Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуизм

 

Очень сложная религия. Переживала очень богатую историю на протяжении нескольких тысячелетий, наслаивались разные влияния и разные пути и варианты.

 

Термин индуизм европ.происхождения, в индии называется - хиндутхарма. Не является единой монолитной религией, система самых разнообразных верований. В целом политеистичен, хотя отдельные школы существовали и существуют, крые говорят о пантеизме и даже о монотеизме. Главные божества - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти. Верховные боги индуизма. Основные понятия: дхарма - несколько значений, прежде всего - вечный моральный закон, во-вторых - нравственное социальное установление для праведной жизни, религиозный долг, индивидуальная дхарма человека - ритм развития его духовной жизни, определяемый внутренним законом в его душе. Другое понятие дхарма - общая сумма каждым живым существом поступков и их последствий, определяющее характер его нового рождения, перевоплощения, то, что при последующем перевоплощении будет переживать это существо.

 

Дхарма влияет не только на человека, но и на богов, животных и т.д. Прегрешивший в этой жизни человек м.родится в следующей жизни животным, растением, тем самым испытывая наказание за грехи в предыдущем перевоплощении, может родиться и человеком, но при этом его дхарма определяет испытания, которые ему выпадают. Например, совершивший изнасилование может стать женщиной, которая подвергнется изнасилованию, и наоборот - если ведет праведную жизнь, то может рождаться в индуистском раю и наслаждаться там разными благами.

 

Древнейшая национальная религия Индии. Истоки - ко времени харапской, протоиндийской цивилизации, 3-2 тыс.летие до РХ. Индуизм до сих пор сохраняет обычаи древнейших времен. В Индии есть многочисленные верования и религия, т.н.м. остается по преимуществу страной индуизма, культурное, политическое, социальное единство, ок.80% населения. Также Южная, Юго-В Азия, Непал, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия, ЮАР, др. страны. Одна из самых распространенных религий мира - 3-я после ислама. Христианство, ислам, индуизм, буддизм. Ок.700 млн.человек. В 20 веке индуизм перешагнул национальные границы, стал популярен в ряде стран Европы и Америки. Как религиозный феномен индуизм чрезвычайно сложен и противоречив, кажется запутанным и труднопостижимым. Надо принимать во внимание историю индуизма.

 

Индуизм пронизывает все сферы жизни - мировоззренческую, нравственную, юридическую, социальную и т.д. Умело сочетает крайности и приспосабливается к разным соц-полит условиям. Умея соединять несоединимое, облекаться в причудливую форму, порождает новые школы и течения. Эта пестрота существует в единых общих рамках и составляет цельную единую систему с едиными мировоззренческими установками. Это также очень живая религия, находит у подавляющего большинства живой отклик, живое религиозное чувство, в отличие, например, от того же ислама, хотя принято считать обратное. На самом деле подавляющее большинство мусульманских стран - в основном с секулярным в массе населением, крайне индифферентным к религии. В Индии не так, есть живой отклик в сердцах верующих. В мусульманских странах обычное явление, если по пятницам огромные мечети в 100 тыс. пустуют столицах.

 

1 период в становлении индуизма - формирование религии с 3 тыс.летия по 1 тыс.летие до РХ. Связано с протоиндийской цивилизацией и остатками иных доарийских верований. Протоиндийская цивилизация была важным звеном в цепи древних культур, со сложной мифологической системой. Культ плодородия, богини-матери. Мужской культ - буйвол на троне в окружении зверей. Образ матери - множество женских культов и ипостасей богинь. Богиня Шакти, жена бога Вишну. Рогатое божество на троне - прообраз Шивы. Аскетизм, йогическая практика - также восходят к культу Шивы. Культы животных и растений, камней, жертвоприношений и омовений в этом периоде - сохраняется и до наших дней. Элементы всплывали и позже в разных культах и направлениях.

 

2 период - ведийский, ведический. С конца 1 тыс.летия по 6 век до РХ. Связан с вторжением в Индию ариев - воинственных кочевых племен, принесли вместе с собой иной мир ритуальных и мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация клонилась к упадку и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (штат Пенджаб) и продвигались на северо-восток, подчиняя себе население и смешиваясь с ним. Ариям принадлежит самый ранний памятник индийской словесности, ведический канон, до сих пор авторитетные священные тексты. Делятся в индуизма на 2 категории - шрути (услышанное, откровение) и смрити (запомненное, предание). Первое намного выше и важнее, чем второе, хотя именно то, что входит в предание, на деле в большей степени оказывает влияние на простую религию. В шрути входят и открывают ее 4 веды, принесенные ариями в Индию. Ригведа, Самаеда, Иаджурведа, Иадхармаведа. Сборники гимнов - риг.., ритуальных песнопений, жертвенных формул и заклинаний соответственно. 3 первые веды относятся к священному знанию (веда, санскр. - как и русский корень, ведать, знать). Авторы вед - мудрецы риши, которые влили божественное знание во внутреннее созерцание и поведали смертным в гимнах. Знания об окружающем мире и месте человека.

 

Верховный бог Индра, громовержец. Убийство демона засухи Бритра, грозившего всем. Бог огня Агни, бог ритуального напитка Сома, Варуна - держал мировой закон, крый назывался рита. Солнечные боги Сури, Солитара и др. Женские божества - незначительное место. Мир состоял из трех сфер - населен богами, людьми и иными существами - вполне традиционное представление трехчастности. По трем сферам распределялись боги, числом 33, но на деле насчитывается больше. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - яджна. Во время него в жертву приносились жареное говяжье мясо и напиток сома. Ключевое явление - мировое древо, проникало во все части мира. Яжна - жертва, майя - магическая сила - и др.понятия. Впоследствии выросла сложная мифология.

 

Арии, когда захватили протоиндийцев, относились с презрением к верованиям этих народов, и в ведах есть осуждение некоторых ритуалов, но впоследствии арии смешались с индами, смешались и их религии, и некоторые из представлений, о которых говорят с презрением, все равно вернулись в индуизм и нашли закрепление в более поздних книгах Упанишадах. Впоследствии в зороастризме тоже будет такие явления - сам Зороастр отвергал, а его последователи все равно стали практиковать.

 

3 период - брахманизм, следующая ступень. С 6 по 2 в до РХ. Арии продвигались вглубь Индии, смешивались с населением, впитывали новые религиозные представления. Состав общества усложнялся, сложилась варновая, потом кастовая система, разделила общества на сословия, стала неотъемлемой частью индуизма. Сначала такие варны - жрецы (брахманы), воины - кшатрии, сюда же и правящая элита, князья и 3 - крестьяне. Впоследствии выросло в более сложную и жесткую кастовую систему. Новые касты и подразделения. Варна крестьян не воспринималась как низшее, в кастах стала уже низкой, хотя есть и более низкие. Переход из одной касты в другую невозможен, а только при следующем рождении. Раб - крестьянин - кшатрий - брахман.

