменование каких-либо крупных местных событий. Цель была одна - дать развлечение народу, и вызвать его расположение в пользу господствующей рабовладельческой верхушки.

Необычайно широкое распространение зрелищ-соревнований породило и появление профессионалов-атлетов, участников этих соревнований. Атлеты-профессионалы выходили обычно из среды пролетаризированной массы греческого населения, а нередко также и из числа вольноотпущенных рабов. Атлетизм становился их основной профессией и основным средством су­ществования. Повседневно упражняясь и тренируясь, они раз­вивали в себе необходимые физические качества, добиваясь нередко высоких результатов. Характерной чертой атлетов-профессионалов являлась их узкая специализация. В проти­воположность атлету из числа граждан греческих полисов эпохи расцвета, выступавших как многоборцы, атлет-профес­сионал эпохи упадка выступал как узкий специалист по какому-либо одному виду соревнований. Это был или специалист в беге, или в прыжках, или в борьбе, или в кулачном бое. Уз­кая специализация древних атлетов, несомненно, должна была способствовать росту технических достижений (хотя докумен­тальных данных об этом мы не имеем), но, не сопровождаясь разносторонней физической подготовкой, она очень рано при­водила к изнашиванию организма. Об этом достаточно ярко позднее говорил знаменитый римский врач Гален.

 

ВЫВОД:

 

История древнегреческой физической культуры показывает тот процесс развития, который происходил в условиях рабовладельческого общества в области физической подготовки человека. Обряды инициации превратили систему движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и умер­ших, в средство сплочения народа. Было признано общественное значение физической культуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной деятельности. Была открыта взаимосвязь физической культуры, этики и эстетики. Впервые в истории осуществилось требование создания системы разносторонней, гармонической подготовки человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнегреческие Олимпийские игры | Методические рекомендации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.