Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фармацевтического рынка




В своем первоначальном значении рынок обозначал физическое место встречи покупателей и продавцов с целью осуществления обмена това­рами и услугами. С точки зрения экономистов, рынок - это совокупность покупателей и продавцов, обме­нивающихся товарами и услугами. Для маркетолога рынок - это сово­купность всех покупателей опреде­ленного вида товаров или услуги, как реально существующих, так и потен­циальных.

Нас интересует рынок с позиций продаж потребительских товаров.

Рынок товаров (товарный ры­нок) - система отношений купли-продажи между экономически сво­бодными продавцами и покупате­лями - подразделяется на рынок средств производства, рынок това­ров потребительского назначения и рынок услуг.

Термин "фармацевтический ры­нок" (ФР) используется для представ­ления объема продаж фармацевтиче­ской продукции всего потребительско­го рынка (лекарственные средства (ЛС) для личного потребления и лече­ния больных в условиях стационара).

Для того чтобы дать характеристи­ку рыночной ситуации для практиче­ской задачи Эссливер нужно выбрать показатели масштаба ФР в целом и по фармакотерапевтической группе гспа-топротекторов или ЛС, применяющих­ся для лечения заболеваний пищева­рительного тракта за период с 2000 г. по 2005-2006 гг.

Маркетинговые исследования про­водятся по вторичным данным, кото­рые можно найти в специальной фар­мацевтической литературе. Например, в обзоре "Новейшая история россий­ского фармацевтического рынка" (М.: Литтерра, 2006.104 с.) есть следующие интересующие нас данные:

Год            
Цены потребителя 3,51 3,98 4,85 5,5 6,35 8,4

Это временной (динамический) ряд - ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени (в данном случае - 1 год).

Временной ряд состоит из четырех компонентов, главным из которых является тренд - общая долгосрочная тенденция изменения временного ряда, лежащая в основе его динамики.

Под тенденцией рынка понимают основное направление развития па­раметров рынка за какой-то период времени, которое характеризуется на основании анализа динамического ряда: графически, визуально, темпами роста, трендовыми моделями и т. п.

 

Трендовая модель - аналитиче­ское уравнение, представляющее по-


казатель рынка функцией от времени =Д^)); применяется также для экст­раполяции Экстраполяция тенденций -ме­тод распространения сложившихся темпов развития рынка за предыду­щий период.

на будущее, чаще всего для этих целей применяются трендо-вые модели. Этот метод наиболее эф­фективен в оперативном и краткосроч­ном прогнозировании.

Такой методический подход ба­зируется на инерционности эконо­мических процессов, т. е. при отсут­ствии каких-либо экстраординарных случаев (эпидемия, катастрофы и т. п.) тенденция объема продаж, выяв­ленная по данным прошлых лет, со­храняется в небольшом периоде буду­щего.

Математический алгоритм метода экстраполяции тенденций вполне дос­тупен для провизоров. Для его реали­зации используют программу Ехсе! или, например, программное обеспе­чение "Тренд" (авторы Н.Б. Дремова и С.В. Соломка).

Первоначально анализируем дина­мику показателей ФР, например, за 2000-2005 гг. с помощью показателей вариационной статистики.

Среднее арифметическое значе­ние - у:

у = Е(у, г +... + уп)/п, (1)

где у12- значения показателя ФР по годам;

п - количество лет.

Дисперсия, показатель вариации, т. е. отклонения от среднего значе­ния, - D:

D=[S(y-y)2 ]/n

Среднее квадратическое отклоне­ние, показатель вариации - 5:

(3)

Коэффициент вариации, показатель относительной вариации, вычисляется в % - К %:

(4)

К в исследованиях потребления ЛС допускается до 30%.

Результаты вариационной стати­стики анализа динамики ФР за 2000-2005 гг. (млрд долл.): у = 5,43; О = 2,63; 5 =1,62; К, = 29,87%.

 

Расчет темпов прироста - Т:

 

Анализ результатов вариационной статистики показателей ФР за 2000-2005 гг. позволяет сделать выводы:

• отмечена тенденция стабильного роста ФР (в среднем на 19,2%), установлен значительный рост рынка в 2005 г. (обусловлен программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО));

• коэффициент вариации (29,87%) подчеркивает колебания показателей ФР по отношению к среднему значению; по величине он близок в верхнему пределу нормы, поэтому для прогнозирования могут быть использованы методы
анализа временных рядов и корреляционно-регрессионный анализ с учетом некоторых погрешностей.

Для доказательства этой возмож­ности с помощью программы "Тренд" рассчитывается коэффициент корре­ляции исследуемого динамического ряда ФР (алгоритм расчета можно взять в стандартном пакете статистических программ или рассчитать в программе Ехсе1).

Коэффициент корреляции дина­мики ФР в зависимости от времени равен 0,969, т. е. очень близок к мак­симальной величине 1,0, что свиде­тельствует о почти функциональной взаимосвязи со временем; статисти­чески достоверен по коэффициенту Стьюдента. Следовательно, в исследуе­мом динамическом ряду можно выяв­лять тенденцию в виде формализован­ной математической модели.

После соответствующих расчетов по программе "Тренд" получены сле­дующие результаты математического моделирования и прогнозирования объема ФР на 2006-2007 гг. (табл. 1).

Примечание: 1) коэффициент кор­реляции между фактическими значе­ниями и теоретическими, рассчитан­ными по модели;

2)МАРЕ, % - средняя абсолютная ошибка; до 10% свидетельствует о
высокой точности прогноза;

3)ДИ - доверительные интервалы для Р = 0,95 с ошибкой 0,05.

Вывод: в ходе многовариантного математического моделирования по­добраны три трендовые модели с хоро­шими критериями оптимальности, свидетельствующими о высокой точ­ности прогнозирования. Полученный прогноз говорит о дальнейшем росте ФР. Прогноз на 2006 г. может быть проверен после появления публика­ций о фактическом показателе объе­ма ФР из того же источника (методика расчета в других инстанциях может отличаться).

Если АП не имеет возможности провести расчет вышеописанным способом, можно это сделать, зная средний темп прироста (Т) по фор­муле:

У n=1=[yn (100%+T)]/100%

У2006 = [8,4(100% + 19,2%)] / 100% = = 10,01 млрд долл.

Результаты отражаются в SWOT-анализе в соответствующем разделе (см. табл. 5).

Аудит динамики ФР и прогнози­рования его показателей свидетельствует о тенденции дальнейшего роста его объемов, что может быть расценено маркетологом как благоприятные возможности для реализации ЛС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.