Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При крупномасштабных исследованиях применяются многоступенчатые выборки. В таких исследованиях используются несколько простых методов

Конечная цель - выработка понятий, доступных учету и регистрации. Их называют понятиями-индикаторам;.(их называют ключевыми.).

Учёный

Объект исследования— ученый выделяет совокупность параметров, которые считает важными для исследования данной проблемы. На этой же стадии формулируются гипотезы о возможном пути решения данной проблемы, а также определяются методы и формы проведения социологического исследования.

Задачи исследования могут быть основными, т.е. относящимися к центральному вопросу исследования и неосновными.

Цель исследования ориентирует на анализ проблемы в двух основных направлениях — теоретическом и эмпирическом. Определяется, какое это исследование - фундаментальное или прикладное.

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ №8

Методология и методика социологического исследования

1. Разработка концепции и программы исследования (стр. 1);

2. Методика проведения социологического исследования (стр. 2);

3. Обработка и анализ документов (стр. 5);

4. Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование (стр. 7);

5. Анализ и обобщение социологических исследований. Отчет и аналитическая записка (стр. 8).

* * *

Разработка концепции и программы исследования.

В социологическом исследовании выделяют три этапа:

1. подготовительный (разработка программы исследования);

2. основной (проведение исследования);

3. завершающий (обработка и анализ данных, выводы и рекомендации).

Социологу формулируется заказ чаще всего в виде обозначения некоторой проблемной ситуации. Указывается социальное противоречие, или неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере. На основе обозначенной проблемной ситуации следует формулировка проблемы.

Социальная проблема может обнаруживаться:

· на социально-психологическом уровне, т.е. в смутном, не дифференцированном сознании людей или социальных групп;

· наинституциональном уровне социальная она затрагивает интересы больших социальных общностей, институтов и учреждений.

· На высшем уровне социальная проблема имеет дело с интересами общества в целом.

Чтобы полученная формулировка не отличалась от предложенной заказчиком, социолог должен выяснить:

1. есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

2. есть ли учет и статистика по этому показателю и достоверна ли она;

3. вычленить наиболее существенные элементы проблемы, которые может решить именно социология.

* * *

Методика проведения социологического исследования

Дальше разрабатывается программа исследования. Она является обязательным исходным документом. Программаэто изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. Она включает:

· теоретический аспект - цели, задачи, объект и предмет исследований, определение понятий;

· методологический аспект, куда включено обоснование выборки, методов сбора, обработки и анализа данных;

· организационный аспект это план и порядок исследования, распределение человеческих и финансовых ресурсов.

Затем ставятся цели и задачи исследования. Здесь же излагается ожидаемый результат, объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для его получения.

Если основная цель формулируется как фундаментальная, то при разработке программы внимание уделяется:

1. изучению научной литературы, построению общей концепции предмета исследования, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез.

2. Если исследование прикладное, то сначала идёт анализ того, чем завершен предварительный материал, какие результаты он дал, затем, исходя из специфики заданного социального объекта, формулируются новые задачи. Только после этого в поисках ответов на поставленные вопросы обращаются к литературе.

Предмет и объект исследования.

Интерпретация основных понятий.

· описывает предмет исследования;

· переводит проблемную ситуацию на язык науки;

· затем определяет связь с внешними объектами и внутренними субъективными факторами;

· раскладывает понятия таким образом, чтобы можно было их в дальнейшем исследовать количественными методами.

Предварительный системный анализ объекта исследования после его рассмотрения превращается в предмет целенаправленного изучения. На него влияют общие факторы, характерные для всей системы исследования специфические, те, которые непосредственно контролируются и регистрируются в ходе исследования. А также косвенные и объективные факторы, которые независимы от людей, их деятельности, а также субъективные, те, которые связанны с переработкой внешних впечатлений в сознании индивида.

Затем формулируется рабочая гипотеза, которая должна быть совместима со всеми другими фактами. Для отработки гипотез проводится предварительное пилотажное исследование.

Стратегический план исследования делят на три варианта исследовательского поиска:

· Разведывательный план пердполагает уточнение проблемы и формулировку гипотез в условиях, когда объект исследования плохо изучен. В этом случае учёные изучение литературу по определённым вопросам, беседуют со специалистами, наблюдают. Всё это приводит к выдвижению гипотез.

· Описательный план применяется в том случае, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез.

* * *

Выборка в социологическом исследовании

Методический раздел программы включает описание методики исследования. Главное здесьобоснование выборки исследования.

· В некоторых случаях социолог может исследовать объект целиком. В этом случае говорят, что предмет исследования тождественен генеральной совокупности, т.е. совокупности всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Такое исследование называется сплошным.

· Но чаще исследование бывает несплошным, а выборочным, т.е. учёные изучают выборочную совокупность, которая может быть:

1. репрезентативной, когда воспроизводит параметры и значительные элементы генеральной совокупности;

2. или нерепрезентативной. При такой выборке неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупности. Например, исследование студентов какого-либо курса 2 или 3 - его не дает оснований для переноса результатов на всех студентов вообще;

3. Также выборка бывает случайной. Это происходит в том случае, если любой элемент генеральной совокупности может быть с одинаковой вероятностью включен в выборку. Скажем, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности;

4. Стратифицированная выборка предполагает разделение генеральной совокупности на социальные слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя;

5. При кластерной выборке проводится классификация групп населения по географическому признаку. Метод применяется при пространственной разбросанности объектов исследования.

· Могут быть целевые выборки, когда ученый сам отбирает респондентов. В данном случае большое значение имеет предварительное знание ситуации.

* * *

Обработка и анализ документов.

Анализ документовнаиболее экономичный метод исследования. Он позволяет оперативно получить объективные данные об изучаемой системе. Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или кинопленке.

Правда информация не всегда бывает достоверной и нуждается в проверке с помощью наблюдения и опросов.

Анализ текста без использования процедур измерения называется качественным. Его называют традиционным, т.к. он применяется давно.

В последние несколько десятилетий широкое распространение получил метод квантификации материала — контент-анализа, который разработали американские учёные - социологи X. Лассуэлл и Б. Берельсон.

Контент-анализ изучает информацию количественно. Тексты кодируются на специальный кодировочный бланк и затем подвергаются статистической обработке. Но всё равно надежность информации обеспечивается контролем на обоснованность с помощью опросов или наблюдений.

Также в социологических исследованиях используется наблюдение и эксперимент.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элемент памяти RS-триггер | Эксперимент делитсяна натурный имыслительный
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.