КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, включает в себя материальные и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов. 1) познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. 2) ценностно-нормативная система. Ценность – это свойство предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, правопорядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.). 3) социальная норма – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов.Их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения - общественным мнением и государственными институтами.
4) обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержание. Культура, в широком смысле, включает в себя материальные и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Это так называемая «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой. Человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и выступает как способ и мера овладения человеком естественного и социального миров. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного, биологического существования и самореализоваться. Кризис индустриального общества обострил проблему ценностей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для первых наука и техника – те ценности, которые имеют абсолютное значение, способны быть средством лечения всех социально-экономических болезней общества. Антисциентисты - противники абсолютизации ценности науки и техники. Они говорят, что разработка и использование техники способны уничтожить основы человеческого существования. На самом деле необходимо безоговорочно признать человека высшей ценностью, хотя есть опасность неконтролируемого приумножения им своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной стороной которых является безудержное потребительство.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |