Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туристский рынок




Таблица 1.1

Классификация туристских предприятий

 

Под турфирмой подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере купли-продажи туристских услуг. Турфирмы не являются производителями туристских услуг, они выступают лишь в качестве посредников между потребителями и поставщиками туристских услуг. Однако они играют решающую роль в организации туристских путешествий.

Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры, или как туристские агентства.

Туроператор (touroperator) – туристское предприятие, которое занимается комплектацией туруслуг производителей (гостиниц, транспортных компаний и т. д.) в новый самостоятельный туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоятельно, либо через посредников.

Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно классифицировать следующим образом:

1. По размерам:

крупные туроператоры – предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год;

средние туроператоры – предприятия, услугами которых пользуются от 30 до 100 тыс. человек в год;

мелкие туроператоры – предприятия, услугами которых пользуются менее 30 тыс. человек в год.

До распада СССР в стране функционировали три основных туроператора-монополиста.

Центральный совет по туризму и экскурсиям – основной туроператор по внутреннему туризму. В 1969 г. объем обслуживания этой организации составил 7,2 млн туристов и 28,5 млн экскурсантов, объем услуг – 202,5 млн руб.

Бюро молодежного туризма «Спутник» – основной туроператор по международным и внутренним путешествиям.

«Интурист» – основной туроператор по иностранному (въездному и выездному) туризму. За период с 1976 по 1980 г. с его помощью страну посетило примерно 50 млн иностранных туристов из 162 государств и около 40 млн граждан СССР побывали в 142 государствах.

Новая конкурентная среда заставила бывших монополистов приспособиться к конъюнктуре современного туристского рынка, пройти реорганизацию и структуризацию.

В настоящее время туристские фирмы в своей основной массе входят в число предприятий малого бизнеса. Для их создания не требуется больших инвестиций, дорогостоящих производственных фондов. Годовой оборот первой сотни российских туроператоров (без учета продажи международных перевозок) колеблется от 1-2 млн долл. на нижнем уровне до чуть более 100 млн долл. на верхнем уровне. По данным, опубликованным в российской прессе («Туринфо»), в 2003 г. лидерами по сумме годового оборота были турфирмы: «Инна Тур» (133 млн долл.), TEZTOUR (125 млн долл.,), «Интурист» (80 млн долл.) и др. При этом туроператорской деятельностью на начало 2004 г. занимались 5,1 тыс. турфирм.

2. По виду деятельности:

♦ операторы массового рынка (многопрофильные туроператоры) – это туроператоры, продающие турпакеты в места массового туризма с использованием чартерных авиарейсов (например, «Натали Тур», «Инна Тур», «Стар Трэвел» и др.);

♦ операторы, специализирующиеся на определенном сегменте туристского рынка (монопрофильные туроператоры): клиентуре, направлениях, перевозке пассажиров определенным видом транспорта, целевой направленности путешествий, средствах размещения (например, «Библио-Глобус» – специализирующийся на Кипре, «Мальтийский клуб» – Мальта, «Линта Тур» – лучший оператор России по Америке).

3. По экономическим целям:

♦ коммерческие туроператоры, основная цель которых – получение постоянной и большой прибыли;

♦ общеполезные (некоммерческие) туроператоры хотя и стремятся к экономичности, но интересы увеличения прибыли не стоят для них на первом плане;

♦ предприятия «черного» туризма занимаются туристской деятельностью не постоянно, а по обстоятельствам.

4. По месту деятельности:

♦ туроператоры внутреннего рынка, составляющие турпакеты по маршрутам в пределах страны проживания (например, «Академ Тур»);

♦ туроператоры внешнего рынка, формирующие турпакеты по выезду из страны проживания в зарубежные страны (инициативные туроператоры), а также по въезду в страну своего проживания иностранных туристов (рецептивные туроператоры). Подавляющее большинство российских турфирм в силу недостаточного профессионализма, отсутствия опыта, маломощности не смогли включиться в активную работу по приему и обслуживанию иностранных туристов (например, «Ист Лайн»). Они выбрали для себя более легкий бизнес, а именно – организацию поездок российских туристов за границу.

Основные функции российского туроператора по приему иностранных туристов представлены на следующей схеме (рис. 1.7).

