Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека.

В современной философии можно выделить два под­хода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. В узком смысле культура трак­туется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным ин­дивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

1) познавательный, знаково-символический эле­мент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.

2) ценностно-нормативная система. Ценность – это свойство предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­стояние, семья, образование, правопо­рядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжела­тельность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.).

3) соци­альная норма – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отно­шениям индивидов, социальных групп, классов и общественных ин­ститутов.Их исполнение и предписа­ние обеспечивается различными формами принуждения - общественным мнением и государственными институтами.

4) обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуля­ции деятельности и отношений людей, которая воспроизво­дится в опреде­ленном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут высту­пать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения. Традиции – элементы социального и культурного наследия, пере­дающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном со­обществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержа­ние.

Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. Это так называемая «вторая природа», надстроенная над первой, естест­венной природой.

Человек является био­логиче­ским, природным существом и, одновременно, он в значитель­ной мере пре­одолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и выступает как способ и мера овладения челове­ком естественного и соци­ального миров. Создавая культурные ценнос­ти, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле куль­тура равнозначна степени ре­ализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека пре­одолеть рамки своего временного, биологического существования и самореализоваться.

Кризис индустриального общества обострил проблему ценнос­тей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для первых наука и техника – те ценно­сти, которые имеют абсолютное значение, способны быть средством лечения всех социально-экономи­ческих болезней общества. Антисциентисты - противники абсолютизации ценности науки и техники. Они говорят, что разра­ботка и использование техники способны уничтожить основы человеческого существо­вания. На самом деле необходимо безогово­рочно признать человека высшей ценностью, хотя есть опасность неконтролируемого приумножения им своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной сто­роной которых является безудержное потребительство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обшество как развивающаяся система | Глобализация современного мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.