 

Брахманы, знатоки жертв и ритуалов. Ведический язык стал непонятным для большинства людей и даже некоторых жрецов - потомков ариев. Ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и пантеон богов. Старались истолковать и утвердить в новых границах. Сведение всех видимых явлений мира и природы в политеизме к некоей единой сущности. Сборники инструкций по ритуалу, и по поведениям в реальной жизни. Эти тексты назывались брахманами, как и сами жрецы. Примыкая к ведам, они образовали особый класс священных текстов.

 

Шатопатха брахман. Картина мира была предельно ритуализованной, все воспринималось сквозь призму ритуалов, люди и вселенная. 2 уровня мир богов и людей. Символическая сторона усилилась. Начало стало пониматься как основа всех вещей в мире. Бог Раджапати, создатель всех вещей в мире. Персонифицированная творческая сила всего сущего, порождает мир и творит его. Концепция индуистской триады Тримурти - Брахма, Вишну и Шива - создание, разрушиние... - единое целое, общая божественная сила.

 

Кроме книг брахманов, возникли араньяки - лесные книги для лесных отшельников, удалившихся от мира и занятых постижением смысла ритуалов. Содержится не столько описание деталей, сколько рассуждение о смысле обрядов.

 

4 период - период Упанишад. Свыше 200 произведений, как особый класс текстов замыкают корпус священных писаний индуизма, написаны в гораздо более позднее время. Бриходараника Упанишада и Чхандоги Упанишада. Как и многие другие тексты, в целом Упанишады анонимны, но отдельные фрагменты связывают с именем того или другого авторитета. Определили характер философских систем в Индии. Букв.подсаживание ученика к учителю, т.е.передача сокровенных знаний. Тексты построены в форме диалога и адресованы ученикам, моделировали перестройку сознания учеников. Способ м.показаться непоследовательным, но имеют более интуитивную, чем логическую последовательность.

 

Отношение божества к миру рассматривается через всеединство. м.по разному персонифицироваться, но внеличностный абсолют - брахман. Не м.б.описан в терминах и постигнут логикой, определяется апофатически. Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность - человека и брахмана. Светлое духовное начало в человеке - атман. Атман находится в плену у стихийных мировых начал. Высшая цель человеческой жизни - освобождение атмана от уз мирского бытия для единосущности с брахманом, из забвения и неведения. Путем постижения правильного знания. Высшая заслуга, приносящая блаженство. К этому сознанию и подводят наставления Упанишад.

 

Также другие важные понятия - прана, тонкая жизненная энергия, пуруши - духовный принцип, крый противопоставляется материи (паракрити). Разрабатывается понятие кармы, причинно-следственной зависимости, сансары как цепи перевоплощений одного атмана в разных телах, круговорот жизней и смертей в его совокупности. Т.о., содержат богатый комплекс религиозно-философских идей, плод творчества многих веков. Центр внимания - не столько божественный мир, сколько человека. Одна из сакральных формул - та твам аси - я есть он, т.е.я есть брахман, высшая божественная сущность, "я есть то", т.к.он в смысле среднего рода, неперсонифицированный он.

 

5 период - с 7-6 в до РХ - 1 в до РХ (т.е.совпадают отчасти) - шраманский период. Поздний период. Жреческие школы интенсивно делились, разветвлялись. Это породило упадок ведического индуизма, брожение умов и течений. По большей части имели антибрахманскую направленность. Восставали против традиционной ведической религии. Шраманы - аскеты, подвижники, посвящали свою жизнь напряженному исканию истины, порывали с мирским обществом, часто странствовали, пытались собственными усилиями достичь истины без употребления того пути, крый предлагала ведическая религия. В это же время и в этом же контексте возникает буддизм, в этом потоке, и зороастризм. Появились учителя нового типа - были озабочены мировоззренческими проблемами, ставили под сомнение целесообразность всего ритуального комплекса. Сами следовали жесткому аскетизму и избегали ритуальности. Каждый шраман разрабатывал свое собственное учение и параллельно продолжали существовать брахманисты. Встречались на диспутах и были как бы лаборатории такие. Объединялись наподобие монашеских орденов. Большая часть групп вымерло, т.н.м.дали мощное развитие для последующих философских систем индуизма.

 

6 период - классический, с 1 в по РХ по 6 в по РХ. Отражен в традиции смрити, т.е.предания. Она противостоит традиции шрути не столько хронологически, сколько по смыслу. В нее входят ураны - древние предания, эпические произведения, а также некоторые дхармашастры - сочинения, излагающие основные заповеди индуизма о дхарме, т.е.нравственное учение о непреложном нравственном законе. А также возникает класс текстов ведант - фонетика, грамматика, этимология и астрология вед. Эпоса...куран. Махабхаята и Рамаяна - главные произведения эпоса, колоссальны по объему. Также почитаются как главные книги. Вырабатывались многие философские доктрины и принципы, отражает этап формирования индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Включены и философские и этические доктрины, а не только мифологические. Некоторые сопоставляют с ролью Нового Завета в христианстве.

 

Частью Махабрахаты является Бхагават-Гита. Бхагават-Гита построена в виде беседы-наставления, который дает князю Арджуни его возница Кришна, крый является воплощением бога Вишну, сошел, чтобы восстановить пошатнувшуюся карму.

 

Кураны - несколько десятков, самые авторитетные - 18 текстов. От космологии и теогонии до родословий царей и фактов реальной жизни. Кураны свидетельствуют, что индуизм в 1е века по РХ мощно развивался и стал господствующей религией, позже одержал победу над буддизмом и вытеснил его за пределы субконтинента. В 11 веке буддизм практически полностью исчез в Индии. С 15 века Индия была покорена мусульманами, пытались исламизировать населения, и не вполне преуспели. Хотя современные Пакистан и Бангладеш в большинстве мусульманские. Центр тяжести смещался в национальную сторону.

 

Течение бхакти - главная идея - всепоглощающая любовь между божеством и его поклонником человеком. В отличие от вед и брахманических текстах - эпосы стали доступны большинству, вкл. простолюдинов и женщин.

 

6-18 в - средневековый период. Рост движения бхакти. Главные объекты почитания - Вишну и Шива. Брахма отошел на задний план, ничтожно малое количество приверженцев. В.и Ш.не играли в ведических текстах знач.роли, но теперь выходят на первый план, национальная сторона доминирующая. Храмовое богослужение, паломничества, храмовые обряды, гимнотворчество. Огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

 

19 в до наст.времени - современный период. Комплекс перестроечных явлений - реформация или обновление. В то время была английской колонией, политические и идеологические сдвиги. Реформаторы - участники обществ брахма-самадж и ария-самадж - пытались очистить от поздних наслоений и восстановить древность. В итоге, как это обычно бывает, получилось то, что отличается и от того, и от другого. Сегодня индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и разрушение ценностей. Новые гуру, культы сооружений, мысли о единстве всех религий и мессианском значении индуизма.

