Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость




Право собственности это право физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации.

Право аренды земельного участка это срочное пользование зе­мельным участком за плату на условиях договора аренды, с соб­ственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная.

Право пожизненного наследуемого владения права владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражда­нину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено продавать, закладывать землю или проводить другие сделки, кото­рые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимос­тью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость явля­ется собственностью другого лица. Подобное право устанавливает соответствующий орган федеральной или местной власти. Юри­дическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей — право юри­дического или физического лица без ограничения срока использовать предоставленный им собственником земельный участок. Не­движимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности, решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Праводержатель может строить сооружения на земельном участке, ис­пользовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду или передать недвижимость в свободное пользование другому лицу праводержатель может только с согласия владельца участка. Право бес­срочного пользования не может быть продано или унаследовано.

Право срочного пользования земельным участком это времен­ное пользование земельным участком на срок от одного года и бо­лее или безвозмездно на условиях договора.

Право оперативного управления это управление государствен­ным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственников. При этом право держателями, как правило, вы­ступают юридические лица.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть частным (устанавливают для обеспечения интересов одного лица) или публичным (устанавливают для обес­печения интересов государства, органов местного самоуправления или местного населения в соответствии с законодательством. Сер­витута подлежат обязательной государственной регистрации.

 

3. Классификация земельного фонда по категориям земель осно­вана на правовом положении, что категория — это часть земельно­го фонда Российской Федерации, которая используется по основ­ному целевому назначению.

В свою очередь, целевое назначение земель — это порядок, ус­ловия и возможный вид эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. При этом основное целевое назначение зе­мельного участка позволяет учитывать попутные цели его хозяй­ственной эксплуатации.

В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий земель:

сельскохозяйственного назначения;

населенных пунктов (городов, поселков, сельских поселений);

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми­ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

лесного фонда;

водного фонда;

запаса.

 

 

Земли относят к категориям, переводят их из одной категории в другую своим решением следующие властные структуры:

Правительство Российской Федерации — для земель, находя­щихся в федеральной собственности;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции — для земель, находящихся в собственности субъектов Рос­сийской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назна­чения, находящихся в муниципальной собственности;

органы местного самоуправления — для земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельско­хозяйственного назначения;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, а по землям иного целевого назначения — органы местного самоуправления — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанав­ливают только федеральными законами.

С понятием «целевое назначение» тесно связано понятие «раз­решенное использование» земельного участка. Разрешенное ис­пользование земельного участка — это использование его с учетом целевого назначения и установленных обременении в использова­нии земель.

Разрешенное использование земельных участков определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при кадастровом делении тер­ритории, а также при предоставлении земельных участков. Само­вольное изменение разрешенного использования земельных учас­тков не допускается.

Таким образом, правовой статус земельного участка представля­ет собой совокупность целевого назначения земель, разрешенного использования земельного участка и зарегистрированного права на земельный участок. На землях определенной категории устанавли­вают конкретный правовой режим путем применения совокупнос­ти правил их использования, включения в гражданский оборот, осуществления охраны, учета и мониторинга земель, определенных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохран­ным законодательством и законодательством о недрах.

 

4. Характеристика земельного фонда по категориям земель и по формам прав собственности, владения и пользования земельными массивами основывается на определенной системе земельно-када­стровых единиц — земельных участков, находящихся в собствен­ности, владении, пользовании или аренде, отграниченных на мес­тности, имеющих однородный правовой режим.

