Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование ассортиментного портфеля закупок




Для формирования ассортимент­ного портфеля закупок применимы АВС- и ХУ2-анализ, процедуры кото­рых разберем на примере гепатопро-текторов. В последние годы в аптечную практику стали внедряться методы управленческого анализа для форми­рования ассортимента закупок, в число которых входят АВС- и ХУZ-анализ. АВС- анализ основан на правиле (законе) Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наиме­нований товара. Эти товары составляют наиболее ценную для аптеки группу –А, которая

требует постоянного и скурпулезного учета и контроля, т. к. ее доля в ассор­тименте - 20 (15)%, а в продажах -75-80%.

Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах- 15-20%.

Группа С - малоценные товары (малозначимые для объема продаж) для аптеки, т. к. их доля в продажах 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%.

С помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассорти­ментные позиции ЛС, которые обяза­тельно должны входить в портфель закупок для реализации населению.

Алгоритм расчетов по методу АВС-анализ покажем на примере реализации гепатопротекторов за три месяца в ООО "Панацея" (пример ус­ловный, шрифт курсив - наши расче­ты) (табл. 6).

Последовательность действий по методу АВС-анализ:

1)определим суммы продаж ЛС заI квартал в тыс. руб. и общую сумму по группе ЛС-конкурентов гепатопротекторов (табл. 6, колонка 6);

2)определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ЛС, в процентах (колонка 7), например:

доля продаж Эссливера = 1246,05 х х 100% / 2928,08 = 42,5%;

3)желательно проранжировать доли продаж (колонка 7): от 1 рейтинга - максимальная доля, 2 рейтинг - доля меньше и т. д. и расположить в таблице ЛС по этому рейтингу;

4 рассчитаем кумулятивную сумму долей продаж (в %) (колонка 8), прибавляя к первой доле последова­тельно следующие, например: 42,5% + 32,6% = 75,1% -Эссливер форте и Эссенциале Н. Эта кумулята означает, что на долю продаж двух первых ЛС приходится 75,1% общего объема продаж - эти Л С относятся к группе А;

5 рассчитаем кумуляту далее: 75,1% + 12,6% = 87,7% - группа В

Лив 52

87,7% + 11,0% = 98,7% - группа В Карсил;

6) последнее ЛС - Гептрал, его доля продаж составляет 1,3%, поэтому этот
препарат попадает в группу С и является малоценным для ассортиментного портфеля закупок.

В портфель закупок, согласно АВС-анализу, должны быть включены безо­говорочно первые два ЛС, для вторых двух ЛС закупки должны быть обосно­ваны, последнее ЛС закупать нежела­тельно.

ХУZ-анализ - это оценка значимо­сти анализируемых товаров в зависи­мости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изме­нений в потребности.

Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления/ реализации со случайными незначитель­ными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высо­кую точность (50-55% от общего коли­чества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов.

Группа V состоит из товаров периодического потребления/реализации с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассор­тимента); закупки осуществляются в соответствии с плановой потреб­ностью.

В группу 2 входят товары без вы­явленной закономерности потребле­ния, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозмож­но вообще (примерно 15-20% от обще­го количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере воз­никновения потребности.

Критерием отнесения ЛС в группы X, V, 2 является коэффициент вариа­ции, который рассчитывается по дан­ным продаж в определенный период времени (в %) по следующей формуле:

К=s/x*100%, (5)

где К - коэффициент вариации, %; s - стандартное отклонение (от­клонения исходных данных продаж от их среднего значения) (форму­лы 6-7); х - средняя величина продаж.

s=D

D=[S (х-х)2]/n, (7)

где х. - значения продаж в динамике;

п - количество наблюдений;

О - дисперсия, промежуточная

величина для расчета а.

Для отнесения продаж к опреде­ленной группе можно воспользоваться следующими границами К:

группа X: 0% < Кг < 10%;

. группа У: 10% у< 25%;

. группа Z: Кг > 25%.

Расчет Кv приведен в табл. 7


 

на примере квартальных продаж ЛС Эссливер.

х = 415,35.

D=[S(xi-х)2]/n= 1691,49/3 = 563,83.

s= D = 563,83 = 23,74.

Кv = 23,74 х 100% /415,35 = 5,71%.

Последовательность действий по ХУ2-анализу (табл. 8):

 


1) определим сумму продаж за квартал (или за полгода, 9 месяцев, год) (колонка 2):

Эссливер форте - 1246,05 тыс. руб.

2) рассчитаем среднее значение за квартал (колонка 3):

х = 1246,05 / 3 = 415,35 тыс. руб.

3) определим дисперсию, стандарт­ное отклонение и К:

О = 563,83; а = V 563,83 = 23,74; К, = 5,71%.

Согласно вышеприведенным гра­ницам ЛС Эссливер можно отнести к группе X, так же как и ЛС Гептрал, который имеет Ку = 9,42%.

В группу У вошли ЛС Эссенциа-ле Н и Карсил; Лив 52 - относится к группе 2.

После этих расчетов результаты АВС- и ХУ2-анализа совмещаются в одной матрице, где по вертикали рас­полагаются группы АВС, а по горизон­тали - ХУZ (табл. 9).


Характеристики товаров по квадрантам матрицы:

• АХ - высокая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;

• АУ - высокая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза;

• А2 - высокая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза;

• ВХ - средняя потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;

• ВУ - средняя потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза;

• В2 - средняя потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза;

 

СХ - низкая потребительская стоимость, стабильное потребле­ние, высокая степень надежности прогноза;

СУ - низкая потребительская стоимость, нестабильное потреб­ление, средняя степень надежности прогноза;

С2 - низкая потребительская стоимость, стохастическое потреб­ление, низкая степень надежности прогноза.

Таким образом, опираясь на ре­зультаты АВС- и ХУZ-анализа в кон­курентном анализе гепатопротекторов, примем решение о включении в ассортиментный портфель закупок ЛС Эссливер форте и Эссенциале Н, т. к

они имеют высокую потребительскую стоимость, более или менее стабиль­ные продажи и хорошую надежность прогноза, что расценивается как бла­гоприятные возможности в SWOT-анализе (табл. 10).

Два ЛС, Карсил и Лив 52, характе­ризуются средней потребительской стоимостью, нестабильным, возможно, непредсказуемым, потреблением и недостаточно высокой надежностью прогноза, поэтому включение их в портфель закупок должно опираться на показатели спроса на конкретном рынке.

ЛС Гептрал имеет очень незначи­тельную долю в объеме продаж, что повлияло на отнесение его в группу С с низкой потребительской стоимо­стью, но характеризуется стабиль­ными продажами, поэтому этот пре­парат можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса.

Это ЛС новое на фарм. рынке, по­этому возможно кампания по продви­жению ЛС пока проведена на недоста­точном уровне.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.