Условно эти функции делятся на внешние и внутренние. Внешние функции включают продвижение и продажу российского турпродук-та на иностранном рынке через иностранного партнера. Внутренние функции включают бронирование необходимых туристских услуг в предприятиях российской туриндустрии и организацию качественного приема и обслуживания иностранных туристов на территории РФ.

 

Туристские агентства (touristortravelagencies) – все предприятия и учреждения, которые приобретают туры, разработанные туроператором, и занимаются их продвижением и сбытом (реализацией) за агентское вознаграждение или за наценку к цене туроператора. Необходимость в турпосредниках объясняется большой территориальной удаленностью производителей от пользователей услуг (например, расстояние между гостиницей и отдыхающим), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг.

Туристские агентства являются более многочисленным классом предприятий туристского бизнеса, по своей численности они в несколько раз превышают число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристского рынка. К тому же создание или ликвидация турагентства не связаны с большими организационными и финансовыми усилиями. По данным статистики, в 2004 г. в России имели лицензию около 12,7 тыс. туристских агентств, в среднем одно агентство продавало около 400 туров в год. При этом несколько десятков самых крупных турагентств реализовывали по 4-6 тыс. туров в год, а большинство небольших агентств ограничивалось продажей не более 100-200 туров в год.

Агентства также можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от степени зависимости от туроператора:

независимые агентства продают туры любого туроператора исходя из своего собственного выбора;

частично зависимые агентства – продают туры конкретного туроператора на конкретное направление;

уполномоченные агентства являются представителями оператора на региональном рынке и продают только его туры;

ритейловые агентства обязаны осуществлять регулярные поставки определенного количества туристов каждый отчетный период в обмен на право пользования торговой маркой туроператора, который к тому же осуществляет некоторые капиталовложения в агента. Отличие данной системы взаимоотношений от франчайзинга состоит в том, что агент не вносит никакой платы на пользование торговой маркой, наоборот, он еще получает комиссионное вознаграждение. К тому же ритейловые агентства могут заниматься продажей туров других туроператоров.

2. По виду деятельности:

♦ турагентства массового рынка (многопрофильные турагентства) – это турагенты, продающие турпакеты в места массового туризма с использованием чартерных авиарейсов;

♦ турагентства (монопрофильные турагенты), специализирующиеся на определенном сегменте туристского рынка: клиентуре, направлениях, перевозке пассажиров определенным видом транспорта, целевой направленности путешествий, средствах размещения.

3. По объему выполняемой работы и по форме сотрудничества агента и оператора:

♦ агентства, работающие по безрисковым схемам: бронируют путевки у туроператора при наличии реального клиента, за стандартное вознаграждение. Данная схема работы носит наименее рискованный характер для агентства, хотя остается риск упущенной выгоды в пик сезона;

♦ агентства, работающие по рисковым схемам: покупают или бронируют блок мест в турах, предлагаемых туроператором, с целью гарантированной отправки будущих клиентов в поездку. Данная схема работы значительно упрощает работу агентства и позволяет получить от туроператора повышенную комиссию. Однако при данной форме сотрудничества всегда остается риск нереализации выкупленного блока мест. Однако рискованные формы могут также привести к тому, что сам оператор обращается к агенту для приобретения у него мест на собственные туры.

Основные задачи и обязанности, которые выполняет турагентство [37]:

продвижение турпродукта на местном рынке. Создание и распространение рекламы в масштабе торговой территории турагентства;

адаптация турпродукта к местным условиям. Имеются в виду организация проезда клиента к месту сбора и выезда в турпоездку, бронирование гостиницы в месте сбора и т. п.;

контакты с местными клиентами. Поиск возможных потребителей туристских услуг и передача им необходимой информации о предлагаемых турах;

переговоры с клиентом. В случае согласия клиента на приобретение тура обсуждение с ним конкретных условий поездки: маршрута, программы, дат, содержания и качества пакета услуг, цен и др. Передача заявки клиента туроператору на предмет ее подтверждения;

продажа тура. После получения от туроператора подтверждения о бронировании тура принятие от клиента авансовой или полной оплаты его стоимости, заключение публичного договора, оформление туристских документов и пересылка туроператору загранпаспорта клиента на предмет оформления иностранной въездной визы;

перевод денег за проданный тур туроператору. Исполнение ежемесячной отчетности перед туроператором о проданных турах;

информирование клиента о дате, месте, времени отъезда за границу, номере рейса, таможенных и пограничных формальностях, условиях страхования, условиях пребывания в стране путешествия и других полезных сведениях;

работа с претензиями. Рассмотрение жалоб клиентов на неудовлетворительное обслуживание во время туристской поездки за границу и принятие по ним соответствующих решений.

