Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие богословия философии и науки




Новая форма теологического образования нередко определяется как светская. Такого рода словосочетание встречается как в Государственном образовательном стандарте, так и в отдельных публикациях. Насколько оправданно понятие светской теологии? Что означает в данном сочетании слово «светская»? Светская ‒ прежде всего не атеистическая, не клерикальная. И вместе с тем это слово означает безоценочное отношение к тому или иному мировоззрению, равную удаленность как от религиозной, так и атеистической формы сознания. И в том и в другом случае термин не соответствует букве и духу теологии, ибо теология по определению не может быть ни от атеистической, ни безоценочной. Светская теология ‒ это все равно что религиозный атеизм, если, конечно, не считать, что атеизм есть своеобразная форма религиозного сознания и богоискательства. Иное дело ‒ университетская теология. Здесь имеется в виду особая (преимущественно рационально-логическая) форма христианского учительства, осуществляемая в рамках государственного образовательного учреждения.

Главный вопрос заключается в том, каким должно быть это учительство по форме и содержанию? Прежде всего, мы должны выдвинуть основной тезис: университетскую теологию в России (там, где она изучается по профилю «Христианская теология») следует строить на прочном право-славно-христианском фундаменте. На наш взгляд, этот тезис вообще не требует каких-либо специальных обоснований. Православие является основной религией российского общества. Православие определяет дух русской культуры, исторические судьбы России. Было бы странно, если бы в университетах Германии, к примеру, изучалась преимущественно не протестантская, а в университетах Италии не католическая, а какие-либо иные виды теологии. Задача заключается лишь в том, чтобы обосновать переход от теологии вообще в ее различных культурно-исторических формах к православно-христианской теологии, и в особенности к отечественной традиции православного богословствования. Если духовно-академическое православное богословие, в силу своей апологетической функции, имеет право на беспредпосылочное основания, то университетская теология призвана обосновать переход от «абстрактной» к «кон¬кретной» теологии, от общей теологии и особенных форм ее культурно-исторического выражения к «частной» теологии, каковой является русское православно-христианское богословствование. В данном случае речь идет о восхождении от универсального понятия теологии в его интеркультурном религиозно-философском значении через особенные культурно-исторические типы теологии (жреческий, метафизический, мистический, профетический) к теологии откровения, в свою очередь разделяющейся на три формы: христианскую, исламскую и иудейскую. Точно так же и православная или протестантская теология являются некой абстракцией. Последняя степень конкретности ‒ это национальная форма теологии в ее целостном, духовно-практическом выражении, раскрывающемся со стороны как Священного Писания и Священного Предания, так и отдельных богословских учений (теологумен), а также определенного православно-христианского образа жизни. Такую «конечную» конкретную форму и представляет собой русская православно-христианская теология, и именно она должна лежать в основе университетской модели преподавания христианской теологии в России.

Теология изучает такие сферы бытия, которые имеют жизненное значение для каждого человека, практически для всех общественных структур, и, конечно, для деятельности государственных органов. Однако граждане нашей страны, сталкиваясь с теми или иными проявлениями религиозности, зачастую этого не осознают и не замечают. Многие, не зная особенностей наших традиционных религий, не умеют общаться с их представителями. С другой стороны, лишь объективное знание о религиях и духовных законах позволяет обрести подлинную свободу духовного самоопределения личности. Поэтому знание ключевых особенностей религий полезно студентам-теологам, исходя из их профессиональных, социальных, а также личных интересов и потребностей.

Это особенно ясно, если учесть, что, как убедительно показывают сравнительное правоведение и юридическая антропология, все правовые и этические системы выросли из тех или иных религий, и ими же поддерживаются. Социальная психология отмечает, что светским правом удается регулировать не более 50% процентов общественных отношений. Остальное входит в сферу традиций, обрядов, привычек, то есть, опять-таки, конкретных религий, мировоззрений или суеверий – зачастую крайне примитивных и деструктивных.

В свою очередь, термин «теология» происходит от соединения двух слов: «Теос» – Бог, и «логос» – понятие, мысль, разум. Таким образом, теологию можно определить как науку о Боге или божественном. Кроме того, как в теологии, так и в религиоведении, имеются две области: первая – светская, внерелигиозная, секулярная или профанная (внеконфессиональная), а также вторая – сакральная или религиозная (конфессиональная).

Так как светское религиоведение делает зачастую упор на сугубо материалистическое или оккультно-мистическое понимание всех религий и их источников, то внутренние духовные особенности культов остаются в нем не выявленными. А знание этих особенностей необходимо для сохранения духовно-нравственного здоровья и безопасности человека, семьи, общества и государства. Материалистическое религиоведение исследует религии как бы извне, в некоей эволюции ее внешних форм, попутно считая ученого – религиоведа якобы нейтральным относительно любых вероучений, что не соответствует действительности. В свою очередь, оккультно-мистическое религиоведение концентрирует свое внимание на эзотерических средствах и методах религий, потоке некоего универсального и многообразного духовного опыта, игнорируя несовместимые между собой сущностные (духовные, онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, правовые, культурологические и этические) различия вероучений. Религиоведение, дистанцируясь от веры и духовности религий, исследует их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходит на метауровень сверх-бытия, обходя трансцендентные и имманентные явления.

Светская теология, в связи с меньшими, по сравнению с исторически сложившимся религиоведением, негативными внутренними установками к сакральности и святости как таковым, подходит к этой проблеме шире и глубже. Она открыто привлекает непосредственные религиозные источники, учитывает духовные знания, взгляды и опыт самих религий. Светская теология активно использует методологию изучения религий изнутри их, принимая как объективный факт принадлежность к той или иной вере любого человека, в том числе каждого религиоведа и теолога. Это облегчает выявление важных особенностей в культах, которые вытекают из сущностей их вероучений.

Во всякой конкретной религии имеется своя теология или нечто аналогичное ей. Исходя из основ своего вероучения, эти разнообразные религиозные теологии признают или существование единого Бога (монотеистические религии), или многих богов (политеистические религии), или отрицают божественность как таковую. Необходимо отметить, что по отношению к религиям, отрицающим существование божественности и божественной святости, термин «теология», вообще говоря, не совсем корректен.

Разрешение возникающих в теологии вопросов предполагает понимание различия между «светской» (мирской) и религиозной литературой, умение видеть и находить точки их соприкосновения и противостояния. В случае если теологи (даже светские) предпринимают попытки рассмотрения религий «изнутри», их изучение, как правило, преследует те или иные религиозные интересы. Светская область теологии обычно основывается на иных исходных мировоззренческих принципах, стремится, как бы, отстранить себя от какой бы то ни было религии или иной раз утаить свою религиозную принадлежность. Светская теология в целом является надстройкой (стоящей на позициях конкретных идеологий или, зачастую, эзотеризма) над специализированными научными исследованиями религии как одной из объективно существующих форм общественного сознания. В ней предполагается также исследование свойств личности и групп, социального и психологического феномена религий.

Теология, в силу специфики предмета своего исследования, изучает закономерности, относящиеся к миру, обществу и человеку, и, поэтому, является комплексной дисциплиной. Это вытекает из коренных свойств религий. Дело в том, что конкретный выбор той или иной религии определяет стратегическую позицию, мотивацию и поведение людей в широком спектре права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести, красоты и т.п. Исходя из объективных потребностей научного поиска, теология вбирает в себя знания многих теоретических и прикладных наук. Поэтому в ней можно обнаружить элементы философии, социологии и истории, культурологии, этики, эстетики, психологии, лингвистики, политологии, права, этнологии, медицины, археологии и т.п. Отсюда, теология имеет сложное содержание, строение и структуру.

Все научные школы теологии в качестве одних из ключевых своих категорий по необходимости рассматривают «трансцендентность» (всё, выходящее, перешагивающее за пределы), а также «имманентность» (пребывающее внутри, свойство, внутренне присущее предмету). Кроме того, они различают понятия «трансцендентное» (всё, выходящее за пределы возможного опыта) и «трансцендентальное» (априорные формы познания и сознания). Даже откровенно материалистические течения в светском религиоведении не могут обойтись без рассмотрения этих применяемых всеми религиями понятий.

Теология развивается усилиями многих поколений одаренных ученых. Среди них – почти все крупнейшие представители и других наук: физики, философы, математики, биологи, например: Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Макс Планк, Гейзенберг, Мечников, Павлов – тысячи известнейших имен! Симптоматично, что многочисленные, глубокие, талантливые и яркие представители традиционных созидательных религий, специалисты по теологии (особенно священнослужители) как бы неведомы для некоторых светских религиоведов. В этом, в частности, наглядно проявляется реальное отсутствие «нейтральности» в их научной и духовно-нравственной позиции.

Упомянем в связи с этим, согласно исторической последовательности, некоторых крупнейших православных теологов, большинство которых причислено христианской Церковью к лику святых: I век – апостол Иоанн Богослов, Климент Римский; II век.– Игнатий Антиохийский, Иустин Философ, Ириней Лионский; III век. – Ипполит Римский, Киприан Карфагенский; IV век – Макарий Египетский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский; V век – Кирилл Александрийский, Августин, Нил Синайский; VI век – Авва Дорофей, Григорий Двоеслов, Варсонофий Великий; VII век. – Софроний, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Андрей Критский; VIII век – Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин; IX и X века – Федор Студит, Фотий Константинопольский; XI век – Симеон Новый Богослов; XII век – Феофилакт Болгарский, Петр Дамаскин; XIII век – Фиолипт Филадельфийский; XIV век – Григорий Синаит, Григорий Палама, Нил Квасила; XV век – Симеон Солунский, Марк Ефесский, Нил Сорский; XVI век – Максим Грек; XVII век – Дмитрий Ростовский; XVIII век – Паисий Величковский; XIX век.– Платон и Филарет Московские, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский, Амвросий Оптинский и др.

Среди многочисленных отечественных исследователей в сфере теологии отметим: М. Ломоносова (†1765), св. Тихона Задонского (†1783), Г. Сковороду (†1794), М. Сперанского (†1834), Н. Гоголя (†1852), Ф. Голубинского (†1854), П. Чаадаева (†1856), архиеп. Иннокентия Борисова (†1857), И. Киреевского (†1856), А. Хомякова (†1860), Н. Пирогова (†1881), Ф. Достоевского (†1881), К. Леонтьева (†1891), В. Кудрявцева-Платонова (†1891), архиеп. Никанора Бровковича (†1890), Н. Федорова (†1903), С. Трубецкого (†1905), Л. Толстова (†1910), В. Розанова (†1919), Е. Трубецкого (†1920), М. Тареева (†1934), митр. Антония Храповицкого (†1934), В. Несмелова (†1937), П. Флоренского (†1937), Л. Шестова (†1938), Д. Мережковского (†1940), С. Булгакова (†1944), Н. Бердяева (†1948), С. Франка (†1950), В. Зеньковского (†1962), И. Ильина (†1954), И. Мейендорфа, Н. Лосского (†1965), Г. Флоровского (†1979), А. Лосева (†1988) и т.д.

Любые критические высказывания в адрес, например, православной религии, ничего не стоят, если их авторы не изучили соответствующие труды вышеупомянутых теологов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.