Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество – не простое множество людей (арифметическая счетность), не куча индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений)




Взаимодействие людей и образуют общественную жизнь, оно создает общество как некоторый живой организм (органическое целое).Поэтому есть смысл сослаться на формулу классического марксизма, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом.

Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности.

· Появляясь на свет, человек со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую.

· Он, проходя свой жизненный путь (биография), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные роли), впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения – это основания, а культура – обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим о двух планах рассмотрения жизни людей.

· Первый – «общество» - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения.

· Другой«культура» - это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния (умения делать), обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи своего рода выражением ее качества, положенной определенностью.

Понятие об объекте деятельности трактуется философией в определениях различного уровня. От гносеологической пары западной философии «субъект – объект» представляющей в абстрактном виде практическое отношение родового человека к миру, до индивида, действующего в обществе – отдельного человека (личности).

Дело в том, что в целостном организме общества существуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и развитие собственно социальной структуры.

С этих позиций социальный объект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование. Надо отметить, что субъектами социальной общности выступают не только общности (классы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поколения и т. д.), но и учреждения, организации, объединения (государства, партии, союзы, коммерческие группы и т. п.).

В самом общем виде можно было развернуть такую цепочку субъектов деятельности:

· индивид (личность),

· малая (контактная) группа,

· социальные институты,

· организации и объединения,

· классы,

· иные субъекты социального расслоения (стратификации),

· этносы,

· страны-государства,

· региональные сообщества,

· человечество (родовой субъект).

Поэтому правомерно говорить: о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой культуре.

Таким образом, все сказанное позволяет охарактеризовать сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности.

· Существуя в формах внешней (объективированной) и внутренней (субъектной)предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом его деяний, предопределяющий характер, механизм и направление самих деяний.

· Именно поэтому она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.

· Сами эти регулятивы являют собой противоречивое единство материального и идеального, их сплетенность и взаимопроникновение.

Такой подход к культуре позволяет фиксировать ее глубинную сущность и понять, почему она разлита во всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности. Таковы многообразные черты онтологии культуры, ее сущностного видения.

Литература

1. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

2. Актуальные проблемы культуры XX в. /Под ред. В. И. Добрынина. М.,1993.

 

1.6. Основные функции культуры

 

Говоря о функциях, мы затрагиваем аспект в отношении культуры «как она функционирует», как осуществляется единство культурной жизни общества в историческом и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов.

К основным функциям принято относить:

· культура как форма трансляции социального опыта;

· культура как способ социализации личности.

Культура как тип социальной памяти

 

В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.

В аналитических определениях культуры упор обычно делается:

· на ее предметном содержании, тогда интерпретируется как «система ценностей, норм и институтов»

· на функциональной стороне – как процесс «развития сущностных сил человека, способностей, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей».

В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура – это «сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека».

Культура – это

· исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей;

· норм, способов организации поведения и общения;

· процесс творческой деятельности человека.

 

Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры:

· предметно-ценностная,

· деятельностная,

· личностно-атрибутивная,

· информационно-знаковая,

· концепция культуры как подсистемы всего общества.

В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющий свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.

Деятельностная концепция принимает во внимание, прежде всего, «человеческий фактор» как духовную интенцию развития культуры, как способ жизнедеятельности.

Личностно-атрибутивная – представляет ее в качестве характеристики самого человека.

Информационно-знаковая – изучает как некую совокупность знаков и знаковых систем.

В рамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается в качестве такой его сферы, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество в этом случае представляется как социетальная система, изменения в одной из сфер которой приводят к соответствующим трансформациям в других подсистемах.

Культура рассматривается также как надиндивидуальная реальность, усвояемая человеком в процессе его социализации или, наоборот, номиналистки, т. е. как реальность личностного характера.

На современном этапе наиболее популярны:

· деятельностный подход – культура рассматривается как технология воспроизводства и производства человеческого общества.

· парадигма, ориентированная на ценностный подход – культура предстает как сложная иерархия идеалов и смыслов.

Несмотря на различие интерпретаций общим является то, что культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней, поскольку символ является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое наиболее доступно для непосредственного изучения.

Ю. М. Лотман, реализуя семиотический подход, подчеркивает, что «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т. е. социальное.

Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются… Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».

Таким образом, культура по Ю. М. Лотману имеет

· коммуникационную природу,

· символическую природу.

Определенная устойчивость, код еще называется традицией.

Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура – это не только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. В этом смысле можно говорить об «окультуренности» человека в исторических формах его существования благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных традиций: в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве, поэтическом народном творчестве и т. д.

Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.