Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Общее понятие о маркетинге




ВВЕДЕНИЕ

Владикавказ 2011

К.э.н. Болиева И.А.

МАРКЕТИНГ

Курс лекций

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)

 

Стремительное развитие рыночных отношений в Российской Федерации в 90-е годы XX века вызвало острую необходимость в применении маркетинговых технологий во всех отраслях российской экономики. Практика хозяйствования требует привлечения большого числа хорошо подготовленных специалистов, владеющих современными маркетинговыми методами и умеющих в повседневной работе эффективно применять маркетинговые мероприятия. Создавшаяся ситуация вызывает объективную необходимость подготовки работников, имеющих теоретические знания и практические навыки в области маркетинга. Именно с этой целью было разработано представленное учебно-методическое пособие.

Материал в данной работе изложен в логической последовательности. Он легко разбивается на определенные разделы: общее понятие о маркетинге, маркетинговые исследования, стратегические задачи маркетинга (разработка товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы), планирование маркетинга и контроль за проведением маркетинговых мероприятий, организация службы маркетинга, практическое применение маркетинга (международный маркетинг и маркетинг услуг).

Работа состоит из 15 тем, 4 практических ситуаций и глоссария. После каждой темы представлены контрольные вопросы, тесты, а также современные отечественные и зарубежные литературные источники.

Представленное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций» и «Финансы и кредит» различных форм обучения.

 

 

1. Маркетинг: понятие, принципы, цели и задачи

2. Спрос и задачи маркетинга, соответствующие его состояниям

3. Виды рынков. Рынок продавца и рынок покупателя

4. Сравнение сбытовой и маркетинговой организаций

 

1. Маркетинг: понятие, принципы, цели и задачи

Маркетинг (от англ. market – рынок) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Можно также сказать, что маркетинг это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, – вот главная цель маркетинга. Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными и так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Маркетинг – это социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги благодаря их разработке, продвижению и реализации.

Применение маркетинга фирмой характеризуется наличием в ее деятельности следующих трех черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:

1) ориентация фирмы на потребности клиентов (маркетинговая философия);

2) применение множества инструментов рыночной политики (маркетинг-микс);

3) целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).

Задача маркетинга – это использование общественных потребностей для создания возможности получения прибыли. Маркетинговая деятельность направлена на создание определенных стандартов жизни.

Таким образом, маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания предложения и обмена товаров.

Основные принципы маркетинга:

1) производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами для решения конкретной проблемы;

3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности фирмы, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны;

5) единство стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей.

Цели системы маркетинга:

1) достижение максимально возможного уровня потребления, что, в свою очередь, создает условия для наибольшего роста занятости, производства и богатства;

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

3) предоставление максимально широкого выбора товаров и услуг;

4) максимальное повышение качества жизни.

Понятие «качество жизни» складывается из:

а) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;

б) качества физической среды;

в) качества культурной среды.

Функциональные задачи маркетинга включают в свой состав три большие группы: аналитико-оценочные, стратегические и исполнительские (рис. 1.1.1).

 

 

Функциональные задачи маркетинга

 

       
   

Аналитико-оценочныеСтратегическиеИсполнительские

(вспомогательные)

 
 


- выбор и сегментация - разработка товарной - товародвижение;

рынка; стратегии; - сбыт;

- изучение потребителей; - разработка ценовой - коммуникации

- изучение общеотрасле- стратегии; маркетинга:

вых тенденций; - разработка сбытовой а) реклама;

- оценка товаров и услуг; стратегии; б) паблик рилей-

- изучение конкурентов; - разработка реклам- шинз (связи с об-

- изучение конъюнктуры ной стратегии; щественностью);

рынка - разработка рыночной - сервис товара

стратегии

           
   
   

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.