 

Ритуальная практика индуизма

В индуизме на протяжении истории и в современной жизни в Древней Индии ритуалы занимали стержневое положение. Ритуалам отводилась значительная часть годового цикла времени. Они втягивали в себя весь коллектив и решали жизненно важные задачи. Основополагающее значение отводилось ритуалу жертвоприношения - яджня. Яджура-веда была руководством для жрецов, совершавших обрядовые действия и сопровождавших их чтением жертвенных формул, крые назывались иаджусы. Ритуальная деятельность стала ведущей формой их поведения, которая определила фактический тип религиозной культуры. Главное направление этого типа - общая предрасположенность осмысливать человека и его жизнь в категориях жертвоприношения. Вся жизнь человека осмысливалась как медленное, постепенное жертвоприношение, самопожертвование его богам. И финальной точкой в этом жертвоприношении считался жертвенный костер, на котором тело усопшего индуса сжигали. Весь стиль жизни индуса был отмечен ритуализированным характером. Ритуал был одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения и одновременно мощным эмоциональным механизмом. В индии существуют огромные своды описаний ритуалов - как домашних, личных, так и храмовых. Эти своды предусматривают мельчайшие детали ритуалов - как можно и как нельзя их совершать.

 

Важность ритуалов обусловлена индуистскими представлениями о природе человека. Человек состоит не только из материального, но и из тонкого тела, обиталища его - Атман. Правильный рост и формирование человека - не только и не столько физиологический, сколько мистический, духовный процесс. Этот процесс требует освящения, которое достигается через систему очистительных ритуальных действий, которые называются санкаре.

 

Помимо обязательных и желательных храмовых и домашних ритуалов каждый индус проходит через обряды жизненного цикла, которых насчитывается от 12 до 18. эти обряды отмечают весь земной путь человека, от зачатия до погребального костра. Самая ответственная ситуация жизненных переломов отмечается особыми ритуалами. Сложная ритуальная система связана с календарем. В ней описаны жертвоприношения, совершаемые во дни ново- и полнолуний, церемония сооружения жертвенного алтаря, обряды, посвященные богам и т.далее.

 

В Иаджурведе жертвоприношение - это центр всех стремлений и помышлений. Правильно исполненное, оно возвышает жреца почти до положения божества и вводит жертвующего в мир богов. Посредством жертвоприношения человек входит в божественный мир и получает возможность участвовать в делах, крайне важных для этого божественного мира, мира богов.

 

Центральным обрядом религии вед было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы. Оно сопровождалось обычно видениями, другими чудесами, вследствие чего ученые полагают, что это был галлюциногенный напиток.

 

Ведический ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся, видоизменялся и пантеон богов. Поэтому брахманы старались приспособить ведическое наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних границах. Все изменения в индуизме происходили на старом фундаменте ведических верований. Со временем ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных инструкций и разъяснений, которые регламентировали не только обряды в собственном смысле слова, но и широкую сферу поведения верующего. Как и сами жрецы, эти тексты стали называться брахманы. Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - шатапатха брахмана, составленный примерно в 8-9 вв до РХ.

 

Брахманическая картина мира имела главные черты ритуализованной картины бытия. С функцией брахманов, жрецов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение главного действующего начала всех ритуальных процедур и одновременно мистической основы всех вещей в мире.

 

В пантеоне на первый план выдвинулся в связи с этим бог-создатель Праджапаки, осмысленный как первооснова всего сущего, порождающий мир и хранящий его.

 

По содержанию к брахманам близки Араньяки, лесные книги, составленные аскетами-отшельниками, крые также в основном представляют собой толкование ритуалов, но уже эзотерическое, не практическое или догматико-рациональное, как в брахманах.

 

Культовая жизнь индуса в настоящее время состоит в исполнении домашних обрядов и поклонении богам, для чего в домах имеются алтари или маленькие комнаты, а также посещении храма, в котором индус получает даршан, т.е.лицезрение бога, представленного чаще всего алтарной статуей. Распространено паломничество, индивидуальное или с семьей по святым местам. И дома, и в храме индус совершает уджу - жертвоприношение, состоящее в приношении к изображению бога цветов, фруктов и благовоний (уджа). Часть этих приношений посвящается богу и остается в храме, другую часть брахман возвращает верующему в качестве освященной пищи. Специальных богослужений в индусских храмах не происходит, однако есть комплекс ритуалов по обслуживанию бога, его изображения, идола, включающих его пробуждение, омовение, одевание, кормление и так далее. При совершении этих процедур брахманы поют специальные гимны.

 

Крупным событием является храмовый праздник, на который стекаются многочисленные толпы народа.

 

Мы видим, что на протяжении всей истории развития индуизма структура изначального ведийского жертвоприношения переосмысляется и трансформируется во внутреннюю интеллектуальную операцию и кладется в основу ряда теорий. Сложный ритуал этого жертвоприношения заменяют простой и доступной уджей - приношением цветов и фруктов.

 

Тем не менее, за ведами в индуизме закреплено место высшего авторитета, некоего абсолютного начала, высшей ценности, несмотря на то, что смысл их постепенно утрачивался и утрачивается, их авторитет многими школами подвергался сомнению.

 

ЙОГА

Наиболее известная часть культурного наследия Индии.

Йога - система практических методов, которые по мнению индусов позволяют отделить бессмертную душу от материального тела, прекратить цепь перерождений и слиться с Брахманом.

 

Мы будем говорить только о йоге в классическом индуистском варианте и не будем касаться йогических практик джайнизма, буддизма, даосизма.

 

Комплекс йоги очень сложен, для овладения им требуется упорство, самодисциплина, пост.тренировки, умение поставить весь организм и даже его физиологию под контроль воли.

 

Слово йога имеет почти необъятное смысловое поле, в лучших санскр.словарях имеет более сотни значений, порой противополож. Происходит от санскр.корня Юй, и прежде всего означает "упряжка". Родственное русское слово - "иго". По мере складывания инд.культуры слово йога притягивает все новые смыслы, и обряз упряжки становится символом обуздания, соединения и управления. Затем слово стало употребляться в значении особого метода для управления сознанием. Именно в этом смысле слово употребляется в гимнах ригведы, где говорится, что Брахма, космический творец, преподал йогу Хираньягартхе, мистич.существу, золотому зародышу.

 

Слово йога стало применяться в связи с обучением, молитвой, исполнением жертв.обрядов. Смысл инд.богослужения состоял в поддержании мирового порядка мыслями, речьи и действиями участников богослужения - как жрецов, так и простых верующих. По крайней мере к 6 веку слово стало указывать прежде всего на какую-то основанную на теории практику, направленную на избавление от пут обусловленного ограничениями тела и ума.

 

В какие-то периоды йога как прикладное учение была распространена повсеместно, а в другие уходила в тень забвения. Например, в конце 19 в Макс Нюбер отмечал, что йога сохраняется в Индии чисто в практической и выродившейся форме. Но уже в нач.20 века началось бурное возрождение йоги и бурное проникновение ее на Запад, в Европу, Америку, и массовое увлечение йогой.

