Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теология иудаизма. Вероучение, культ и мистика иудаизма. Закон как основание иудаизма




Тема 3.Теология нехристианских религий

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1.Особенности теологии в античности

2. Раннехристианская теология

3 Теология в Эпоху Вселенских соборов

4.Термины «богословие» и «теология» в русском языке

5. Современное богословие за пределами России – его особенности

4.1 Богословие в странах СНГ

5 Специальность «теология» в современной России

 

Сегодня православная теология переживает эпоху кардинальных изменений, связанных с поисками новой парадигмы теологического мышления. Такие переломные эпохи благоприятны для критического переосмысления господствующих концепций теологического знания, для критического анализа методологии предшественников и выработки новых методологических подходов. Часто новое видение характера и методологии православной теологии открывает новые возможности для диалога теологии и философии, теологии и гуманитарных наук, а также ‒ теологии и естественных наук.

 


 

 

Цели и задачи изучения темы:

Основная цель изучения данной темы – это рассмотрение теологии нехристианских религий, характеристика ее основных особенностей.

В ходе освоения темы предлагается в общем виде усвоить:

1. Общие теологические сведения об иудаизме, буддизме, индуизме и исламе;

2. Основные сведения о священных книгах (содержание, духовное и социальное значение), о вероучении, культе и мистике иудаизма, буддизма, индуизма и ислама;

3. Основные духовные, онтологические, гносеологические, антропологические, правовые, этические и этнокультурные характеристики иудаизма, буддизма, индуизма и ислама;

4. Характеристики современных направлений иудаизма, буддизма, индуизма и ислама.

 

Иудаизм – одна из древнейших религий в мире. Однако в период начала нашего тысячелетия в иудаизме произошли колоссальные изменения, как политического, так и духовного свойства. Например, у иудейского народа с 37 г. н.э. не стало своего централизованного руководства, своих правителей и вождей, преемственно сменявших друг друга от самого пророка Моисея. Впервые царскую власть получил чужеземец Ирод. Прекратилась законная преемственная передача первосвященнического сана на Гиркане Втором (63–40 г. н.э.). Было сожжено по приказу Ирода большинство списков еврейских родословий и имен, непрерывно составлявшихся более 4 тысяч лет. На праздник иудейской Пасхи, когда все они собрались в Иерусалиме, римский военачальник Веспасиан осадил город, уничтожил почти всех находившихся в нем и в 70 году н.э. разрушил его. Прервалась и потерялась чреда священнического служения в Храме, полностью прекратилось иудейское священство (Ос. 3, 4–5). В 70 г. н.э. осквернен и уничтожен второй Храм, перестроенный царем Иродом за период от 20 г. до н.э. по 26 год н.э. При этом погибли все ветхозаветные священнослужители. Во второй Храм, по пророчествам (Дан. 9, 21–27) должен был прийти Господь, Ангел Завета (Мал. 3, 1–2). Евреи с 70-го года н.э. были изгнаны из родной земли и рассеяны между язычниками. (Мих. 7, 8–9; Втор. 28, 64–66). Прекратилось принесение всех иудейских жертв, и ни один агнец с тех пор уже не был заклан в Пасху. В эпоху второго Храма, после вавилонского пленения, утрачены урим и туммим, а также многие священные предметы первого Храма (Ездр. 2, 62–63). После периода построения второго Храма у иудеев исчезло пророчество как таковое (последний ветхозаветный пророк – Малахия, живший около 400 г. до н.э.). Во втором Храме уже не было видимой «славы Господней» – Шехины. В этот исторический период среди иудеев широко распространилось сильное ожидание прихода Мессии и отмечались массовые апокалипсические настроения.

Рассмотрим некоторые особенности вероучения иудеев. С их точки зрения, «в древних библейских пророчествах Мессия – это царь и духовный вождь еврейского народа. При жизни и правлении Царя-Мессии совершится процесс «Геула», «Избавление», – иначе говоря, освобождение и возрождение всего мира. Пророкам это представлялось происходящим в объективной реальности, явным и несомненным для всех людей. Прежде всего, во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию». «Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия – самые главные приметы наступления мессианских времен». «Это общая и характерная черта мировосприятия иудаизма, для которого истинная духовность всегда реализует себя в материальном: для того и создан человек, чтобы одухотворить и освятить, возделать окружающий мир – и себя вместе с ним».

Иудеи утверждают, что для Всевышнего поступки людей важнее, чем их вера. Иудаизм зиждется на том, что именно дела, а не вера сама по себе, является, в конце концов, главным критерием, по которому оценивается человек. Согласно учению иудеев, пути раскаяния «тшува» целиком зависят от самого человека и приводят к полному искуплению грехов, приводят к святости. Помощи Бога на этих путях для иудеев как бы нет.

Иудаизм – это преимущественно учение о том, как следует жить (а не только о том, как следует верить), и поэтому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения его религии. В этом учении существуют четкие предписания, зачастую весьма мелочные и противоречивые, о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и т.п. С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима – и поэтому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие правила следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли, как давать в долг, как отправлять естественные потребности и т.п. Иудаизм – это цельная религиозно-социальная система, согласно которой должна строиться жизнь человека, народа, государства. Прежде всего, – еврея.

Есть шестьсот тринадцать заповедей, которые иудеи обязаны выполнять. Не еврей обязан выполнять только семь: одна повелевающая и шесть – запрещающих: человек должен творить справедливость, не отрицать бога, не поклоняться идолам, не убивать, не красть, не распутничать и не мучить животных. Если он их выполняет, то святой дух нисходит и на него.

Не народ и не государство создают общность. Смысл иудейской общности, – не царство, смысл этой общности – закон. Пока существуют законы и учение, иудейская связь нерушима, она крепче, чем, если бы шла от государства. Закон жив, пока есть голос, возвещающий его. После разрушения Храма иудеи воздвигли вместо видимого дома Божия – невидимый, они окружим веющее дыхание Божье стенами слов вместо гранитных стен. Что такое дыхание Божье по мнению иудеев? Закон и учение.

В Храме Великий иерусалимский совет имел власть толковать слово божие, определять, когда начинается год и когда рождается молодой месяц, что правильно и что неправильно, что свято, что нет, имел власть вязать и разрешать. Теперь это право перешло к раввинам. Были установлены границы Священного писания. Храма больше нет. Единственное царство, которым иудеи владеют, – это Писание. До сих пор слово Ягве было перемешано со словами человеческими. Теперь же определено до последней йоты, что принадлежит к Писанию, что – нет. Созданы условия для сохранения комментариев ученых иудеев в веках. До разрушения Храма на передаче комментариев иным путем, чем из уст в уста, лежало проклятие. Иудеи сняли это проклятие. Иудеи занесли шестьсот тринадцать заветов на пергамент, чтобы Израиль мог опираться на них вовек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.