Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрегатные индексы

Понятие и значение индексов. Классификация индексов.

 

Индекс в статистике – это обобщающий показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, пространстве и по сравнению с планом.

Индексы принято обозначать символами «» и «».

Для обозначения индексируемых показателей используются определенные символы:

- количество товара в натуральном выражении;

- цена единицы товара;

- себестоимость единицы продукции;

- затраты времени на производство единицы продукции;

- выработка продукции на одного рабочего или в единицу времен

- общие затраты времени или численность рабочих;

- стоимость продукции или товарооборот;

- издержки производства.

Знак внизу справа означает период: 0 – базисный, 1 – отчетный.

Классификация индексов:

1. По степени охвата явления:

Индивидуальные индексы отражают соотношение простых единичных показателей.

Индивидуальный индекс цен:

Общие индексы характеризуют соотношение показателей в целом по какой-то сложной совокупности, состоящей из элементов непосредственно на поддающихся суммированию (например, изменение физического объема продукции, включающей различные товары).

Если совокупность предварительно расчленена на части или группы, то исчисленные по этим частям индексы называются групповыми.

2. В зависимости от базы сравнения.

Динамические индексы показывают изменение явления во времени, которые в свою очередь бывают базисными и цепными. При их расчете происходит сравнение значения показателя в отчетном периоде со значением показателя за предыдущий период (базисный).

Территориальные применяются для межрегиональных сравнений (например, индекс цен на какой-то товар в Москве по сравнению с С. - Петербургом).

3. В зависимости от формы построения:

агрегатные

средние

4. По характеру объема исследования индексы подразделяются на индексы

количественных и качественных показателей.

5. По объекту исследования: индексы производительности труда, себестоимости, цены и т.д.

6. По составу явления: индексы постоянного и переменного состава.

7. По периоду исчисления: годовые, квартальные, месячные, недельные.

Применение индексов в анализе общественных явлений имеет огромное значение. Их применяют как средства изучения причин следствий, влияние отдельных факторов на общее изменение явлений, как средства установлений связей и взаимосвязей между признаками явлений.

 

 

Агрегатный индекс является основной формой общего индекса. Агрегатным он называется потому, что его числитель и знаменатель представляют собой набор разнородных элементов. Он рассчитывается как отношение суммы произведений индексируемых (сопоставимых) величин сравниваемых периодов на веса.

Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается.

Вес индекса – величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин. Когда строится индекс количественного показателя, то веса берутся базисного периода, при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода.

1. Индекс физического объема продукции – индекс количественного показателя.

(%)

Индексируемая величина -

Вес -

Количества разнородной продукции несоизмеримые величины, поэтому находят стоимости продукции, умножив количества на цены, которые будут уже величинами соизмеримыми.

Этот индекс показывает, сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения ее количества (100% - ).

Абсолютный прирост стоимости продукции (на сколько рублей) в результате изменения ее объема составит:

2. Индекс цен – индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена, так как этот индекс характеризует изменение цен. Вес – количество продукции.

(%)

Индекс показывает, сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения цен.

Абсолютный прирост стоимости продукции в результате изменения цен:

3. Индекс стоимости продукции или товарооборота

Этот индекс показывает, сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции.

Абсолютный прирост (снижение) стоимости продукции:

Эти три индекса взаимосвязаны между собой:

, т.е.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Базисные и цепные индексы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.