 

На всем протяжении исторического времени в Индии была устойч.традиция существования некоего слоя свободных мыслителей, подвижников и отшельников - риши, сатху, муми, яти и т.д. Для них подвижничество, познание истины, сохранение и передача знаний составляли смысл и содержание жизни. Преимущественно в этом кругу йога сформировалась как практика и как комплекс мировоззренческих понятий. Учитывая это происхождение йоги, неудивительно, что она во многом расходится с основными положениями вед. Так, если веды объявляют наилучшим путем достижения этого и того мира ритуал и выполнение своего сословного долга, то йога заявляет себя как способ индивидуальн.достижения освобождения. Если ведич.религию отличает вера в могущ.силу божественного слова, то йога стремится освободиться от слов как ограничений духа. Если в ведах то, что поддерживает вселенную и ведет к высшему знанию - это обряд и знание его сути, то йога последовательно выступает против внешней обрядности. Однако вместе с тем некоторые ведические обряды имеют сходство с упражнениями йоги, а именно - очищение постом и молчанием перед жертвоприношением, возжигание внутреннего жара или пыла подвижничеством и самоограничением, пребывание в неподвижности, повторение имени божеств и т.д.

 

При определенных обрядовых действиях жрец-брахман д.был также воспроизводить в уме, т.е.воображать тот образ божества и мифологическое событие, на крое намекали гимны или изречения свящ.книг. при этом он умом, как считалось, совершает половину жертвоприношения. Посредством обрядов происходило и очищение и упорядочение сознания самого жертвователя, преображение его личности.

 

Уже в Упанишадах м.найти некоторые важнейшие понятия последующей йоги. Для достижения как мирских, так и духовный целей применялись определенные молитвенные изречения - мантры. Поэтому само слово мантра производится от двух корней - "ман" и "тра" - и толкуется как орудие духа. В Брахманах, свящ.книгах появляются термины - йапа - повторение мантр, и майна - безмолвие не только словесное, но и мысленное, указывающее на созерцательные приемы йоги. Там впервые в записанной форме находится сакральный звук "ом". В Майтрайне Упанишаде ом отождествляется с Вишну, всеми богами, всеми жертвами и т.д.

 

В Брахмах и особенно в Араньяках внешний ведический обряд преобразуется во внутренний, что превращает его в созерцательную технику, в которой физиологические функции соответствовали жертвенным возлияниям и обрядовым предметам. Если в ведической жертве богам предлагалась сома, священный огонь, подношение пищи, то в подвижничестве в качестве жертвы богу предлагались телесные и мысленные проявления личности. Само дыхание часто отождествлялось с непрерывным жертвенным возлиянием богу. Идея внутренней жертвы была настолько всеохватывающа и плодотворна, что позволила сохранить в лоне брахманизма, а позже индуизма самых одержимых отшельников, аскетов и мистиков.

 

Принято считать, что слово йога впервые в его техническом значении встречается в одной из древнейших упанишад - Тайтири-упанишаде. Там говорится о различ.сущностях человека. Телесная, состоящая из разума, состоящая из распознавания и имеющих вид человека. Вера - его голова, праведность - правый бок, истинность - левый бок, йога - тело, великая поддержка и опора.

 

В Катха-упанишаде впервые дается четкое определение йоги: твердое удержание чувств считается йогой. Тогда человек становится внимательным, его собранность приходит и уходит.

 

Первое развернутое, хотя и краткое описание техники йоги появляется в Шветашватара-упанишаде, одной из средних упанишад. Там, в частности, описывается: тремя поднятыми частями, установив ровно тело, сердце, чувства и ум поместив, на ладье блага пусть сведущий преодолеет все потоки, несущие страх, сдерживая здесь дыхание согласованным движением пусть дышит слабым дыханием через ноздри сведущий, бдительный пусть удерживает ум, запряженную дурными конями повозку. На ровном, чистом месте без камешков, огня и песка, поддерживаемый приятными звуками, водой и прочим благоприятным уму, не раздражающим взора, в тайном безветренном месте пусть он упражняется.

 

Примерно в одно время со средними упанишадами, к крым относится Катха и Шветашватара, был создан пожалуй самый извест.письм.памятник Индии - Бхагават Гита. В то время изощренная ведическая обрядность брахманов перестала удовлетворять людей, предпочитавших искать истину самостоятельно. Произошла некая религиозно-философская переоценка, в результате которой у брахманизма появились противники - буддизм и джайнизм, и реформаторы, взгляды крых выразила Б-Гита, ставшая как бы новым заветом индуизма.

 

Хотя БГ не относится к шруте и священному писанию, а только к шмрите, преданию, она традиционно называется упанишадой. В Б-Гите йога - не самоцель, а средство соединения с богом, поэтому в ней нет развернутого изложения ее приемов.

 

Б-Гита дает несколько определений йоги. В частности, йога - это ровность в успехе и неуспехе, самое тайное, спокойствие и стремление к страданиям. Описываются различные пути йоги. "Если же мысль твердо на мне установить ты не можешь, - говорит бог Кришна, - посредством упражнений старайся меня достигнуть. Если к упражнению ты не способен, посвящай дела мне. Так для меня совершая дела, совершенства достигнешь. Если не можешь совершать дела, ко мне сообщением приникнув, откажись от всех плодов действий, и действуй, собою владея".

 

Также Б-Гита содержит описание практических действий, например: "в чистом месте себе устроив устойчивое сиденье, не высокое и не низкое, покрытое травой, шкурой лани и тканью, там к одному ум сведя, подчинив сознание и чувства, воссев на сиденье, пусть предастся самоощущенью. Туловище, шею и голову держа неподвижно и ровно, стойкий взор устремляет на кончик носа, в сторону не отвлекаясь". Или: "заключив сознание сердца, закрыв чувствам все двери, к макушке дыхание направив, утвердясь в средоточии, лишь слог ом повторяя, вспомни, что я - благо, что приходит к отказу от тела, идет путем высшим".

 

Конечная цель, освобождение, формулируется и формируется в Б-Гите по-разному. Или как достижение безличного брахмана, либо как отсоединение духа - пуруши - от природы, материи - пракрити. Б-Гиту м.рассматривать как собрание мантр и систем обрядов, каждый из которых м.стать предметом усиленного сосредоточения практикующего йога. Чтение и изучение Б-Гиты само по себе является упражнением в йоге, действенный способ упорядочения сознания и управления им.

 

Следующий этап раскрытия и формирования учения о йоге - это создание йога-сутры. Сутра - это особый весьма распространенный с 5 в до РХ и доныне жанр индийского философского произведения. Санскритская "сутра", однокоренное с русским "суть" - означает нить, на крую нанизываются бусины ожерелья или четок. Таким же образом на определенную тему нанизаны сутры, представляющие собой краткие изречения или формулы, часто связанные собою не грамматически, не логически, а мнемотехнически. Каждое такое изречение - это в сущности свернутое до краткого тезиса наставление, искусно даваемое учителем и требующее подробных толкований.

 

Поэтому сложилась богатая традиция объяснений древних текстов последующими религиозными и философскими авторитетами. Самым известным и авторитетным толкованием является Йога сутра Патанджале с толкованием Вьясы. О самом авторе и времени создания Йога сутры точных сведений нет. Один из средневековых комментаторов, Бходжа, считает составителемя Йога сутры и грамматика Патанджале, жившего во 2 в по РХ, одним лицом. В правильности такого отождествления некоторые западные исследователи сомневаются, датируя текст от 4 в до РХ до 4 в по РХ.

 

Патанджале назвал излагаемую им систему Йога Даршана - букв.мировоззрение Йоги, тем самым как бы подчеркивая ее обобщающий характер. Патанджале является в значительной степени собирателем и оформителем предыдущего теоретического и практического опыта йоги.

 

Текст Йога сутры состоит из 196 формул, разделенных тематически на 4 главы. Глава о свершении, глава о практике, глава о необычных проявлениях и глава об обособлении. Йога Даршана строится на учении религиозно-философской школы санхи. В этой школе мир рассматривается как сцена, на крой развертывается драма отношений между вечным духом, пуруша, и собезначальной с ним материи, пракрити.

 

(В Индии существовало и теоретически существуют до сих пор шесть религиозно-философских школ, которые разбиты попарно. Йога тоже считается одной из таких школ, и йога находится в связке с санкхе. При этом санкхе отводится теоретическая часть, а йоге - практическая. Но при этом йога и санкхе находятся в неразрывном соединении, они имеют общие источники, общую мировоззренческую базу и отличаются только акцентами).

 

Причиной этой драмы между пуруши и пракрити является неведение - авиге, которое заставляет пурушу полностью увлечься спектаклем и удерживает постоянный неизменный дух в состоянии забвения своей сущности и отождествления себя с изменчивыми проявлениями природы, пракрити. Поэтому для этого духа пуруши, связанного явлениями, высшей целью является освобождение или обособление от природы, пракрити, и это обособление достигается посредством разрушения неведения, а это в свою очередь достигается познанием своего коренного отличия от пракрити и осуществлением себя как чистого самосознания.

 

Философия санкхи предлагает в качестве средства достижения конечной цели метод умозрительного расчленения явлений и аналитического умозаключения. Само слово санкхи буквально означает расчет, разбивка, и по смыслу близко по к понятию "анализ".

 

Поучения йоги, основываясь на той же мировоззренческой базе, дают способ достижения такого состояния ума, при котором отвлеченные понятия санкхи становятся непосредственной очевидностью.

 

Как правило, в качестве самого известного определения йоги выступает 2-е изречение йога-сутры. "Йога - это прекращение мыслеверти", круговорота мысли. Исходной точкой медитации в йоге (именно посредством медитации достигается прекращение круговорота мысли, ассоциаций и образов) является концентрация на одном объекте, причем не имеет значения, является ли этот объект физическим - например, им м.быть пространство между бровями, кончик носа или нечто светящееся и т.д., или же это может быть мыслью (какая-либо отвлеченная теория или метафизическая истина), может это быть и тем или иным богом индуистского пантеона. Важно именно научение концентрирования на одном объекте.

 

Такое непрерывное целеустремленное концентрирование на одной точке называется экаграта. Непосредственным результатом экаграты является незамедлительный и точный контроль за всеми отвлекающими факторами и автоматизмами, которые преобладают в обычном сознании, или, точнее говоря, составляют это обычное сознание. Человек проводит свою жизнь под властью ассоциаций, позволяет командовать собой разнообразным импульсам, крые являются внешними по отношению к нему. Чувства непрерывно вводят в сознание объекты, крые господствуют в нем и изменяют его в соответствии со своей формой и интенсивностью. Ассоциации рассеивают сознание, и страсти делают его неистовым. И первейшей обязанностью йога является думать так, чтобы не позволить себе думать по естественным, привычным для сознания ходам. Вот почему йогическая практика начинается с экаграты, края сооружает плотину на пути привычного ментального потока.

 

Экаграта м.быть достигнута только посредством практики многочисленных упражнений и техник, которым в физиологии придается первостепенное значение. Например, человек не м.достигнуть экаграты, если он сидит в утомительной для него или просто неудобной позе или если он беспорядочно и неритмично дышит. Поэтому йогические техники включают несколько категорий физиологических практик и духовных упражнений, крые называются ангас - члены. Эти ангас следует изучить и пройти, если человек стремится к достижению экаграты.

 

Вся система подготовки человека, практикующего йогу разделяется на 8 этапов, 8 членов.

1 член. Йама - т.е.воздержание. йогист д.быть сдержан во всем, уметь себя ограничивать в пище и других жизненных удобствах, подавлять половые инстинкты, отказываться от ненужного расходования жизненной силы, быть сосредоточенным и самоуглубленным.

 

Йама состоит в соблюдении 5 принципов - ахимса, ненасилие, воздержание от всех видов насилия и использования его плодов. Сатья - правдивость, астея - неприсвоение чужого (не просто несовершение кражи? но и подавление и изгнание и самого желания обладать чем-либо чужим), брахмачария - воздержание от половых отношений, и апариграха - неприятие даров йогистом как отсутствие стимула, связи с к-либо обществом, к-либо зависимости от внешнего общества.

 

Характерно, что духовная борьба йога с любым из препятствий, которые стоят перед ним на этом пути, является магической по своему характеру. Посредством строгого исполнения предписаний йог приобретает магическую силу - ситхи. И каждый соблазн, крый йог преодолевает, эквивалентен приобретаемой им силе. Эти силы, разумеется, не этические, а магические. Преодолеть соблазн означает для йога не только очиститься в негативном смысле слова, отбросить, но и приобрести нечто подлинное, позитивное. Йог распространяет посредством этого свою власть на то, что он начал преодолевать. И более того, наступает момент, когда он начинает овладевать не только объектами, от крых он отрекся, но и магическими силами, несоизмеримо более ценными, чем все объекты как таковые.

Например, говорится: К тому, кто утвердился в честности - астея, приходят все сокровища.

 

2. Ниама - выполнение предписаний, обязанного. На первый план выходит ахимса, в т.ч.в виде вегетарианства, отказа от мясной пищи. Строгое соблюдение вегетарианства означает, что человек добился гармонии мысли, слов и поведения, стал внутренне дисциплинированным. Это основной принцип, почему отказываются от мясной пищи. Наши кришнаиты часто м.говорить, что якобы если придерживаться идеи переселения душ, то мы можем потреблять мясо умерших предков. Но это совершенно несерьезно с т.зрения самого индуизма, т.к.переселение душ затрагивает и растительный мир точно так же, и потребляя растительную пищу, сами индусы могут потреблять души своих умерших родственников, крые м.по их представлениям переселиться в эти растения.

 

Первое правило ниамы - очищение, чистота. Следует содержать свое тело чистым путем регулярных омовений и употреблением т.наз. чистой пищи. Если кто ест пищу нечистую, грубую, мясную, то его ум не будет восприимчивым к тонким созерцательным переживаниям, ибо условием для созерцания является чистый и ясный ум. Это правило также предполагает избавление ума от грязных чувств и мыслей.

