Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полезность блага. Подходы к измерению полезности




ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Рыночный спрос определяется на основе решений, принимаемых множеством отдельных потребителей. Формируя спрос на тот или иной товар, потребитель анализирует пользу, получаемую в процессе потребления блага. Затем он учитывает свою покупательную способность и стремится приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы максимальное общее удовлетворение от их использования. Предполагается, что поведение потребителя является рациональным, и рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Функция полезности U (utility function) представляет собой зависимость некоего уровня полезности от количественных значений ряда потребляемых благ. В рамках теории потребительского выбора сложилось два подхода к определению функции полезности – кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Количественный подход исходил из того, что теоретически можно измерить полезность подобно измеримости массы, расстояния. Его сторонники (У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас и др.) предлагали для удобства исследования измерять полезность от потребления блага в неких количественных показателях – ютилах. Однако условность и субъективность количественных измерений были настолько очевидны, что потребовалось найти другой подход. Главная заслуга количественной теории – открытие предельной полезности.

Общая полезность TU (total utility) – это удовлетворение или польза от определенного количества товара. Она возрастает с увеличением количества блага. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью MU (marginal utility).

При фиксированных объемах потребления всех прочих благ существует зависимость общей и предельной полезности от потребления блага Х (рис.4.1). Предельная полезность является частной производной функции полезности по объему потребления блага Х. Графически она определяется по тангенсу угла наклона касательной к кривой общей полезности, например, в точке А и В. С увеличением количества потребляемого блага при фиксированном объеме потребления всех остальных благ удовлетворение, приносимое каждой последующей единицей, уменьшается. Это закон уменьшающейся предельной полезности (первый закон Госсена).

Уровень полезности определяется целым набором благ, который можно называть потребительской корзиной. Если растет потребление одного блага, то эффект зависит от того в каких количествах имеются и другие блага. Второй закон Госсена утверждает: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ, нужно каждое из них потреблять в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Порядковый подход предполагал возможность измерения полезности только на основе сравнения и упорядочивания потребителем наборов благ с точки зрения их предпочтения.Разработали его В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Аллен, Дж.Хикс и др.

Предпочтения (preferences) – упорядоченная система относительных оценок различных наборов благ. Существует три основных предположения относительно предпочтений потребителя:

1) предпочтения сформированы, т. е. потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских товаров (например, потребитель может указать, что набор А предпочтительнее набора В);

2) предпочтения транзитивны: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также набор А набору С;

3) предположение о ненасыщаемости: потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему.

Рассмотрим с позиций порядкового подхода потребительский выбор и ответим на вопросы: сколько единиц каждого блага будет покупать потребитель при определенных условиях, и как будут меняться объемы благ при изменении этих условий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.