Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура… диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов»




Задача культурологии – построить «генетику» культуры. Данная генетика должна не только объяснять историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и оказывать регулирующую роль на перспективу в качестве управляющего начала.

 

В отечественной культурологии получили распространение два подхода исследовательских направлений.

· С середины 60-х годов XX века культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. (Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии). Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, т. к. отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры.

· Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как величественный итог предшествующей деятельности человека, являющий собой сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.

 

Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как

Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям:

· Одно рассматривает культуру в контексте личностного становления (Баллер, Коган и др.)

· Другое – характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни (М. С. Каган, Э. Маркарян и др.)

Поиски содержательного определения культуры приводят к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно – к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе » (Э. Маркарян).

Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (З. Файнбург), придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собой всего многообразия взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. В работах значительного числа авторов нашли отражение основные концепции западной культурологии:

· структурно-функциональная,

· семиотическая,

· концепция культурной антропологии др.

В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур (Библер).

Как же лучше изучать такое сложное и многоплановое явление, как культура. С учетом профиля подготовки студентов и их конкретизирующих их квалификационных характеристик и профессиограмм,

Специалисту естественнонаучного и инженерно-технического профиля всоответствии со Стандартом следует знать:

· исходные понятия и термины культурологии,

· важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии,

· характеристики основных этапов развития культуры в истории общества.

· Он должен уметь:

· ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике,

· вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Специалисту социально-гуманитарного профиля в дополнение к уже изложенному необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и

· понимать логику основных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века,

· знать основные закономерности становления и развития европейской цивилизации, ее выдающейся роли в мировом процессе,

· владеть навыками эстетического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций,

· основами профессиональной этики.

 

 

1.2 Историческое развитие представлений о культуре

Происхождение понятия «культура»

 

Слово культура в русском, а также в большинстве европейских языков произошло от латинского colere – возделывать, обрабатывать почву.

В описании даже относительно простого агротехнического процесса культивации зафиксированы:

· факт изменения человеком природы;

· по определенным правилам;

· с использованием соответствующей техники;

· изобретенной не им, а предшественниками, но им усовершенствованной;

· усвоенной в процессе обучения;

· происходившего в значительной мере с помощью слов;

· с конечной целью улучшения продукта труда, повышения урожайности.

В последующем причастие прошедшего времени от глагола colere – cultus стало означать также «почитание» - культ и послужило началом целого смыслового ряда понятий, тем не менее внутренне связанным с исходным значением, ибо культ почитания изначально сформировался как магическое средство влияния на окружающий мир с помощью предков, сознательное и неосознанное символическое средство влияния человека на себя и окружающих, средство воспитания (того же культивирования) грядущих поколений.

В современных обзорах истории понятия «культура» отмечается, что в России еще в 1853 г. слово «культура» было причислено к ошибочно употребляемым, ненужным. В конце прошлого века В. Даль включает его в словарь. Слово культура имеет такое определение: «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать в место обрабатывать, возделывать, образовывать».

Культура – сокровищница созданных человеком объектов. Но как стал возможен этот необыкновенный переход от природного к «надприродному»?

«Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том,

· что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает;

· о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством;

· как сложились взаимоотношения полов, отношение к смерти, к матери и отцу».

В этом грандиозном переходе к культуре наиболее существенным является, по-видимому, следующее:

1. Использование огня и орудий. Животное существо, не имеющее ни того, ни другого, мы никогда не примем за человека.

2. Появление речи. Взаимопонимание животных достигается посредством спонтанного выражения ими каких-то их ощущений, и только человек способен выражать в речи и передавать при ее помощи смысл предметного мира, который является объектом его мышления и речи.

3. Способы насилия над самим собой, которые формируют человека, например, табу (запреты). В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. В известном смысле можно сказать, что природа человека – это его искусственность.

4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в том, что люди осознают их смысл.

5. Жизнь, формируемая мифами, с помощью образов, подчинение всего существования – семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы – этим образам, которые в нашем бесконечном толковании и углублении их являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия и дают ощущение укрытости и уверенности, - все это в своих истоках неразличимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.