Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественная теология (умозрительное богословие) и сверхъестественная




Термин «теология» в буквальном переводе с древнегреческого означает «учение о божественном» (theon). Именно в таком значении он и встречается впервые в «Метафизике» Аристотеля. Аристотель полагал, что есть «три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном». Причем «умозрительные науки предпочтительнее всех остальных, а учение о божественном предпочтительнее других умозрительных наук»2. Аристотелевское определение теологии является типичным выражением того, что впоследствии получило название естественной теологии, т.е. знания о Боге, непосредственно доступного «естественным способностям» человеческого разума, и прежде всего умозрительному (метафизическому) методу познания. «Исследование мирового бытия, ‒ пишет И.О. Лосский, ‒ неизбежно приводит к мысли о Сверх Мировом Начале, об Абсолютном или Боге. Как бы ни решали различные философы вопрос о Его существовании, положительно или отрицательно, во вся-ком случае, этот предмет исследования столь своеобразен, что может составить целый особый отдел метафизики, трактующий об Абсолютном и его отношении к миру. Эту часть метафизики называют естественною теологиею, в отличие от теологии, основанной на Откровении».

Исходя из этих оснований, теологию можно предварительно разделить на два вида: естественную (умозрительную) теологию и теологию Откровения.

Прежде чем перейти к характеристике данных (фундаментальных) видов теологии, необходимо зафиксировать обще понятие теологической науки как особой области знания. В широком, общекультурном смысле слова под теологией принято понимать размышление и рассуждение (logos) о Боге (богах) и божественных предметах (theon); осмысление опыта богопознания; разумное истолкование веры. В этом отношении можно говорить о различных исторических типах теологического мышления и опыта: жреческой теологии, метафизической теологии, мистической теологии, профетической теологии. Жреческая теология представляет собой опыт общения с божественными сущностями на основе ритуальной практики и мистериальных культов. Метафизическая теология есть постижение божественного на основе умозрения. (Именно метафизическая теология во многом и явилась основанием естественной теологии.) Мистическая теология выступает как экстатическое созерцание божественного на основе медитативной практики и духовной интуиции. Профетическая теология есть божественная одержимость пророков на основе нравственной интерпретации божественного закона.

Однако в специфическом, собственно научном значении слова под теологией понимается осмысление Божественного откровения, запечатленного в христианском вероучении. И в этом смысле теология есть систематическое обоснование христианской веры и функция христианской церкви. Христианская теология есть осмысление факта и содержания Богооткровения, засвидетельствованного в Священном Писании. При этом центральным принципом христианской теологии, позволяющей рассматривать ее в качестве высшей формы теологии откровения, является признание Иисуса Христа в качестве определяющего свидетельства откровения Бога.

Теология откровения как высшая ступень Богопознания и Богообщения может быть адекватно воспринята только с учетом предшествующих ей исторических форм Богопознания. И прежде всего с учетом естественной теологии, поскольку последняя знаменует собой не просто исторически ограниченный и превзойденный вид знания о Боге, но непреходящую духовную потребность человека, как существа конечного, в приобщении к бесконечному и абсолютному началу бытия. Как отмечал профессор Московской духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский в лекциях по умозрительному богословию, «идея Бесконечного есть первое и непосредственное начало всякого нашего познания».

Естественная теология представляет собой рациональную пропедевтику христианского вероучения. Она очерчивает круг проблем, выражающих потребность человеческого разума в поисках абсолютных начал сущего, связанных с ответами на вопросы о происхождении и сущности религии, источниках религиозного опыта, причин многообразия религиозных верований, обоснования бытия Бога и доказательств его существования и т.п. В русской богословской традиции естественная теология выступала в различных формах и принимала разные названия: апологетическое богословие, основное богословие, умозрительное богословие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.