Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Город и маркетинговые коммуникации




 

Эта проблема заслуживает отдельного рассмотрения, хотя бы потому, что почти все наружные коммуникации расположены именно в городах; кроме того, в городах находятся и действуют многие локальные СМИ – местное телевидение и радио, газеты.

Городская символика. В маркетинге города, как и любой территории, весомую роль играет символика. Городскую символику традиционно составляют:

· официальные символы города – герб, флаг и гимн;

· официальные символы территориальных единиц и общин города – гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;

· архитектурно-мемориальные символы – изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);

· словесные символы – название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.

Если для любого государства самыми существенными и популярными официальными символами выступают флаг и гимн, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам. Историческое преимущество здесь – за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно само слово «герольд», от которого произошел термин «геральдика», означает: воин, особо отличившийся в походах, а потому назначенный распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и отражающие определенные исторические события и традиции.

Термин «городской герб» впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: «Печать града Ярославля». Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского кня­жества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема используется до сих пор.

В 1722 г. Пётр I основал Герольдмейстерскую контору – специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы...».

Герб отражает многогранный и неповторимый облик города – его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и «фирменные» городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города – тогда получался «говорящий герб». Примеры этому – гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного дьявола). Многие российские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в них: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной траве).

В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г.

В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России – объединение губерний в наместничества – привело к изменению формы городского герба: герб на местничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема — в нижней, второстепенной.

Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т.е. пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, вправо или влево. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города.

Как справедливо утверждает председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю.А. Поляков,[15] в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились во всех губернских, большинстве уездных и ряде других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю.А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 60-х гг. в разных городах – больших и малых, древних и юных – стали создаваться новые гербы. С начала 90-х гг. наступил качественно новый этап – возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов.

Понятно, что никакой герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая главное: научно-историческую обоснованность, художественность, выразительность и наглядность.

Герб Москвы. Власти Москвы предельно четко регламентировали содержание и использование герба своего города. В соответствии с законом г. Москвы[16] герб столицы нашей родины представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутого вправо от зрителя всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного змия.

По древним преданиям, Георгий – выходец из знатного каппадокийского рода (Каппадокия – местность в современной Турции), был известен как военачальник при императоре Диоклектиане. Во время гонений против христиан Георгий выступил в их защиту и объявил себя христианином, за что был подвергнут жестоким пыткам и мучениям. Но, несмотря на них, Георгий творил многочисленные чудеса – исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников.

Наиболее известным и популярным из этих чудес является «чудо Георгия о змие», которое и послужило основой сюжета герба города Москвы. Предание говорит, что в Каппадокии находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог насылает на город дракона – змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона, царь посоветовал жителям давать ему на съедение каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и дочери царя, но по замыслу Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Георгий, осенив себя крестным знамением, со словами «Во имя Отца и Сына и Духа Святого» устремился на коне своем на змия и ударив его в гортань, поразил и прижал его к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города приняли христианство.

Образ Георгия – всадника-змееборца – приобрел в XIV-XV вв. на Руси особую популярность и символизировал борьбу с татарами (язычниками), народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий становится патроном и покровителем города Москвы.

Цвета герба – темно-красный, голубой, серебряный, золотой, черный – определены в качестве основных цветов и других символов Москвы. Это в первую очередь относится к знакам с московской городской символикой – знакам различия (должностные знаки) и знакам отличия (награды, знаки почетных званий, лауреатов премий, конкурсов, победителей спортивных и иных соревнований, дипломы, грамоты), учрежденным органами власти Москвы. Допускается воспроизведение серебряного и золотого цветов как белого и желтого соответственно.

При воспроизведении герба города Москвы должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие одному из оригиналов и описанию. Допускается воспроизведение герба:

· в виде цветного или одноцветного, объемного или графического изображения;

· в различной технике исполнения и из различных материалов;

· отличных от образцов размеров с сохранением пропорций изображения.

В отдельных случаях допускается использование основного элемента герба – образа святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия, а также размещение отдельных элементов украшения вокруг геральдического щита.

Изображение герба города Москвы размещается:

· на зданиях Московской городской думы, мэрии и правительства Москвы;

· в залах заседаний Московской городской думы и правительства Москвы;

· на должностном нагрудном знаке мэра Москвы;

· на вывесках, печатях, штампах и бланках органов представительной и исполнительной власти города;

· на официальных печатных изданиях органов представительной и исполнительной власти Москвы;

· на транспортных средствах ГУВД Москвы;

· на указателях границ города при въезде в Москву.

Допускается использование изображения герба:

· в качестве праздничного оформления Дня города, городских фестивалей и других мероприятий;

· на личных бланках, штампах, визитных карточках депутатов Московской городской думы, руководителей органов представительной и исполнительной власти города.

Порядок использования изображения герба юридическими и физическими лицами в коммерческих целях регламентируется Инструкцией, утверждаемой мэром Москвы.

Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище (отношение ширины к длине 2:3) темно-красного цвета с двусторонним изображением в центре флага основного элемента герба города Москвы – развернутого от древка святого Георгия Победоносца. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 длины полотнища флага.

При воспроизведении флага должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие оригиналу и описанию. Допускается воспроизведение флага различных размеров, из различных материалов и в виде вымпела.

Флаг города Москвы устанавливается на зданиях:

· Московской городской думы;

· мэрии и правительства Москвы;

· префектур административных округов;

· территориальных управлений муниципальных округов;

· органов внутренних дел Москвы.

Флаг также может находиться на транспортных средствах мэра Москвы, членов правительства Москвы и депутатов Московской городской думы.