 

3. Асана - упражнения для тела. На этом этапе разучиваются позы, закаливающие тело и обеспечивающие управление им. Тело йога действительно становится крепким, йоги не болеют и как правило, долго не стареют.

 

4. Пранаяма - дисциплина дыхания. Йоги стремятся добиться глубокого ритмичного дыхания, научиться задерживать его без ущерба для здоровья.

 

5. Пратьяхара - дисциплина чувств. Умение отключить органы чувств и не реагировать на раздражители внешнего мира.

 

6. Дхарна - дисциплина ума. Йог сосредотачивает свое сознание на каком-то нужном ему явлении. Это м.быть часть его тела или само божество. Брахманизм понимает эту стадию как первый шаг к состоянию святости, слияния с абсолютом, брахманом. Дхарна д.остановить ум на одном предмете или внутреннем объекте созерцания, исключая все другие. Когда состояние дхарны достигнуто, ум удерживается на избранном предмете произвольно.

 

7. Дхиана - созерцание. Второй шаг на пути к брахману. Сосредоточенная мысль все более углубляется, становится отвлеченной и рациональной, и как утверждают поклонники йоги, доходит до познания реальной первоосновы мира.

 

8. Самадха - транс, экстаз. Последняя стадия достижения цели, к крой направлен йог. На этой стадии духовное я человека, пуруша, освобождается от тела, пракрити. Наступает блаженство, мокша. В этот момент, как считают йоги, карма уничтожается, и земные перерождения больше невозможны. Согласно йога-сутры, самадха происходит, когда ум без остатка погружается в объект созерцания, и сознание заполняется светом умосозерцаемой формы. При этом прекращается деятельность сознания, отделяющее я от не-я, т.е. в сознании снимается последнее и главное противопоставление субъекта и объекта.

 

Т.о., вы можете составить себе представление, насколько сильно отличается аскетическая и мистическая практика индуистских аскетов и йогов от православного подвижничества. Если православное подвижничество направлено на устранение от негативных помыслов, от бесовских и самочинных помыслов, то йогическая практика направлена на устранение всех мыслей как таковых и самого аппарата мышления. М.сказать - вместе с водой выплескивая и ребенка. Христианское подвижничество и христианская аскетическая практика представляется здесь более естественной, не уродующей и не насилующей человеческой природе и сознанию, но содействующей ее очищению и устранению последствий грехопадения.

 

Особенность христианской молитвы и отличие ее от медитации и медитативных практик - йог своей цели достигает посредством собственных усилий по рассредоточению, по дисциплине ума, уничтожению мыслительных функций. Православный подвижник всегда и в цели и в средствах ориентирован на личное взаимодействие с личным Богом - Христом. Брахман же, с крым ищет слияния индус - безличностен, соответственно, не имеет воли, соответственно, его воля не нужна и не м.участвовать в процессе духовного восхождения или нисхождения йога, этой цели он достигает самостоятельными усилиями.

 

Многие инд.авторитеты - что путь йоги доступен лишь для немногих. Йога-сутра остается эталоном, нормативным текстом йоги, крый толкуется и перетолковывается, от крого отталкиваются другие учения йоги. Многие из идей, понятий, терминов йога-сутры принимаются другими ветвями йоги. В Индии изучение йога-сутры входит в систему традиционного образования даже в светских учебных заведениях.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ИНДУИЗМА

Филос-религиозные школы - школы в форме крых интеллектуально и догматически существует индуизм. Инд.философия представляет собой совокупность филос.теорий всех инд.мыслителей, преимущественно древних, теистов и атеистов. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды крых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.

 

Такой характер инд.философии привел к образованию основного метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать собственную теорию, философ сначала должен установить т.зрения своего оппонента, это установление доводов оппонента д.быть первоначальной точкой зрения. Затем следует ее опровержение и наконец изложение положений и доказательств своей позиции, которая поэтому называется последующей точкой зрения или выводом.

 

Согласно традиционным принципам классификации, принятой большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы инд.философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальная - астика, и неортодоксальная - настика. На совр.инд.языке слова астика и настика означают соответственно теист и атеист. Однако в философской литературе, написанной на санскр. словом астика обозначали тех, кто верит в авторитет вед или тех, кто верит в жизнь после смерти. Настика - соответственно означает противоположное.

 

Шесть ортодоксальных школ относятся к астике и одна школа (чарвака) - к настике, во всех смыслах этого слова.

К первой группе, которая собственно и составляет религиозно-философский пласт индуизма, относятся шесть главных философ.систем, крые называются: меманса, веданта, санкхе, йога, ньяя, воешешика. Принципом ортодоксальности является признание авторитета вед, а не вера в Бога. Так например, хотя школа меманса и санкхе отрицают существование Бога как Творца мира, они все же считаются ортодоксальными, т.к.признают авторитет вед и признают жизнь после смерти.

 

Кроме этих главных ортод.систем, имелись в истории и менее значительные орт.школы, крые мы не будем рассматривать.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом 3 школы - чарвака - материалистич.школа, также буддистская и джайнистская.

 

В Индии существовал ряд школ, крые хотя и не возникли одновременно, но параллельно существуют на протяжении столетий. Даже в наши дни м.найти в различных частях Индии последователей основных философских школ, хотя развитие индуистской философии в связи с происшедшими в 20 веке социально-политическими изменениями почти прекратилось.

 

Каждая фил.школа считала своим долгом рассматривать все возможные возражения, выдвигаемые против ее взглядов. Эта постоянная взаимная критика вызвала появление в Индии многочисленной филос.литературы. Веды были прямо или косвенно связаны с большинством филос.идей. В ортодокс.школах, близких к ведам и упанишадам, мы находим так называемые сутры, представляющие собой определенный жанр фил-рел.произведения. Слово сутра этимологически значит нить и как произведение представляет собой ряд кратких заметок для памяти. Состоит она из собрания своеобразных афоризмов, входящих в соответствующие тематич.главы и отделы целого произведения. Сутры отличались краткостью, поэтому смысл их был не всегда ясен. Отсюда возникла необходимость составлять комментарии на сутры, крые объясняли их и истолковывали. Эти основные комментарии назывались мхашьи.

 

Общие черты всех индийских философских систем.

Хотя они отличались разнообразием взглядов, можно обнаружить в них общие черты. Вкратце эту общность можно назвать общностью моральных и религиозных взглядов. Основным моментом сходства является факт, что все системы рассматривают философию как практическую необходимость и развивают ее как руководство к достижению наилучшей жизни. Суть филос.мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни. Поэтому у индийских писателей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека.

