Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опрос как метод сбора первичной информации

Опрос. Под опросом понимается метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования. Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях на будущее.

Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т. п.

Этим, прежде всего, объясняется широкое примене­ние этого ме­тода при проведении маркетинговых исследований. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведе­ние опросов, а также возможное снижение точности полу­ченной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

· выбор способа связи с аудиторией;

· подготовка анкеты;

· проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками.

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса, а также возможность, в отличие от опро­са по почте, разъяснить задаваемый вопрос.

К недостаткам этого метода относятся:

· возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

· относительно высокая вероятность получения отказа от ответов (по сравнению с личным интервью), особенно на во­просы личного характера, а также в связи с необходимос­тью уточнения в ряде случаев личности опрашиваемого уже в начале беседы;

· вынужденная краткость беседы, обусловленная занято­стью опрашиваемого, ожиданием им телефонного звонка, потребностями в использовании телефона другими его пользо­вателями, нерасположенностью опрашиваемого к продолжи­тельным телефонным разговорам и другими причинами.

Достоинство опроса по почте, т. е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории. К недостаткам этого способа относятся:

· низкая оперативность;

· возможность не возврата значительной доли разослан­ных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность само отбора опрашиваемых;

· отсутствие возможности разъяснить вопрос, что требует от исследователя ограничиться лишь простыми и четко сформулированными вопросами;

· возможность ответа на вопросы не тех лиц, к которым они адресованы.

Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследова­ния, поскольку позволяет избежать указанных выше недо­статков, присущих опросам по почте и телефону.

К достоинствам этого способа относятся:

· относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

· относительно высокая точность обследования, обеспе­чиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено воз­можностью и способностью опытного интервьюера разъяс­нить все непонятные вопросы;

· возможность совмещения личного опроса с наблюдени­ем, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относитель­но большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюе­ром вольного или невольного влияния на мнение опрашивае­мых при наличии у него определенных пристрастий.

Анализ рассмотренных выше достоинств и недостатков различных способов связи с аудиторией, с одной стороны, а также особенностей аудитории, содержания опроса и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет выбрать наиболее рациональный способ связи с аудиторией при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет ис­следователям приступить непосредственно к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на кото­рые опрашиваемому предстоит дать ответы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наблюдение | Анкета. Требования, предъявляемые к ней
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.