Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал предприятия - основа и результат инновационной политики




Составляющие инновационной политики предприятия

Порядок и принципы формирования инновационной политики

Сущность и задачи инновационной политики предприятия

Глоссарий: Инновационная политика предприятия, стратегия, принципы формирования инновационной политики, инновационный потенциал предприятия

Сокращения: ИД – инновационная деятельность, ЖЦ – жизненный цикл, ИнПол – инновационная политика

 

1. Сущность и задачи инновационной политики предприятия

Для обеспечения постоянного обновления продукции и совершенствования производственных процессов на предприятии необходимо постоянно проявлять текущие и будущие проблемы, связанные с изменением жизненного цикла продукции и технологии. Это означает осуществление поисковой инновационной деятельности в различных направлениях с выделением отдельных инновационных проектов, приоритетных на время их актуализации. Управление совокупности инновационных процессов определяет инновационную политику предприятия, которая формируется на основе определенных принципов и устанавливает связь между развитием предприятия и направлениями его ИД.

Инновационная политика предприятия должна учитывать особенности той отрасли, к которой оно принадлежит. Принадлежность к определенной отрасли в значительной степени влияет на возможности стратегического выбора, обусловленного как уровнем конкурентоспособности продукции на мировом рынке, так и конкурентные позиции фирмы на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, предусматривает формирование соответствующей ИнПол для обеспечение реализации выбранной стратегии.

Необходимость разработки инновационной политики обусловлена потребностью в стратегическом управлении ИД. При стремительном НТП своевременное и оперативное внедрение новаций обеспечивает гибкость, маневренность предприятия, его способность приспособиться к меняющемуся окружению (технического, организационного, хозяйственного, политического, культурного и др.). Поэтому инновационная политика предприятия должна предусматривать последовательную целенаправленную комплексную ИД по изменению любого из элементов бизнеса.

Инновационная политика - форма стратегического управления, которая определяет цели и условия осуществления инновационной деятельности предприятия, направленной на обеспечение его конкурентоспособности и оптимальное использование имеющегося совокупного (в т.ч. производственно-технологического, инновационного) потенциала.

Инновационная политика – совокупность научно-технических, производственно-технологических, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, связанных с продвижением (внедрением) новой или улучшенной продукции на рынок, новой или улучшенной технологии, метода организации и т.п.

В широком смысле, как на уровне государства, так и на уровне предприятия ИнПол объединяет науку – технику – производство – экономику – управление.

Инновационная политика – совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство нового/усовершенствованного (улучшенного) товара, технологии, метода.

Конечной целью ИнПол предприятия является разработка инновационного проекта.

Инновационная политика является частью общей политики предприятия, которая регламентирует взаимодействие научно-технической, маркетинговой, производственной и экономической деятельности в процессе реализации нововведений.

Инновационная политика свидетельствует об отношении руководства к ИД предприятия, определяет ее цели, направления, функции и организационные формы. Она воплощена в соответствующих планах и программах: стратегических, тактических и текущих (табл. 1).

Таблица 1. Воплощение инновационной политики в планах и программах предприятия

Горизонты планирова-ния Содержание плана Уровень принятия решений Исполнители
Миссия предприя-тия Ставится глобальная цель предприятия, определяются основные товары, рынки, услуги, технологи, культура предпринимательства. Формируется общее отношение к инновациям Собрание акцио-неров (совет директоров) Высшее руководство предприятия
Стратегиче-ский план Определяет цели, которых необходимо достичь в плановом периоде (8-10 лет) по освоению новых видов продукции; завоевание новых рынков или увеличение доли на старых направлениях; направления научно-технических исследований и разработок, направленных на привлечение масштабных инноваций, связанных с изменением технологии, организационными изменениями и т.п. Описывает механизмы распределения полномочий и регламентирует взаимоотношения структурных подразделений при осуществлении инновационной деятельности. Указывает механизм мотивации работников Высшее руко-водство предпри-ятия, Совет дире-кторов Руководители планово-экономической службы предприятия, от-дела маркетинга, сбыта, главный конструктор (главный инже-нер), службы развития
Средне-срочный (тактиче-ский) план развития Определяет развитие предприятия на 1-5 лет. Отбираются проекты, реализацию которых задумано осуществить в указанный срок, конкретизируются задачи соответствующих служб, задействованных в реализации проектов. Большее внимание уделяется продуктовым и небольшим организационным инновациям Менеджеры среднего и высшего звена Планово-экономическая служба, отделы маркетинга, сбыта, конст-рукторский отдел
Краткосро-чный (текущий) план Разрабатывается на период до одного года. Включает средние и незначительные инновации, которые часто касаются только отдельных людей Менеджеры сре-днего и низового звена, отдельные работники Планово-экономическая служба, отделы маркетинга, конструктор-ский отдел
Программа Разрабатывается для осуществления целевых преобразований во внутренней среде предприятия. Включает конкретные действия и сроки выполнения От высшего руко-водства к отдельным работникам в зависимости от масштаба инноваций Планово-экономическая служба совме-стно с другими функциональными службами, задействованными в программе

 

      Исполнители

Стратегия - долгосрочная модель развития организации, которая принимается для достижения ее стратегических целей и учитывает ограничения внутренней и внешней среды.

Стратегию любой организации можно охарактеризовать как стратегию наступления, стабильного развития, защитную.

1 Стратегия наступления

Она предусматривает стремительное развитие организации: увеличение масштабов производства, освоение новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание прочных конкурентных преимуществ. Базируется на наступательно-рисковом и наступательном типах инновационной политики.

2 Стратегия стабильности

Она заключается в поддержании существующих размеров предприятия и направления его деловой активности. Как правило, ее придерживаются фирмы, производящие продукцию с длительным стабильным спросом. В этом случае инновационная политика должна обеспечивать условия для повышения конкурентоспособности данной продукции с целью удержания позиций и доли на рынке. Такой стратегии придерживаются, в частности, ведущие отечественные предприятия, работающие в отрасли пищевой промышленности - компании "Свиточ", "Оболонь", "Чумак" и др. Длительный ЖЦ продукции таких фирм позволяет им не только совершенствовать текущую деятельность, но и накапливать средства для постепенного перехода от выпуска одного вида продукции к другому. Поэтому такую инновационную политику называют эволюционной. Эволюционный тип ИнПол формирует условия для более совершенных решений текущей деятельности предприятия: технологии изготовления продукции, ее модификации в пределах базовой конструкции, расширения рыночной ниши, совершенствование маркетинговых инструментов и т.д. Это позволяет фирме в течение длительного времени удерживать устойчивые позиции на рынке, внося улучшающие изменения в технологию, дизайн продукта или способа стимулирования его сбыта. Главной задачей такой политики является создание атмосферы креативности, поощрение инициативности всех работников фирмы (в том числе и рабочих) в совершенствовании своей работы, повышении ее качества, производительности и результативности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.