 

Движущей силой каждой системы является идея, возникшая из душевной тревоги мыслителя по поводу зла, царящего в мире. Философия индуизма стремится понять источник этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеч.жизни с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий. Четыре благородные истины, составляющие сущность просветления Будды, обобщают и выражают собой те взгляды, которые в известном смысле присущи каждой школе инд.философии, а именно:

 

1. Есть страдания. 2. Есть причина страдания. 3. Есть возможность прекращения страдания. 4. Есть пусть прекращения страдания.

 

Кроме этого, на протяжении всей истории инд.философии господствует вера в вечный моральный порядок, края разделялась всеми школами, за исключением чарваки. Эта вера в некий закон, крый устанавливает упорядоченность и справедливость, и действие крого распространяется на богов и на все созданное. Он пронизывает собой Ригведу, края именует этот нерушимый вселенский порядок рита. Эта идея постепенно оформляется в общую концепцию кармы, края разделялась всеми индуистскими школами. В своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие им последствия в его жизни. Это общий моральный закон, крый управляет жизнью и судьбой не только всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира. Слово карма - означает как сам закон, так и силу, края приводит его в исполнение. Представители некрых систем инд.философии, например, ньяя и вайшешеки, считали, что закон кармы находится под руководством и контролируется Богом, верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. В некрых других школах, например, санкхе или мемансы, закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство вселенной м.объяснить с помощью закона кармы без предположения о бытии Бога. Вера в вечный моральный порядок побуждает инд.мыслителя рассматривать существующее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, крое д.прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий. Определение судьба - это ни что иное как общая сила прошлых поступков. Она м.быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики.

 

Следующий общераспространенный взгляд, крого придерживаются все индийские мыслители, заключается в том, что незнание реальности является причиной зависимости и страданий человека и что увождение от этого состояния не м.б.достигнуто без познания реальности, т.е.реальной природы мира и самого себя. Словом зависимость обычно означают процесс рождения и перерождения, а также последующие несчастья и страдания, крым подвергается индуист. Отсюда понятие освобождения, мокша, означает остановление этого процесса. Освобождение - это предельная цель и состояние совершенства. Чтобы сделать понимание реальности устойчивым и эффективным для жизни, считалось необходимым выполнить два требования - сосредоточить свое внимание на изучаемых истинах и контролировать себя в практической жизни. Необходимость сосредоточенности и размышления привела к развитию тщательно разработанной техники, полностью выраженной в системе йоги. Но применение йоги в смысле своей:посредством самоконтроля свойственно не только последователям школы йоги, в той или иной форме оно встречается и в других школах.

 

Чарвака

В инд.философии слово чарвака означает материалист. Достоверным источником знания последователи системы чарвака считают только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия источники познания - такие как вывод, свидетельства др.лиц и т.д. - ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому человек не д.верить ничему, кроме того, что он непосредственно познает через восприятие. Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из 4 элементов материи - воздуха, огня, воды и земли, в существовании крых мы м.убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериального вроде души человека. Человек также целиком состоит из материи. Поэтому продолжение существования человека в к-либо форме после его смерти бездоказательно. Существование Бога также является мифом. Бога нельзя воспринять с помощью никаких органов чувств. Мир есть не Божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов. Поэтому основной целью жизни разумного человека д.быть наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни. Хотя эта школа атеистическая, необходимо иметь о ней некрое представление, поскольку ее философия, взгляды, система аргументации оказала влияние на теистические, собственно индуистские ортодокс.школы, каждая из крых рассматривала и уделяла внимание т.зрения чарваки.

 

Ньяя

Школа б.создана неким мудрецом Гутамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Ньяя признает наличие 4 источников истинного познания: 1. Восприятие. 2. Вывод. 3. Сравнение. 4. Свидетельство.

 

Единственным познанием в школе ньяя служит Я человека, тело, чувства, их объекты, познавательная способность, ум, повторное рождение, страдание, освобождение от страданий. Филос.школы ньяя стремится избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению я человека отличается от тела и ума. Тело - лишь сложная субстанция, состоящая из материи, а ум - это тонкая, неделимая и вечная субстанция. Он служит душе инструментом для восприятия психич.явлений. Освобождение согласно ньяи, означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. В школе ньяи не считают, что освобождение есть состояние счастья или блаженства, т.к.нет удовольствия без страдания, как не бывает света без тени. Т.о., освобождение - это только избавление от страданий, а не удовольствие или счастье.

 

Существование Бога доказывают в системе ньяя при помощи нескольких аргументов. Бог есть Первопричина творения поддержание существования и разрушения мира. Он сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов пространства, времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы индивидуальная душа могла наслаждаться удовольствиями или испытывать страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в другой жизни, в иных мирах. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия Бога гласит: все вещи мира, как например горы и моря, поскольку они состоят из частей, являются следствием. Следовательно, они д.иметь своего Создателя как первопричину. Творец мира д.обладать разумным духом, неограниченной силой, мудростью, и быть способным к поддержанию морального порядка во всем мире. Бог создал мир не для какой-то своей собственной цели, а для блага всех живых существ. Но это не означает, что в этом мире д.быть только счастье и не м.быть несчастья. Раз индивиды имеют свободу воли, они будут действовать в соответствии с добрыми или злыми намерениями, и тем самым приносить самим себе счастье и несчастье. Однако под любящим и мудрым заботливым руководством божествен.существа все индивиды смогут рано или поздно могут достичь истинного познания самих себя и мира и тем самым окончательно освободиться от всех страданий.

 

Надо сказать, что из всех инд.религ.школ школа ньяи наиболее близка к христианству. Есть даже мнение, что на формирование ее философии оказало значительное влияние распространившееся в Инд.в средние века христианство.

 

Вайшешека

Вайшешека была основана мудрецом Канадой, настоящее имя крого было Улука. Родственна системе ньяи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты, создания, весь мир под 7 категорий: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Существуют 9 видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Первые 4 субстанции состоят из 4 видов атомов - земли, огня, воды и воздуха, поэтому являются невидимыми и неделимыми частицами материи, несотворенными вечными сущностями. Эфир, пространство и время - неосязаемые субстанции, каждая из крых является единственной, вечной и всеобъемлющей. Двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действия - воля Бога, направляющая их перемещение в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимому моральному достоинству индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Что же касается теоретических положений системы вайшешеки о Боге и освобождении индивидуальной души, то они в сущности те же самые, что и в системе ньяи.

