Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления и принципы деятельности психолога




Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психичес­ким недугом. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопозна­нии и самосовершенствовании, в способности жить психоло­гически комфортно. Эти социальные потребности сформиро­вали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

 

Направления деятельности психолога-профессионала

Организационно-методическое направление обес­печивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Не­достаточное внимание к данному направлению своей профес­сиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне. В рамках этого направления осуществляется обучение различ­ных должностных лиц (персонала организации) использова­нию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в вы­бранной сфере (инженерной психологии, психологии управле­ния, юридической психологии и др.). Важное место здесь от­водится психодиагностике –разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека че­рез комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот пси­хологический комплекс входят: психологические профилакти­ка, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия. Психологическая профилактика –комплекс превентив­ных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента. Психологическая коррекция –целенаправленное воздей­ствие на психику с целью изменения, укрепления или форми­рования новых психологических качеств и свойств. Психологическая реабилитация –система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нару­шенных психических состояний, функций, личностного и со­циального статуса. Психогигиена –деятельность психолога по созданию ус­ловий для нормального функционирования психики (обсле­дование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями). Психотерапия –оказание психологической помощи че­ловеку в решении им своих жизненных проблем, самостоя­тельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просвети­тельское направление имеет своей целью передачу психо­логических знаний заинтересованным в них людям. Педагоги­ческая деятельность психолога реализуется в учебных заведе­ниях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Психологическое просвещение — работа по популяриза­ции психологических знаний, умений и навыков, необходи­мых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация –разработка специаль­ных рекомендаций и советов но поведению человека пли груп­пы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих при­вычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершен­ствования профессионального мастерства и условий труда пси­холога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современ­ного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной пси­хологических школ, существовавшего многие десятки лет. Пси­хологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспече­на при условии обязательного выполнения им ряда принци­пиальных требований (рис. 1.2): профессиональной компетент­ности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденци­альности и безопасности.

Требования к деятельности психолога-профессионала

Профессиональная компетентность –уровень об­ладания психологом системой профессиональных знании, на­выков и умений, а также наличие особых личностных и дело­вых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гиб­кость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков -это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и техно­логий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инст­рументария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особеннос­ти личности психолога определяют его внутренний потенци­ал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое пред­назначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога: исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег; применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии; выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях. Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются: устремленность психолога на позитивные стороны сво­их трудовых актов, коммуникативных процессов и др.; старание и умение внушить клиенту уверенность в пре­одолении его психических барьеров. Конфиденциальность обязывает психолога хранить: тайну информации, получаемой от клиента; деловые записи и результаты диагностических иссле­дований в форме, недоступной третьим лицам. Безопасность должна гарантировать полную жизнеспо­собность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения пси­хического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физи­ческие травмы. Сотрудничество с психологом должно приво­дить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается: исключительной внимательностью к личным психичес­ким проблемам клиента; осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его лич­ностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить. Личность дру­гого человека нельзя трогать, к ней можно лишь прикасаться легким движением своей души. Запретительные заповеди За­кона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, – все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психо­лога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.