Кроме участков к учетным кадастровым единицам относят и территориальные зоны, под которыми понимают часть территории, характеризующаяся особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

К ним относятся:

административно-территориальные единицы (образования) — территории, на которые непосредственно распространяются полно­мочия конкретного исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления (субъект Российской Федера­ции в целом, города областного подчинения, районы, поселения);

зоны особого режима использования — территории, в пределах которых находящиеся на них земельные участки или их части ис­пользуют в соответствии с ограничениями, определяемыми реше­ниями органов государственной власти или органов местного самоуправления на основе федеральных законов субъекта Российс­кой Федерации (градостроительные и рекреационные зоны, ох­ранные зоны магистралей, рек, водоемов и др.);

зоны категорий и состава земель — территории, выделяемые из земель субъекта Российской Федерации для целей, устанавливае­мых в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (зем­ли сельскохозяйственного назначения, поселений, лесного фонда, водного фонда, природоохранного назначения, запаса, промыш­ленности, транспорта и иного назначения);

зоны нарушенных земель — территории, исключенные в соот­ветствии с законодательством РФ или субъекта Федерации из хо­зяйственного оборота решениями органов государственной власти (зоны радиационного или химического заражения, зоны экологи­ческого бедствия и др.);

социально-экономические зоны — территории, находящиеся в пределах некоторой административно-территориальной единицы и различающиеся установленными соответствующими органами государственной власти ставками налогов, размером арендной платы и нормативной ценой земли для находящихся в пределах этих зон земельных участков и иных объектов недвижимости.

 

5. Субъектами, учитываемыми при ведении земельного кадастра, являются все участники земельных отношений, наделенные пра­вами на землю и несущие обязанности, предусмотренные земель­ным законодательством. К ним относятся: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные области, автономные округа, города Москва и С.-Петербург); муниципальные образова­ния (административные районы, города, поселки городского типа, сельские поселения); юридические лица; граждане.

Российская Федерация, 87 ее субъектов являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю в пре­делах своих границ. Муниципальные образования выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах границ соответствующих муни­ципальных образований.

Все иные субъекты земельных правоотношений (органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, граждане и юри­дические лица) выступают участниками таких видов отношений, как управление землями и их использование, охрана земельных прав. Граждане и юридические лица, кроме того, являются также субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совмес­тной) собственности на землю.

Земельное реформирование в значительной мере изменило структуру земельной собственности, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов. Милли­онам граждан были предоставлены участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, крестьянско­го (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строи­тельства.

6. В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользовании выделяют отдельные земельные угодья, т. е. участки (массивы) земли, планомерно и систематически исполь­зуемые для определенных производственных целей, имеющие ка­чественные различия природных, естественно-исторических и других свойств. Угодья подразделяют на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). На вид использования угодий определенное влияние оказывают их природные факторы и свойства. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, закочкаренные, закустаренные, переувлажненные пастбища). Кроме вышеперечисленных, могут быть и неиспользуемые угодья (поли­гоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и др.) Качественное состояние земель характеризуется природными признаками, к важнейшим из которых относятся почвы, рельеф, условия увлажнения и др.

Выбор участка земельной собственности, землевладения или землепользования в качестве основной земельно-кадастровой единицы, а угодья или природных экологически однородных уча­стков в качестве основного элемента кадастра позволяет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости по единой системе на всей территории страны.

Наибольший удельный вес в структуре земель страны прихо­дится на лесные земли и кустарники, площадь которых составляет 89,7 млн га (52,2 % территории). Сельскохозяйственные угодья за­нимают 221,0 млн га (12,9 %) и за последние 2 года имеют тенден­цию к сохранению площади. Под реками, водохранили­щами, озерами и иными водными объектами занято 71,7 млн га (4,2 %). Значительные площади земель (15,4 млн га, или 9,6 %) за­болочены. Под дорогами и землями застройки в совокупности за­нято 13,3 млн га (0,8 %).

Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (189,9 млн га) и на территории поселений (в основном сельских, 18,9 млн га). По сравнению с 1990г. количество сельскохозяйственных угодий на землях сельхозназначения возросло более чем в 7 раз.

В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни при­ходится 55,1 %

Природные кормовые угодья (сенокосы и пастбища) занимают 9,2 млн. га (41,8%), многолетние плодовые насаждения — 1,8 млн га (0,8 %). В последние годы отмечается устойчивый рост площади залежи в структуре сельскохозяйственных угодий, пло­щадь которой на начало 2011 г. составила 5,1 млн га (2,3 %).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.