 

Санкхе

Создание санкхе приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух не зависимых друг от друга первичных реальностей - пуруши, я, и пракрити, материи. Пуруша - это некое разумное начало, у крого сознание является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это я, совершенно отличное от тела, чувств и ума. В учении санкхе мир рассматривается как сцена, на которой развертывается драма отношений между вечным духом, я, пурушей и собезначальным с ним пракрити. Причиной этой драмы является безначальное неведение, авидья, крое заставляет пурушу полностью увлечься этим спектаклем и удерживать неизменный дух в состоянии забвения своей сущности и в состоянии отождествления себя с изменчивыми проявлениями природы. Поэтому для такого связанного явлениями духа высшей целью является его освобождение или обособление от природы, достигающее разрушающим неведение познанием собственного коренного отличия от него и осуществлением себя как чистого самосознания. Освобождение от природы происходит вследствие осознания себя как отделенного от нее во всех смыслах. Философия санкхе предлагает в качестве средства достижения конечной цели метод умозрительного расчленения явлений и аналитического умозаключения. Как только человек полностью осознает разницу между я и не-я, включающем тело, чувства, ум, интеллект - я человека выйдет из-под влияния радостей и печалей жизни и найдет покой в себе самом, став бесстрастным наблюдателем событий внешнего мира и не вовлекаясь в них. Это и будет состояние освобождения, согласно санкхе, и свобода от страданий. Такого состояния м.достичь или при жизни в этом мире, или после смерти в другом мире. Для достижения необходимо пройти долгий путь воспитания в духе:преданности и постоянного размышления о том, что я есть чистое, вечное сознание, не зависимое от комплекса ума, тела и установленного порядка вещей, его пространственно-временных и причинных отношений.

 

Что касается проблемы бытия Бога, то филос.санкхе отвергает всякую веру в Божественное. Согласно этой системе, бытие Бога не м.быть доказано никаким образом. Теория пракрити является для последователей санкхе достаточно обоснованной причиной мира как целого. Бог как вечный и неизменный дух не м.быть творцом мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина д.измениться и превратиться в это следствие, согласно санкхе. Некрые авторы и комментаторы санкхе, впрочем, пытаются доказать, что эта система допускает существование Бога как верховного существа, Который является лишь свидетелем, а не создателем мира.

 

Йога

Основатель йоги считается мудрец Патанджале. Йога близко примыкает к санкхе, разделяет теорию познания и метафизику санкхе, но к этому дополнительно признает бытие Бога. Особый интерес эта система представляет в виду своеобразного характера практики йоги - средства достижения распознавать истинное значение, крое д.быть существенно важным условием освобождения. Согласно этой системе йога означает прекращение всех функций ума. Система йоги называется также теистической санкхе, в отличие от традиционной санкхе, края считается атеистической.

 

Филос.йоги считает Бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог - вечное существо, всеобъемлющее, всеведущее, совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия Бога. Все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, д.быть и совершенное знание - всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть Бог. Соединение пуруши с пракрити закладывают основы дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пуруши или пракрити, поэтому д.быть такое верховное существо, крое было бы в состоянии устанавливать отношения между пуруши и пракрити в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

 

Меманса

Меманса была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание индийского ведического ритуализма. Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мемансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведением к-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мемансе, веды вечны и существуют самостоятельно. Написанные и распространяемые веды - это лишь временное проявление их через особых пророков. В доказательство обоснования вед школа мемансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, края должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия - говорят последователи менсы - возникает знание, когда:объекты и все вспомогательные условия, происходит восприятие; когда имеются достаточные данные, делается вывод. В каждом из описанных случаев полученное знание претендует на истинность, и человек принимает его без возражений, если же существует к-либо причина для сомнений, то знания совсем не возникает, т.к.отсутствует вера. Подобно этому при чтении вед человек получает одновременно и знание, и веру в то, о чем они говорят.

 

Достоверность ведического познания также самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают к-либо сомнения, то они устраняются аргументами, приведенными в книгах последователями мемансы, и после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю. Авторитет вед становится т.о. неоспоримым. Все, что веды предписывают выполнять - правильно, все, что они запрещают - неправильно. Долгом каждого человека является следование этим предписаниям. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, д.исполняться не из расчета в получении к-либо награды, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, крые возможны только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожают карму и делают возможным наступление освобождения. Состояние освобождения понималось в мемансе как одно из состояний ничем не омраченного небесного блаженства. Однако позднее меманса стала представлять себе освобождение уже как нечто отрицательное - как прекращение рождения, а потому и всех страданий. Душа д.рассматриваться как бессмертная вечная субстанция. Создатели философии мемансы не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда оно соединяется с телом и когда к-нибудь объект находится перед органами познания. Освобожденная, покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью. Душа, находящаяся в теле, обладает различными видами познания. Школа мемансы верит в реальное существование физического мира на основе его восприятия. Философы этой школы верят также в реальное существование души, но они не признают существование верховной души, Бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, крый правит миром. Философы школы мемансы утверждают также, что когда какой-нибудь человек выполняет к-либо ритуал, в его душе возникает некая потенция, края в будущем в благоприятный момент принесет свои плоды. Засчет этой потенции, порожденной в душе исполнением обрядов в настоящем, можно будет наслаждаться плодами в будущем.

 

Веданта

Эта система выросла из Упанишад, и называется ведантой, т.е.завершение вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Ее основные положения изложены в брахмасутре, крую составил мудрец Бадараяма. Брахмасутра систематизировала учение упанишад, позднее она вызвала комментарии последующих авторов веданты, наиболее значимые из которых - Шанкра и Рамануджа. Из всех индийский систем веданта оказала наибольшее влияние на индийскую мысль и продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии до настоящего времени.

 

Идея существования некоего верховного лица, крое объемлет вселенную и все-таки находится вне ее, выражена в одном из гимнов ригведы. Все объекты вселенной, одушевленные и неодушевленные, изображаются здесь как части этого верховного лица. В Упанишадах это единство всего существующего нашло свое выражение в безличной концепции единой реальности, или в концепции единой безличной души, единого безличного брахмана. Мир берет свое начало из этой реальности, покоится в ней и возвращается в нее при своем разрушении. Реальность многих частных объектов, воспринимаемых из вселенной отрицается ведантой и утверждается их единство в единой реальности. Все есть Бог - душа есть Бог, нет множественности. Этот бог, безликий бог - есть реальность, бесконечное сознание и блаженство. Шанкара интерпретирует упанишады и брахмасутру в духе чистого монизма. Бог - единая реальность не только в том смысле, что нет ничего кроме Бога, но также и в том, что множественности нет и в самом Боге. Шанкара считает, что признаки существования только единой реальности и д.объяснить мир не как реальное творение, но как видимость, прежде всего видимость, крую Бог вызывает в нашем воображении посредством непостижимой магической силы майи. Человек воспринимает многие объекты в едином Брахмане в состоянии неведения, не позволяющем увидеть реального брахмана. Неведение придает невидимому реальному брахману видимость многих объектов. Для того же, кто не обманут искусством волшебника и не поддается его трюкам, волшебник перестает быть волшебником и теряет свою магическую силу. Подобным же образом для тех, кто не видит в мире ничего кроме Бога, Бог перестает быть обладателем майи, силы, производящей призраки. К этой реальной точке зрения можно прийти лишь при условии устранения неведения, а устранение неведения м.быть устранено лишь путем усвоения знаний, преподанных ведантой. Необходимо установить контроль над чувствами и умом, отказаться от тех привязанностей к объектам, имея в виду их преходящий характер и горячо желать освобождения. Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя, стараясь при этом усвоить изложенн

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтоизм | Буддизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.23 сек.