Флаг города Москвы устанавливается в залах заседаний Московской городской думы и правительства Москвы, в рабочих кабинетах руководителей представительной и исполнительной власти города.

В дни государственных праздников и в День города, а также в других случаях по указанию мэра Москвы осуществляется одновременный подъем флагов РФ и города Москвы на зданиях предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах города. Флаг города Москвы может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами представительной и исполнительной власти Москвы, городскими общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.

Регламентировано также совместное использование официальной символики города и страны, а также организации, учреждения. Так, при одновременном подъеме Государственного флага Российской Федерации и флага города Москвы, если они размещены рядом, флаг города Москвы не должен быть по размерам больше Государственного флага Российской Федерации и должен размещаться справа от него (при виде от зрителя). При одновременном подъеме флага города Москвы и флага организации (предприятия, учреждения), если они размещены рядом, флаг организации (предприятия, учреждения) не должен быть по размерам больше флага города Москвы и должен размещаться справа от него (при виде от зрителя).

В знак траура флаг города Москвы может быть приспущен до половины древка, либо в верхней части древка крепится сложенная пополам черная лента со свободно висящими концами. Общая длина ленты должна быть равна длине полотнища флага[17].

Официальные символы территориальных единиц Москвы могут размещаться в служебных помещениях органов власти территориальных единиц, на территориях, фасадах зданий, на автотранспортных средствах в качестве опознавательных знаков принадлежности территориальным единицам и на других объектах в соответствии с Положением об официальных символах территориальных единиц города Москвы.

Символы территориальных общин Москвы размещаются на территориях общин, на зданиях, сооружениях, являющихся собственностью общин, на печатях и бланках органов территориального общественного самоуправления, в их служебных помещениях, а также на других объектах в соответствии с уставами территориальных общин.

Руководителям органов власти Москвы, территориальных единиц Москвы, территориальных общин разрешается использовать соответствующую московскую городскую символику в представительских целях.

В 1995 г. при мэре Москвы была создана общественная Московская герольдия, в кото­рую вошли ученые из Историко-архивного ин­ститута и МГУ. Родилась идея новый для России вид символики – гербообразные эмблемы городских районов и округов. Они предназначены в первую очередь для лю­дей, интересующихся историей города, будь то коренные жители или приезжие, и учитывают ландшафт, гео­графию места и связанные с ним исторические события.

В 1999 г. герольдия при мэре была преобразова­на в Комиссию по московской символике при правительстве Москвы. К осени 2001 г. было разработано 7 окружных и 70 районных эмблем (всего в Мо­скве 10 округов и 125 районов). Профессиональные геральдисты (например, председатель Ге­ральдического совета при Президенте России, заместитель директо­ра Государственного Эрмитажа Г.Вилинбахов) отнеслись к новшеству довольно прохладно, посчитав, что «подобные выдумки разобщают жителей разных районов, отодвигают на второй план принадлежность к единому городу, имеющему общий символ»[18]. Есть и другие претензии, в частности, к содержанию эмблем, к используемым в них символам, особенно – религиозного характера, что не соответствует нормам геральдики.

Однако нельзя не согласиться с учеными, когда они утверждают: сейчас одна из главных проблем как на об­щероссийском, так и на городском уровне – от­сутствие пропаганды в области геральдики. Даже при желании увидеть местную эмблему, а тем более узнать ее значение бывает очень трудно – подробная информация доступна только специалистам, а исторические справки, вместо того чтобы украшать городские и районные стенды, пылятся на столах у чинов­ников разного уровня. Если в советское вре­мя коммунистической символикой людей «пере­кармливали», то у российских эмблем пока таких шансов нет.

Общественные организации и общественные движения, зарегистрированные в Москве, вправе использовать в своих наименованиях словесные символы Москвы.

Город стремится по возможности приблизить свою символику к населению, горожанам. Художественное оформление столицы в дни торжественных мероприятий осуществляется с преимущественным использованием основных цветов символов Москвы. Жители города могут свободно использовать городскую символику в дни государственных, городских и семейных торжественных мероприятий. Вместе с тем не допускается использование московской городской символики: в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей Москвы, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность; в искаженном и неточном виде.

Городская символика может активно использоваться и в бизнесе. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями московская городская символика может использоваться в порядке, определенном соответствующим Положением:

· на продукции, выпускаемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

· на товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов;

· на ярлыках, ценниках, упаковке товара;

· на зданиях, сооружениях, транспортных средствах, в помещениях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

· в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в Москве;

· в рекламных объявлениях, в том числе размещаемых в электронных и печатных средствах массовой информации.

Словесные символы Москвы должны использоваться в соответствии со словообразовательными и стилистическими нормами современного русского языка. Словесные обозначения, составленные с использованием словесных символов Москвы, должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке иметь правильное воспроизведение на русском языке.

Со стороны может показаться, что порядок использования городской символики в Москве излишне зарегулирован. Но если правил нет или они не действуют, становятся возможными различные казусы и даже общественные скандалы. Так, чиновники муниципального унитарного предприятия «Ижевский городской электротранспорт» поместили имя легендарного конструктора оружия Михаила Калашникова, его портрет и изображение автомата Калашникова на проездных билетах. При этом конструктор знаменито­го автомата даже не подозревал, что его имя будет так использовано. В итоге администра­ции предприятия пришлось не только наказать виновных, но и публично извиниться перед Ка­лашниковым за неправомерное использование на проездных билетах имени, портре­та конструктора и автомата в качестве символов Ижевска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.