Основные различия между туроператором и турагентом [95]:

1. Система доходов. Туроператор покупает определенный набор тур-услуг. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный турпродукт со своим механизмом ценообразования. Турагент действует как розничный продавец, и его прибыль складывается из комиссионных за продажу произведенного туроператором турпродукта.

2. Принадлежностъ турпродукта. Туроператор имеет запас турпро-дукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт или услугу только тогда, когда клиент выражает заинтересованность в покупке.

Помимо чистых туроператоров и туристских агентств в туристском бизнесе нередко встречаются туристские фирмы, объединяющие эти две функции. Их называют оптово-розничные фирмы,по- скольку они как туроператоры формируют туристский продукт и одновременно как турагент продают его массовому потребителю. Болыпинство созданных в нашей стране крупных туристских фирм, называющих себя туроператорами, по сути, являются оптовыми агентствами.

В настоящее время имеется самое различное толкование рынка вообще и туристского рынка в частности.

Рынок туризма можно определить как механизм, позволяющий сбалансировать спрос и предложение на различные товары или услуги туристского предприятия в условиях конкуренции. Размер рынка определяется числом покупателей, которые приобретут предложенный туристский продукт.

Туристский рынок представляет собой открытую систему,со-стоящую из множества элементов, каждый из которых занимает определенный удельный вес в общем объеме туристского рынка; их расположение, порядок и внутреннее строение представляет собой определенную структуру туристского рынка.

Как и любой другой рынок, туристский рынок выполняет многочисленные функции. Функция рынка туристского продукта – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль рынка в достижении экономических целей общества.

Современный туристский рынок выполняет следующие функции:

♦ согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре;

♦ установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов;

♦ обеспечение экономического стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителей туристских услуг к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли);

♦ обеспечение экономичности потребления туристских продуктов (сокращение издержек обращения в сфере потребления и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).

Известно достаточно много подходов к классификации туристского рынка.

По субъектам туристского рынка выделяют:

♦ рынок туристов (покупатели туристских продуктов);

♦ рынок туроператоров (производители и продавцы туристских продуктов);

♦ рынок турагентов (посредники);

♦ рынок контрагентов туроператоров, турагентов (поставщики туристских услуг).

По географическому признаку – отношению к определенному региону (страна, группа стран и др.) можно выделить следующие рынки, представленные на рис. 1.9.

Для сферы туризма характерно также деление рынков в зависимости от целей путешествия на рынки рекреационного, культурно-познавательного, делового, научного, религиозного и этнического туризма.

По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре основных типа рынков:

1) совершенная (чистая) конкуренция характеризуется тем, что ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен. Фирмы продают стандартизированный (лишенный особых качественных характеристик) турпродукт, доли каждой фирмы в общем объеме продукции на туристском рынке должны почти совпадать. Информация о ценах, технологии производства и вероятной прибыли доступна любой фирме. Вход на рынок и выход из него для ту-рагентов свободен;

2) на рынке монополистической конкуренции предприятия устанавливают на свои товары цены в широком диапазоне, так как предложения различных турпредприятий отличаются друг от друга качеством, особыми свойствами. Предприятия разрабатывают дифференцированные предложения для разных сегментов и широко пользуются рекламой, методами личной продажи и практикой присвоения своим продуктам марочных названий. При монополистической конкуренции доля отдельных фирм на туристском рынке составляет от 1 до 10%;

3) олигополистический рынок состоит из небольшого числа достаточно крупных туристских предприятий. Новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый участник рынка чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов;

4) при чистой монополии на рынке находится всего один продавец. Это могут быть государственная монополия, частная нерегулируемая монополия и частная регулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может быть на туристские объекты уникального качества (Московский Кремль). Государство может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть достаточно высокой для сокращения всеобщего потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение необходимой нормы прибыли. В случае нерегулируемой монополии фирма может устанавливать цены по своему усмотрению.

Большинство туристских предприятий работает в условиях монополистической или олигополистической конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.